Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С.
судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Шаманиной Н.Ю.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, представителей административного истца - Исаева В.Н, Думы городского округа Самара - Кузнецова П.А, Департамента градостроительства городского округа Самары - Агаповой О.С, администрации городского округа Самары - Кривошеи Д.В, рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем видео-конференцсвязи, административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" на решение Самарского областного суда от 24 июля 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последнего уточнения (от 06.07.2023 года) просило признать недействующими с момента принятия Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары, утвержденный Решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в редакции Решения Думы г.о. Самары от 29.04.2022 года N 182, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к функциональной зоне - "зона лесов", Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 27декабря 2022 года N 265 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к территориальной зоне - Р3 - "зона природных ландшафтов".
Требования мотивированы тем, что общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N. Приобретая земельные участки с видом разрешенного использования " под строительство многоквартирных домов свыше 3-х этажей" в зоне Ц-3, общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" рассчитывало осуществлять предпринимательскую деятельность путем строительства жилых домов. С целью реализации своих прав общество получило градостроительный план в отношении земельного участка с кадастровым номером N. 20.09.2018 года оно заключило договор аренды с правом выкупа, прошедший государственную регистрацию, согласно которому на земельных участках предполагалось строительство обществом с ограниченной ответственностью "Стройресурс" с последующим выкупом одного из участков по цене более 1 977 550 000 руб. Однако, в соответствии с Генеральным планом в редакции с учетом изменений, внесенных Решением Думы г..о. Самара от 29.04.2022 года N 182, зонирование земельных участков соответствует зоне лесов. В редакции Решения Думы от 5.12.2019 года N 477 зонирование соответствовало зоне существующего природного ландшафта, а еще ранее в Генеральном плане в редакции Решения Думы г..о. Самары от 07.02.2012 N 181 земельные участки находились в границах двух зон: зона "существующие городские озелененные территории общего пользования" и зона "планируемые территории структуры общегородской системы обслуживания". В соответствии с Правилами землепользования и застройки г..о. Самары, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 года N 61 земельные участки относились к зоне Ц-3 (зона обслуживания населения местного (районного) значения, одним из основных разрешенных видов использования земельных участков зоне Ц-3 являлся вид: "многоквартирные дома свыше 3-х этажей". Решением Думы г..о.
Самары от 29.12.2020 года N 45 территориальное зонирование, в границах которого находятся принадлежащие административному истцу земельные участки, изменено с зоны Ц-3 на зону Р-3 - зона природных ландшафтов. Пунктом 1.4 Решения Думы г..о. Самары от 27.12.2022 N 265 территориальное зонирование в отношении вышеуказанных земельных участков определено зоной Р-3 (зона природных ландшафтов). В 2009 году указанные земельные участки уже претерпели изменения зонирования и, исходя из утвержденной документации и требований части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО "Лагуна" вправе рассчитывать на действие градостроительных регламентов в отношении приобретенных земельных участков сроком до 2028 года. Полагает, что принятые изменения в Генеральный план и Правила застройки и землепользования ограничили права собственника земельных участков, лишили его возможности осуществления строительства на указанной территории. Само по себе наличие на земельном участке зеленых насаждений не может служить достаточным обоснованием изменения территориального планирования и градостроительного зонирования.
Решением Самарского областного суда от 24 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Лагуна" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела от ООО "Лагуна" поступило заявление об отказе от административного искового заявления.
Представитель ООО "Лагуна", участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, просил удовлетворить заявление об отказе от исковых требований, производство по делу прекратить.
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, возражали против удовлетворения ходатайства об отказе от административного искового заявления.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в заключении полагал заявление ООО "Лагуна" об отказе от исковых требований подлежащим удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив заявление об отказе от административного искового заявления, возражения на заявление об отказе от административного искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 КАС РФ установлено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно частям 3 - 4 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
На основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Статьей 304 КАС РФ предусмотрено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что порядок и последствия рассмотрения в суде апелляционной инстанции заявления об отказе административного истца от административного иска об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ (часть 2 статьи 304 КАС РФ).
Согласно части 5 статьи 46, части 10 статьи 213, пункту 2 части 2 статьи 214 КАС РФ суд апелляционной инстанции не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит закону, нарушает права других лиц или имеются публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа (например, в случае, когда в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от административного иска по делу, в котором принято решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспоренного акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов).
Судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от административного искового заявления, поскольку административный истец отказался от административного иска добровольно, подобный отказ соответствует положениям КАС РФ и не противоречит другим федеральным законам, не нарушает права и законные интересы других лиц, а также отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа от административного иска; вывод о несоответствии применения оспоренного акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов, обжалуемое решение не содержит.
С учетом изложенного, принимая отказ административного истца от административного искового заявления, на основании статьи 304 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, производство по настоящему делу прекратить по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
принять отказ административного истца общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" от административного искового заявления к Думе городского округа Самара о признании недействующими с момента принятия Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары, утвержденный Решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в редакции Решения Думы г.о. Самары от 29.04.2022 года N 182, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к функциональной зоне - "зона лесов", Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 27декабря 2022 года N 265 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к территориальной зоне - Р3 - "зона природных ландшафтов".
Решение Самарского областного суда от 24 июля 2023 года по настоящему административному делу отменить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" к Думе городского округа Самара о признании недействующими с момента принятия Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары, утвержденный Решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в редакции Решения Думы г.о. Самары от 29.04.2022 года N 182, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к функциональной зоне - "зона лесов", Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в редакции Решения Думы г.о. Самары от 27декабря 2022 года N 265 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N к территориальной зоне - Р3 - "зона природных ландшафтов", прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.