Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Доскачинского Василия Николаевича к Министерству имущественных отношений "адрес" об оспаривании в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица - Администрации городского округа "адрес" по доверенности ФИО8 на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте министерства имущественных отношений "адрес" www.mio.samregioN.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее - Перечень на 2016 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregioN.ru, в печатном издании "Волжская коммуна", N(29859) ДД.ММ.ГГГГ, N(29862) ДД.ММ.ГГГГ, N(29864) ДД.ММ.ГГГГ, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте министерства имущественных отношений "адрес" www.mio.samregioN.ru, в печатном издании "Волжская коммуна" N; 281(30176) ДД.ММ.ГГГГ; N(30178) ДД.ММ.ГГГГ, N(30180) ДД.ММ.ГГГГ; N(30192) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30543) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30741) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregioN.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30955), ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 23662 в Перечень на 2016 год, пунктом 8133 в Перечень на 2017 год, пунктом 9253 в Перечень на 2018 год, пунктом 9027 в Перечень на 2019 год, пунктом 9955 в Перечень на 2020 год, пунктом 8646 в Перечень на 2021 год, пунктом 8524 в Приложение N Перечня на 2022 год, пунктом 8395 в Приложение N Перечня на 2023 год включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
Доскачинский В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими со дня принятия Пункта 23662 Перечня на 2016 год, пункта 8133 Перечня на 2017 год, пункта 9253 Перечня на 2018 год, пункта 9027 Перечня на 2019 год, пункта 9955 Перечня на 2020 год, пункта 8646 Перечня на 2021 год, пункта 8524 Приложения N Перечня на 2022 год, пункта 8395 Приложения N Перечня на 2023 год.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником здания с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3, которое включено в вышеуказанные пункты Перечней на 2016-2023 годы. Указанный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Доскачинского В.Н. было удовлетворено.
С решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не согласилась Администрация городского округа Тольятти и предъявила апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда и принятию нового решения.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Администрация городского округа Тольятти указала, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, что в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции. Суд первой инстанции неправомерно отклонил доводы административных ответчиков о том, что спорный объект недвижимости включен в перечни согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, поскольку является складом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса с бытовым помещениями, склада запчастей компрессорной, контроль пропускного пункта, административно-бытового корпуса, блока вспомогательных служб", что позволяет отнести его к объектам, предназначенным для использования в целях размещения объектов бытового облуживания, в связи с чем он правомочно включен в оспариваемые Перечни на основании части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Исключение здания из оспариваемых пунктов Перечней приведет к не получению в полном объеме доходов в местный бюджет.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокуратурой "адрес" представлены возражения, о их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации (которая действовала на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О нормативных правовых актах "адрес"" министерства и иные органы исполнительной власти "адрес", их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте министерства имущественных отношений "адрес" www.mio.samregioN.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregioN.ru, в печатном издании "Волжская коммуна", N(29859) ДД.ММ.ГГГГ, N(29862) ДД.ММ.ГГГГ, N(29864) ДД.ММ.ГГГГ, определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте министерства имущественных отношений "адрес" www.mio.samregioN.ru, в печатном издании "Волжская коммуна" N; 281(30176) ДД.ММ.ГГГГ; N(30178) ДД.ММ.ГГГГ, N(30180) ДД.ММ.ГГГГ; N(30192) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30543) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30741) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregioN.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30955), ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.
При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции верно установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений "адрес" с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта и введение его в действие, и по указанным основаниям административным истцом не оспариваются.
Доскачинский Василий Николаевич обратился в Самарский областной суд ДД.ММ.ГГГГ с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия:
- пункт 23662 Перечня на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N;
- пункт 8133 Перечня на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
- пункт 9253 Перечня на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N;
- пункт 9027 Перечня на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
- пункт 9955 Перечня на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
- пункт 8646 Перечня на 2021 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N;
- пункт N Приложения N к Перечню на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
- пункт N Приложения N к Перечню на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Доскачинского В.Н. было удовлетворено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, обоснованно констатировав, что спорный объект недвижимости не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание - здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт 23662 Перечня на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт 8133 Перечня на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером 63 N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт 9253 Перечня на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером N
В пункт 9027 Перечня на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт 9955 Перечня на 2020 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт 8646 Перечня на 2021 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт N Приложения N к Перечню на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В пункт N Приложения N к Перечню на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
Здание имеет назначение: нежилое, наименование: "склад запчастей с компрессорной (здание лит. А6)", виды разрешенного использования отсутствуют.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, местоположение: "установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"", имеет площадь 7985+/-31 кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером N внесен в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса с бытовым помещениями, склада запчастей компрессорной, контрольно-пропускного пункта, административно-бытового корпуса, блока вспомогательных служб", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-21).
Из материалов дела следует, что на юридически значимые даты - на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2016 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), Перечня на 2017 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), Перечня на 2018 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), Перечня на 2019 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2020 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2021 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2022 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), на дату утверждения оспариваемого в части Перечня на 2023 год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), спорный объект недвижимости располагался на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса с бытовым помещениями, склада запчастей компрессорной, контрольно-пропускного пункта, административно-бытового корпуса, блока вспомогательных служб".
