Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДорСервис" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта "адрес" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 со дня его принятия, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ 13 декабря 2022 года, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
В пункт N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также здание/объект недвижимости с кадастровым номером N, спорное здание/объект недвижимости).
Общество с ограниченной ответственностью "ДорСервис" (далее также - ООО "ДорСервис", Общество, административный истец), обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N Перечня на 2023 год, указав в обоснование требований, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N; данное здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем необоснованно включено в Перечень на 2023 год; здание не является административно-деловым центром или торговым центром. Включение здания в Перечень нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ДорСервис" удовлетворено; признан недействующим со дня принятия приказ Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N3473 от 13 декабря 2022 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО "ДорСервис" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного суда Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, указав, что земельный участок на котором расположен спорный объект недвижимости предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание правомерно включено в оспариваемые Перечни, поскольку назначение помещений "кабинет" следует расценивать равноценно назначению "офис".
Административным истцом представлен отзыв относительно апелляционной жалобы, в котором полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, которое включено в пункт N Перечня на 2023 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан на издание обжалуемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого в 2023 году налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 3265, 8 кв.м, назначение "нежилое", наименование "реконструкция зданий придорожного комплекса при АЗС N143 "Демская" и административно-бытового корпуса ООО "ДорСервис" в придорожный комплекс", расположенное по адресу: "адрес", собственником которого с 18 июня 2019 года является административный истец.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 7 июля 2023 года N23-Исх/08845@, ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 25 октября 2023 года N23-Исх/13675 следует, что с момента постановки на учет объекта недвижимости с кадастровым номером N (18 июня 2019 года) заявлений о государственном кадастровом учете изменений назначения, наименования объекта недвижимости не поступало.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 7 июля 2023 года N23-Исх/08845@ следует, что спорный объект недвижимости расположен на земельных участках с кадастровыми номерами N, N.
Земельный участок с кадастровым номером N, имеет площадь 18167 кв.м, земельный участок с кадастровым номером N, имеет площадь 15000 кв.м, оба земельных участка относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования: автотранспортные предприятия: гаражи грузовых автомобилей, гаражи ведомственных грузовых автомобилей специального назначения, гаражи легковых автомобилей и проката, грузовых автомобилей, автобусные парки, автостоянки для временного хранения грузовых автомобилей.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельных участков "автотранспортные предприятия: гаражи грузовых автомобилей, гаражи ведомственных грузовых автомобилей специального назначения, гаражи легковых автомобилей и проката, грузовых автомобилей, автобусные парки, автостоянки для временного хранения грузовых автомобилей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом дана надлежащая оценка виду разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N, N "автотранспортные предприятия: гаражи грузовых автомобилей, гаражи ведомственных грузовых автомобилей специального назначения, гаражи легковых автомобилей и проката, грузовых автомобилей, автобусные парки, автостоянки для временного хранения грузовых автомобилей", на которых расположено здание с кадастровым номером N, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Следовательно, спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования его фактического использования в Перечень на 2023 год включению не подлежал.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости представляет собой реконструкцию зданий с кадастровыми номерами N, N в здание с кадастровым номером N.
