Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре Юриной Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Ральникова Д.Н. о признании недействующим приказа Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 14 февраля 2023 года N 18 "Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы", понуждении включить объект в перечень выявленных объектов культурного наследия, по апелляционной жалобе Ральникова Д.Н. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 июля 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя административного истца ФИО10, представителя Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики ФИО11, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство) от 14 февраля 2023 года N18 (далее - Приказ N 18) отказано во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы", данный объект исключен из Списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.
Приказ N 18 размещен на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.aoknur.ru.
Ральников Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать недействующим со дня издания Приказ N18, понуждении включить объект в перечень выявленных объектов культурного наследия, указав на несоответствие приказа требованиям статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьи 5.1 Закона Удмуртской Республики от 6 мая 2009 года N17-РЗ "О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Удмуртской Республике".
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 июля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ральников Д.Н. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Администрацией муниципального образования Муниципальный округ Дебёсский район Удмуртской Республики, Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, а также прокуратурой Удмуртской Республики представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
На территории Удмуртской Республики отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются законом Удмуртской Республики от 6 мая 2009 года N17-РЗ "О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Удмуртской Республике" (далее - Закон N17-РЗ).
Исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Удмуртской Республики является Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, деятельность которого регламентирована Положением об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 февраля 2016 года N74 "Об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики и о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 декабря 2014 года N 520 "О Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики".
Проанализировав предписания указанных законоположений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции.
Федеральный закон N 73-ФЗ определяет содержание понятия "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" и относит к ним, помимо прочего, объекты недвижимого имущества с исторически связанными с ними территориями, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (абзац первый статьи 3).
Статьей 16.1 указанного федерального закона устанавливается порядок выявления объектов культурного наследия, в том числе определяются лица, участвующие в организации проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также устанавливаются отдельные правомочия этих лиц (пункт 1).
Проверяя процедуру принятия указанного распоряжения, суд правильно исходил из того, что в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона N73-ФЗ порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Такой порядок утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1905 (далее - Порядок) и содержит положения, аналогичные установленным пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, об организации проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия, а также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Из пункта 2 названного Порядка следует, что указанные работы могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:
- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта;
- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;
- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
В силу пунктов 7, 8, 9 Порядка государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, включение в который осуществляется на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 Порядка, основанием для исключения объекта из указанного списка является решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в данный перечень.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Приказ N 18 принят в связи с поступлением в Агентство заявления Ральникова Д.Н. от 21 апреля 2022 года, о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия: Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы", расположенного по адресу: Республика Удмуртия, Дебёсский район, с. Дебёсы, ул. Советская, 94, ул. Андронова, 11.
Пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона N 73 предусмотрено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, установлен Законом Удмуртской Республики от 6 мая 2009 года N17-РЗ.
Согласно статьи 5.1 Закона Удмуртской Республики от 6 мая 2009 года N17-РЗ (в редакции от 11 января 2023 года) уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия организует работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с приложением сведений о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности.
Уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия в целях установления историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, вправе привлекать специалистов в области охраны объектов культурного наследия, в том числе путем создания совещательного органа. Количественный и персональный состав совещательного органа, порядок его деятельности устанавливаются уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия.
На основании заключения специалиста и (или) решения совещательного органа, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.
Приказом Агентства от 23 апреля 2018 года N100 утвержден Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Согласно пункту 3 Порядка под историко-культурной ценностью объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, понимается совокупность его характеристик, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
Согласно пункту 4 Порядка работа по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, включает в себя:
4.1. Рассмотрение заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, работ по сохранению объекта культурного наследия;
4.2. Определение историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;
4.3. Принятие решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.
Агентство регистрирует заявление с приложениями в день поступления и в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления направляет заявителю уведомление (на электронный адрес, указанный в заявлении, в случае его отсутствия - почтовым отправлением) о принятии заявления к рассмотрению или о возврате заявления и приложений к нему с мотивированным обоснованием причин возврата (пункт 11 Порядка).
После принятия Агентством заявления к рассмотрению объект, в отношении которого поступило заявление, подлежит учету в Агентстве в качестве объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (пункт 15 Порядка).
Установление историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется на основании представленных заявителем документов и материалов, имеющихся в распоряжении Агентства материалов, а также по итогам осмотра объекта, указанного в заявлении, сотрудниками Агентства с привлечением при необходимости экспертов и специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 17 Порядка).
Пунктом 18 указанного Порядка предусмотрено, что Агентство при осуществлении работы по установлению историко-культурной ценности объекта при необходимости:
а) уточняет сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
б) уточняет сведения о времени возникновения или дате создания объекта, исторические сведения об объекте;
в) уточняет сведения о лице, в собственности и (или) в пользовании которого находится объект и земельный участок, на котором расположен объект;
г) осуществляет осмотр объекта, по результатам которого составляется акт визуального осмотра с приложением фотофиксации.