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Вышеуказанными приказами земельный участок с кадастровым N, имеющим вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации производственного корпуса с бытовым помещениями, склада запчастей компрессорной, контрольно-пропускного пункта, административно-бытового корпуса, блока вспомогательных служб", являющийся смешанным, не может быть однозначно отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судебная коллегия, проанализировав вышеуказанные нормы, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также позицию административного истца, пришла к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. С выводами суда первой инстанции о том, что спорное здание не могло быть включено в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, по указанному основанию, суд апелляционной инстанции соглашается.
Таким образом, для включения в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета - техническим паспортом на здание, составленным МП "Инвентаризатор" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-49), спорный объект недвижимости имеет назначение - "склад запчастей с компрессорной", расположенный по адресу: "адрес", строение 3, имеет площадь 912, 8 кв.м.
В соответствии с экспликацией к плану строения литера А6, указанное здание имеет 1 этаж, со следующими помещениями: компрессорная, складское (2), подсобное, следовательно, находящиеся в здании общей площадью 912, 8 кв. метров помещения, имеющие указанные назначения не предусматривают размещение в них объектов в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу на запрос МП г.о. "адрес" "Инвентаризатор" N-ОЗ/1223-З от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99) в РТД МП "Инвентаризатор" отсутствуют технические паспорта на помещения в здании с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", стр. 3.
В соответствии с техническим паспортом, поступившим по запросу суда первой инстанции, составленным МП "Инвентаризатор" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на здание "склад запчастей с компрессорной Лит.А", расположенное по адресу: "адрес", строение 3, общей площадью 912, 8 кв.м. следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в его составе расположены помещения, имеющие назначение: компрессорное, складское, подсобное.
В материалах дела так же содержится проектная документация на объект с кадастровым номером N - "Проект здания склада с компрессорной" изготовленный по заказу АОЗТ "Вазинтерсервис-Снаб". В соответствии с указанной проектной документацией спорное здание общей площадью 912, 8 кв.м. введено в эксплуатацию в 2000 году, в здании расположены помещения следующего назначения: компрессорная, складское, подсобное.
Таким образом, помещений, наименование которых предусматривает осуществление деятельности, связанной с бытовым обслуживанием, в соответствии с имеющейся в материалах дела технической документацией на спорное здание, не выявлено. Из содержащихся в данной технической документации сведений не следует, что в указанном здании имеются помещения, прямо предназначенные для размещения офисных помещений, либо помещений общественного питания, либо помещений для осуществления деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг населению.
Исследовав представленные материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект был включен в Перечни по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) являются необоснованными, поскольку указанные обстоятельства не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений подпунктов 1 пункта 1, пункта 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что одного лишь наименования спорного здания - "склад запчастей с компрессорной (здание лит. А6)", достаточно для включения в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, судебной коллегией отклоняется, так как без установления наименования, назначения, вида разрешенного использования помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20% площади здания, не достаточно для отнесения его к административно-деловому или торговому центру (комплексу).
Понятие "торгового объекта" приведено в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Понятие склад указано в пункте 33 названного ГОСТ, это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. При этом, к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Для включения складских помещений в состав торговых объектов недостаточно установить, что склад предназначен или используется в деятельности по продаже товаров (услуг), необходимо, чтобы он был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Техническая документация на здание, как правильно установлено судом, не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О).
Как следует из материалов дела и установлено судом собственником нежилого здания в период 2016-2023 годы заключались договоры безвозмездного пользования нежилого здания.
Согласно п. 1.1. договора безвозмездного пользования нежилого помещения N б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Доскачинским В.Н. (ссудодателем) с ООО "СТАЛЬКОН" (ссудополучателем), ссудополучателю передано во временное безвозмездное пользование нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" строение 3, для производства металлоконструкций и хранения металла, договор заключен сроком на 5 лет (л.д. 50).
Согласно п. 1.1. договора безвозмездного пользования нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Доскачинским В.Н. (ссудодателем) с ООО "СТАЛЬКОН" (ссудополучателем), ссудополучателю передано во временное безвозмездное пользование нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" строение 3, для производства металлоконструкций и хранения металла, договор заключен сроком на 5 лет (л.д. 51).
Согласно п. 1.1. договора безвозмездного пользования нежилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Доскачинским В.Н. (ссудодателем) с ООО "СТАЛЬКОН" (ссудополучателем), ссудополучателю передано во временное безвозмездное пользование нежилое здание с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес" строение 3, для производства металлоконструкций и хранения металла, договор заключен сроком на 5 лет (л.д. 52).
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц N ЮЭ N от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "СТАЛЬКОН" содержит сведения об основном виде деятельности организации: "производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей", а так же сведения о дополнительных видах деятельности: "производство радиаторов и котлов центрального отопления", "производство металлических цистерн, резервуаров и емкостей", "ковка, прессование, штамповка и профилирование, изготовление изделий методом порошковой металлургии", "производство прочих металлических изделий, не включенных в другие группировки" (л.д. 54-65).
Из материалов дела следует, что здание используется для размещения производственной компании с основным видом деятельности "производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей", который исключает свободный доступ к помещениям неограниченного числа лиц.
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, актов осмотра спорного нежилого здания, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2016-2023 годы, до начала налоговых периодов (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), в материалы дела административным ответчиком представлено не было.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административном истцу на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 года.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы недействующим со дня принятия.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.