В материалы дела представлены:
- технический паспорт, составленный Уфимским районным филиалом ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на 2 февраля 2009 года, на нежилые здания и сооружения автодорожного комплекса при АЗС N143 "Демская", согласно которому объект недвижимости состоит из литеры А (наименование - вагончик бытовой, фактическое использование - по назначению, площадь 17 кв.м.), литеры Б (наименование - объект незавершенного строительства), литеры В (наименование - диспетчерская, фактическое использование - по назначению, площадь 31, 5 кв.м.), литеры Д (наименование - теплый туалет, фактическое использование - по назначению, площадь 21, 3 кв.м.); сведений о назначении, наименовании, разрешенном использовании помещений/частей помещений, входящих в состав данного здания, технический паспорт не содержит;
- технический паспорт, составленный территориальным участком Уфимского района государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на 1 марта 2016 года, на автодорожный комплекс при АЗС N143 "Демская", согласно которому объект недвижимости имеет общую площадью 2372, 7 кв.м, состоит из литеры Б (наименование - автодорожный комплекс при АЗС N143 "Демская", фактическое использование - по назначению, площадь 2372, 7 кв.м.) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, тепловой узел, электрощитовая, лестничная клетка, подсобное, загрузочная, коридор, кладовая сухих продуктов, комната персонала, душевая, гардеробная, кладовая уборочного инвентаря, санузел, горячий цех, обеденный зал (105, 7 кв.м.), вестибюль, подсобное, моечная, холодный цех, мясо-рыбный цех, овощной цех, кладовая овощей, контора, венткамера, зал автосервиса (581, 7 кв.м.), склад, туалет, душевая, техническое помещение, комната уборочного инвентаря, гостиничный номер, кабинет, холл;
- технический паспорт, составленный участком Уфимского района государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на 11 марта 2022 года, на реконструкцию зданий придорожного комплекса при АЗС N143 "Демская" и административно-бытового корпуса ООО "ДорСервис" в придорожный комплекс, согласно которому объект недвижимости имеет общую площадью 3265, 8 кв.м, состоит из литеры Б (наименование - придорожный комплекс, фактическое использование - по назначению, площадь 3265, 8 кв.м.) и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, тепловой узел, электрощитовая, лестничная клетка, загрузочная, коридор, кладовая сухих продуктов, комната персонала, душевая, гардеробная, кладовая уборочного инвентаря, санузел, горячий цех, обеденный зал (109, 6 кв.м.), вестибюль, подсобное, моечная, холодный цех, мясо-рыбный цех, овощной цех, кладовая овощей, кладовая, венткамера, РМЦ, склад, служебное помещение, техническое помещение, раздевалка, комната уборочного инвентаря, гостиничный номер, кабинет, холл; в указанном техническом паспорте содержатся сведения о том, что технический паспорт, выполненный по состоянию на 1 марта 2016 года N10864 аннулирован.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что технические паспорта объекта недвижимости, составленные по состоянию на 1 марта 2016 года, 11 марта 2022 года, не могут быть приняты во внимание как документы технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
При таких обстоятельствах сведения технических паспортов, составленных по состоянию на 1 марта 2016 года, 11 марта 2022 года, не могут быть положены в основу судебного акта по рассматриваемому делу. Равно как и сведения технического паспорта по состоянию на 2 февраля 2009 года ввиду несоответствия площади объекта недвижимости сведениям ЕГРН.
В соответствии с разрешением на строительство N от 23 августа 2018 года, выданным администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, административному истцу разрешена реконструкция объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N, N в объект капительного строительства площадью 3265, 8 кв.м.
Во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ, филиалом ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан представлены материалы кадастрового (реестрового) дела объекта недвижимости с кадастровым номером N, включая технический план, подготовленный 6 июня 2019 года кадастровым инженером р.н.и, на основании которого объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет.
В техническом плане имеется ссылка на проект "Реконструкция зданий придорожного комплекса при АЗС N143 "Демская" и административно-бытового корпуса ООО "ДорСервис" в придорожный комплекс", вместе с тем, ни материалы кадастрового дела, ни технический план не содержат сведений о соответствии реконструированного объекта недвижимости названному Проекту, в том числе в части экспликации площади помещений (наименования, назначения, разрешенного использования помещений).
Из содержащихся в представленной технической документации сведений не следует, что в спорном здании имеются помещения, предназначенные исключительно для использования в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, общей площадью не менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости.
Как верно отмечено судом, вопреки доводам апелляционной жалобы, термин "кабинет" равнозначным термину "офис" не является, наличие в техническом паспорте наименований помещений как "кабинет" однозначно не свидетельствует об использовании их под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру.
Помещения с наименованием "автомойка", "помещение шиномонтажа", "зал автосервиса" безусловно, в отсутствие подтверждения фактического использования, не попадают под понятие объектов бытового обслуживания, то есть предназначенных для оказания услуг, исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина. Вместе с тем доказательств, свидетельствующих о том, что указанные помещения представляют собой объекты именно бытового обслуживания, материалы административного не содержат. Административным ответчиком таких доказательств не представлено.