Установление историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется Агентством с привлечением экспертов (специалистов) в области охраны объектов культурного наследия или на заседании Экспертно-консультативного совета при Агентстве. Решение экспертов (специалистов) в области охраны объектов культурного наследия оформляется в виде заключения с рекомендациями о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении. Решение Экспертно-консультативного совета при Агентстве оформляется протоколом с рекомендациями о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении. По результатам проведенной Агентством работы по установлению историко-культурной ценности Агентство готовит заключение об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. На основании заключения об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, Агентство принимает решение о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия (пункты 21-25 Порядка).
Согласно пункту 26 Порядка Агентство принимает решение об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия при наличии следующих обстоятельств:
а) объект не обладает признаками, определенными статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ;
б) со времени возникновения или с даты создания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, либо с даты исторических событий, с которыми такой объект связан, прошло менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц);
в) объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, имеет низкую выраженность критериев, указанных в подпунктах "е" по "и" пункта 19 настоящего Порядка.
Критериями историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, является наличие следующих обстоятельств: объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, имеет историческую ценность (высокая/низкая) - непосредственно связан с важнейшими историческими событиями или памятными датами или пребыванием выдающихся деятелей, получивших признание; подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, (высокая/низкая) - степень его сохранности в историческом виде; подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, (высокая/низкая) - степень его сохранности в историческом виде (подпункты "е" - "и" пункта 19 Порядка).
22 апреля 2022 года Агентство направило Ральникову Д.Н. сообщение о принятии его заявления, а главе муниципального образования "Муниципальный округ Дебёсский район Удмуртской Республики" информацию о поступлении заявления Ральникова Д.Н. о включении объекта - "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы" в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем нежилых зданий по "адрес", и по "адрес" Дебёсского района Удмуртской Республики, 1925 год завершения строительства, являлось Муниципальное образование " "адрес"".
Приказами Агентства от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N на основании положений пунктов 1 - 4 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, а также Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденного приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ N, создан экспертно-консультативный совет по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве; утвержден состав Экспертно-консультативного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ экспертом информационного отдела Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики осуществлен визуальный осмотр данного объекта с фотофиксацией, результаты которого с использованием сведений о заявленном объекте, содержащимися в научной и краеведческой литературе, историко-архивных материалах, отображены в акте от указанной даты.
Акт содержит выводы о том, что аутентичность Сибирского тракта в предполагаемых границах достопримечательного места утрачена, интерьеры двухэтажного здания по "адрес", расположенного на перекресте улиц Андронова и Советской за время эксплуатации претерпели изменения относительно первоначальных, двухэтажное здание по "адрес" 2001 году признано аварийным и не эксплуатируется, здания не имеют стилевой и особой архитектурной выразительности, не являются уникальными. Авторство архитектора ФИО12 по зданию на "адрес" не подтверждено.
28 июля 2022 года Агентством с целью установления историко-культурной ценности спорного объекта принято участие в выездном заседании Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры", по результатам которого составлен Протокол N1 выездного заседания, рекомендовано Агентству включить объект в Список выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
15 сентября 2022 года проведено заочное совещание секций архитектуры и монументального искусства, исторического населения и популяризации, археологического наследия Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве (протокол заочного совещания N4 от 15 сентября 2022 года), на котором принято решение о рекомендации Агентству включить объект в Перечень выявленных объектов культурного наследия.
Рассмотрев заявление Ральникова Д.Н, акт визуального осмотра от 28 июля 2022 года и протокола экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве от 15 сентября 2022 года, составлен Акт об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия от 10 февраля 2023 года, согласно которому объект "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы" не соответствует признакам, определенным статьей 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N73-ФЗ. Подлинность объекта низкая, поскольку здания перестраивались и дополнялись пристроями и отдельными элементами; территория объекта как достопримечательного места, включая перекресток улиц Советская и Андросова, утратила свой аутентичный вид, отсутствует целостность восприятия заявленной территории; вокруг расположена дисгармонирующая застройка.
По результатам сведений об установлении историко-культурной ценности объекта на предмет соответствия критериям историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками культурного наследия - "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы" не имеет историко-культурной ценности и не подлежит включению в перечень выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики.
Кроме того, к изучению вопроса был привечен независимый эксперт ФИО13, согласно экспертному мнению которого историческое значение села Дебёсы, как места слияния северной и южной веток Большого Сибирского теракта, представляет интерес с точки зрения мемориальной и исторической ценности. Сохранившиеся фрагменты застройки начала XX в. представляют отголоски местной провинциальной эклектики и народного стиля в архитектуре.
Представленный на рассмотрение фрагмент центральной части села, оформленный в виде границ достопримечательного места, имеет очень цитатный характер застройки и рваный контур. Утраченная церковь "Живоначальной Троицы" середины XIX в, утраты застройки юго-восточной части красной линии "адрес", а также кучное расположение диссонирующих объектов второй половины XX в. Говорит о сильной деформации подлинности исторической застройки села Дебёсы.