Наличие в вышеуказанном здании помещения с назначением "обеденный зал" площадью 86, 87 кв.м, "буфет" площадью 6, 1 кв.м, "подсобное помещение буфета" площадью 3, 1 кв.м, "офис" площадью 206 кв.м не свидетельствует о соблюдении требований Налогового кодекса Российской Федерации в части наличия в здании помещений площадью не менее 20 % от общей площади объекта недвижимости, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Техническая документация на здание с кадастровым номером N не подтверждает наличие в нём помещений площадью не менее 20% от общей площади спорного здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в спорном здании помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, спорное здание в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений, в Перечень на 2023 год включению также не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 1 января 2023 года.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст.378.2 НК РФ, административным ответчиком представлен акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, составленный по состоянию на 20 июня 2022 года.
Из акта о фактическом использовании здания, составленного по состоянию на 20 июня 2022 года (далее - Акт от 20.06.2022), следует, что:
- доля площади недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания и размещения торговых объектов от общей площади объекта недвижимого имущества составляет более 20% от общей площади объекта недвижимости; мероприятие проведено без доступа комиссии в здание;
- согласно пункту 5 акта в ходе обследования с частичным доступом, было установлено, что объектом является придорожный комплекс в котором более 20% площади используется под торговую, бытовую деятельность и деятельность общественного питания.
Проверив представленный Акт от 20.06.2022, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный документ составлен с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13 Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что Акт от 20.06.2022 не соответствует вышеуказанных требованиям и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования, процентное соотношение вышеуказанных площадей, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в Акте от 20.06.2022 указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание, при этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка в акте обследования не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание.
Более того, проводя мероприятия и обследование фактического использования спорного объекта недвижимости без доступа в него, в представленном административным ответчиком акте не указано, каким образом произведен подсчет площади помещений, фактически используемых в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, равно как превышение соответствующей площади 20% от общей площади здания.
В Акте от 20.06.2022 не отражены критерии и признаки, свидетельствующие о расположении в здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, объектов общественного питания; отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Содержание указанного акта обследования не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Проанализировав представленный административным ответчиком акт обследования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данный акт не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости.
Вместе с тем, в материалы административного дела представлены договоры аренды помещений в спорном здании:
- договор аренды нежилых помещений N42-А от 1 февраля 2022 года, заключенный между ООО "ДорСервис" (арендодатель) и ООО "Энерджи" (арендатор), согласно которому в аренду передано помещение площадью 307, 9 кв.м. на 1 этаже здания (помещения на поэтажном плане 6-17, 19-21, 23, 25-34), расположенного по адресу: "адрес"; целевым назначением использования помещения является организация пункта общественного питания и торговли; срок аренды 18 месяцев с момента подписания акта приема-передачи (1 февраля 2022 года);
- договор аренды нежилых помещений N33А от 1 мая 2017 года, заключенный между ООО "ДорСервис" (арендодатель) и ООО "Сервис+" (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения: на 2 этаже в здании "Диспетчерской" общей площадью 14, 1 кв.м - помещение охраны; на 2 этаже "Здания автодорожного комплекса" комнаты 2.01 общей площадью 19, 9 кв.м, а также все комнаты на 3 и 4 этажах общей площадью 752, 6 кв.м. - гостиница, в здании расположенном по адресу: "адрес"; Срок аренды 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи (1 мая 2017 года);
- договор аренды нежилых помещений NУфа-12-20032018 от 1 ноября 2018 года, заключенный между ООО "ДорСервис" (арендодатель) и ООО "Монополия" (арендатор). Согласно договору в аренду переданы помещения: N14, 15 на поэтажном плане, общей площадью 33, 9 кв.м, в здании, расположенном по адресу: "адрес"; целевым назначением использования помещений является офис, срок аренды 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи;
- договор аренды нежилых помещений N39А от 18 февраля 2019 года, заключенный между ООО "ДорСервис" (арендодатель) и ООО "Автоюниверс" (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения: N13, 26 на поэтажном плане, общей площадью 36, 4 кв.м, в здании расположенном по адресу: "адрес"; целевым назначением использования помещений является офис, срок аренды 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи (18 февраля 2019 года);
- договор аренды нежилых помещений N54-А от 1 апреля 2022 года, заключенный между ООО "ДорСервис" (арендодатель) и ООО "Союз-Сервис" (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения площадью 1760, 5 кв.м. на 1 и 2 этажах здания (помещения на поэтажном плане 35-42, 30-33, 43-51, 34-36), расположенного по адресу: "адрес"; целевым назначением использования помещений является организация СТО; срок аренды 36 месяцев с момента подписания акта приема-передачи (1 апреля 2022 года).
Согласно письму ООО "Союз-Сервис" от 27 апреля 2023 года N007-СС, представленному в материалы дела представителем административного истца, ООО "Союз-Сервис" является компанией, входящей в состав ГК "Союз-Регион", созданной с целью сервисного обслуживания и ремонта парка грузового транспорта предприятий, входящих в холдинг, в том числе ООО "Союз-Логистик"; также компания обслуживает крупногабаритный транспорт других юридических лиц.
Кроме того, в материалы дела представлены договоры на техническое обслуживание грузового автотранспорта:
- договор N22/198-бз-ССр на техническое обслуживание, ремонт и мойку транспортных средств от 22 июля 2022 года, заключенный между ООО "Союз-Сервис" (исполнитель) и ООО "НЕО ТРАНС" (заказчик);
- договор N07/22 на ремонт транспортных средств (БТС) от 28 июля 2022 года, заключенный между ООО "Союз-Сервис" (исполнитель) и ООО "ДЛ-Транс" (заказчик);
- договор N22/88-бз-ССр на техническое обслуживание, ремонт и мойку транспортных средств от 5 мая 2022 года, заключенный между ООО "Союз-Сервис" (исполнитель) и ООО "ГЛТ Москва" (заказчик);
- договор N108/2022 на техническое обслуживание, ремонт и мойку транспортных средств от 12 апреля 2022 года, заключенный между ООО "Союз-Сервис" (исполнитель) и ООО "Союз-Логистик" (заказчик).
Из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан следует, что в спорном объекте недвижимости на момент принятия оспариваемого Перечня (13 декабря 2022 года) была зарегистрирована контрольно-кассовая техника ООО "Союз-Сервис" (дата регистрации 24.05.2022), ООО "Энерджи" (дата регистрации 25.02.2022, дата последней перерегистрации 07.06.2023), ООО "Энерджи" (дата регистрации 03.08.2020, дата последней перерегистрации 29.12.2022).
Согласно ответу общества с ограниченной ответственностью "Эвотор.ОФД" от 24 октября 2023 года NИЗ-509, по контрольно-кассовой технике, зарегистрированной за ООО "Союз-Сервис", ООО "Энерджи" передача фискальных данных осуществляется по текущую дату.
Из ответа ООО "Союз-Сервис" от 25 октября 2023 года N144-юр во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции об истребовании доказательств в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ, следует, что помещения площадью 1760, 5 кв.м, переданные по договору аренды нежилых помещений N54-А от 1 апреля 2022 года ООО "Союз-Сервис" используются для оказания услуг по техническому обслуживанию грузовых транспортных средств собственной компании, а также грузового автотранспорта коммерческих организаций - контрагентов ООО "Союз-Сервис"; расчеты за техническое обслуживание осуществляются путём перечисления денежных средств на расчётный счет, безналичного расчёта, в кассу ООО "Союз-Сервис", в связи с чем, для осуществления вышеуказанных способов расчета, в соответствии с требованиями Федерального закона N54-ФЗ от 22 мая 2003 года "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" для осуществления расчетов при проведении технического обслуживания транспортных средств контрагентов ООО "Союз-Сервис" по месту технического обслуживания зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Представленные административным истцом, а также поступившие по запросу суда, договоры аренды нежилых помещений, предоставляемых в целях размещения офисов и общественного питания общей площадью 378, 2 кв. м, подтверждающие факт использования части помещений в здании под офисы, объект общественного питания и торговли в спорный период, составляет 11, 5% от общей площади здания 3265, 8 кв. м, то есть менее 20%.
Таким образом, договоры аренды нежилых помещений, предоставляемых юридическим лицам, в том числе для размещения объектов общественного питания, офисов не подтверждают факт фактического использования части помещений в здании более 20% общей площади здания для целей налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, на момент начала каждого налогового периода.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт N Перечня на 2023 год в части включения объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт "адрес" Перечня на 2023 год недействующим с момента принятия нормативного правового акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований ООО "ДорСервис" о признании недействующим приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно с административного ответчика взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.