Представленный на рассмотрение объект в указанных в нем границах содержит разрозненную застройку, созданную в начале XX в. и хранит мемориальную информацию о событиях дореволюционного периода, но при этом не включает расположенные вблизи: памятник "Земляках, погибшим в годы Великой Отечественной войны" и сакральное место утраченной церкви "Живоначальной Троицы" середины XIX в.
На основании изложенного, эксперт пришел к выводу о недостаточности наличия указанных в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ категорий и принципов для включения объекта, обладающего признаками культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (отрицательное заключение).
Эксперт ФИО13 с 2018 года по настоящее время является федеральным экспертом Министерства культуры Российской Федерации в области государственной историко-культурной экспертизы, занимается подготовкой документов для внесения памятников России в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Эксперт является действующим, сведения об аттестации эксперта государственной историко-культурно экспертизы опубликованы на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении срока организации работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, судом первой инстанции были рассмотрены и оценены. Как верно указал суд, нарушение 90 дневного срока не влечет признание оспариваемого приказа незаконным.
Каких-либо иных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта судом апелляционной инстанции не выявлено.
Оценивая Приказ N 18 на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд правильно исходил из того, что в силу положений пунктов 1 - 4 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ в перечень выявленных объектов культурного наследия подлежат включению объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона.
Из Акта Комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, от 10 февраля 2022 года следует, что на стадии выполнения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, не установлено наличие у спорного объекта архитектурной, градоустроительной, художественной, культурологической и социальной ценности, имеющей особое значение для истории и культуры Удмуртской Республики.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком необоснованно не установлена историко-культурная ценность объекта не могут быть приняты во внимание, поскольку отражают субъективную оценку заявителя, выводов суда о законности оспариваемого приказа уполномоченного органа не опровергают.
Доводы жалобы о необоснованном отказе судом в проведении независимой судебной технической экспертизы не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права. Все заявленные по делу ходатайства разрешены судом в порядке статьи 154 КАС РФ, а относимость, допустимость и достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом, рассматривающим дело.
Позиция административного истца о том, что вопрос об историко-культурной ценности объекта должен быть определен по результатам историко-культурной экспертизы, не основан на положениях статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, которой установлен порядок выявления объектов культурного наследия, предусматривающий процедуру предварительной оценки объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в части наличия либо отсутствия историко-культурной ценности, которая осуществляется органами охраны объектов культурного наследия, которая была соблюдена административным ответчиком.
Историко-культурная экспертиза, исходя из положений статей 28, 30 названного Федерального закона, проводится только с целью определения обоснованности либо необоснованности включения объекта в Реестр объектов культурного наследия.
Таким образом, суд, оценив все представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о том, что включение объекта "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы" в Перечень выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики не могло быть осуществлено ввиду его несоответствия признакам, определенным статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ, а также по причине низкой подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (степень его сохранности в историческом виде; подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, степень его сохранности в историческом виде (подпункт "и" пункта 19 Порядка), в связи с чем Агентством принято решение об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, что в полной мере соответствует положениям подпункта "а" пункта 26 Порядка.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на законе и материалах дела.
Довод административного истца относительно того, что судом проигнорированы приобщенные к материалам дела доказательства о высокой историко-культурной ценности данного объекта (копия постановления Главы Администрации Дебесского района Удмуртской Республики от 22 апреля 1999 года N 149; ответы МБУК "Дебесский районный музей истории Сибирского тракта с фотографией от 3 июля 2023 года, МБУК "Дебесский информационно-методический центр культуры и туризма "Сибирский тракт" от 4 июля 2023 года N 32, копии статьи из газеты Новый путь от 8 октября 2021 года, что подтверждает необоснованность выводов Агентства о низкой историко-культурной ценности объекта, обоснованно признан судом не свидетельствующим о незаконности оспариваемого приказа.
Вопреки доводам апелляционной жалобы мнения членов экспертного Совета и Президиума УРО ВОО "ВООПИиК" учтены при принятии оспариваемого Приказа.
Заключение экспертно-консультативного совета является рекомендательным и учитывается Агентством при принятии решений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Удмуртской Республики (пункт 3 Положения об экспертно-консультативном совете по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утвержденного Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 29 июня 2016 года N43).
Основными задачами Совета является в числе прочих установление историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, разработка рекомендаций и предложений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также содействие в реализации Агентством государственной политики и обеспечении нормативно-правового регулирования в указанной сфере деятельности.
Таким образом рекомендации Экспертного совета и Президиума УРО ВОО "ВООПИиК" от 28 июля 2022 года и Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 15 сентября 2022 года, не носят обязательный характер и учитываются Агентством при принятии решения в совокупности с другими доказательствами.
Протокол выездного заседания Экспертного совета и Президиума УРО ВОО "ВООПИиК" от 28 июля 2022 года, а также протокол Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 15 сентября 2022 года, не содержат выводов о соответствии объекта "Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы" признакам, определенным статьей 3 Федерального закона N73-ФЗ.
Судом первой инстанции доказательства оценены по правилам статьи 84 КАС РФ, нарушение порядка оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены верно, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ральникова Д.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.