Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе финансового управления администрации города Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 31 июля 2023 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителей административных ответчиков финансового управления администрации города Оренбурга - ФИО8, Министерства финансов Оренбургской области - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Оренбургский областной суд с административным иском о взыскании в его пользу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 52 480 рублей, а также судебные расходы в размере 5 000 рублей на оплату юридических услуг.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 декабря 2020 года на администрацию города Оренбурга возложена обязанность по предоставлению ФИО1 за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения в пределах территории муниципального образования "город Оренбург", которое до настоящего времени не исполнено.
Решением Оренбургского областного суда от 31 июля 2023 года административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; взыскана с муниципального образования "город Оренбург" в лице финансового управления администрации г. Оренбурга за счет бюджета муниципального образования "город Оренбург" в пользу ФИО1 компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 2 000 рублей.
Финансовым управлением администрации города Оренбурга подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как принятого с существенным нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований к финансовому управлению администрации города Оренбурга, управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга со ссылкой на то, что решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года на администрацию города Оренбурга возложена обязанность по предоставлению жилого помещения за счет средств бюджета Оренбургской области, в связи с чем, орган исполнительной власти Оренбургской области является субъектом исполнения указанного судебного акта, который не исполняется ввиду несвоевременного поступления выделенных субъектом Российской Федерации денежных средств на данные цели. Имеется ссылка на то, что администрация города Оренбурга предприняла все меры для исполнения судебного акта (выделяемые из бюджета Оренбургской области в период с 2020 по 2022 годы денежные средства в полном объеме направлены на приобретения жилых помещений; неоднократно направлены обращения с целью выделения дополнительного финансирования, а также информация о потребности в обеспечении жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан; самостоятельно за счет внутренних резервов выделены денежные средства). Вместе с тем доказательств того, что финансовый орган субъекта Российской Федерации действовал эффективно в целях исполнения судебного акта, которое напрямую зависит от объема выделенных из бюджета Оренбургской области денежных средств, не имеется. Обращается внимание на то, что 31 июля 2023 года ФИО1 предоставлено жилое помещение. Указывается на наличие оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
Относительно доводов апелляционной жалобы министерством финансов Оренбургской области представлен отзыв, в котором просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель финансового управления администрации города Оренбурга - ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель Министерства финансов Оренбургской области - ФИО7 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как установлено частями 1 - 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Федерального закона N 68-ФЗ).
В силу требований частей 1, 4 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как разъяснено в пунктах 40, 46, 48, 55, 56.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ N 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, эффективности и достаточности действий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, предпринимаемых в целях осуществления уголовного преследования, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта. Поскольку сам факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ, пунктом 6 статьи 222.3 АПК РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации.
Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ, часть 2 статьи 222.8 АПК РФ).
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, часть 4 статьи 222.4 АПК РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). В случае если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
Принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя (пункт 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 11).
Из материалов настоящего дела и гражданского дела 2-7161/2020 следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года на администрацию города Оренбурга возложена обязанность по предоставлению ФИО1 за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования "город Оренбург" не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
На основании исполнительного листа серии N, выданного 12 февраля 2021 года, постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 12 марта 2021 года в отношении администрации города Оренбурга возбуждено исполнительное производство, должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением судебного пристава - исполнителя от 20 апреля 2021 года с администрации города Оренбурга взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20 апреля 2021 года администрации города Оренбурга установлен новый пятидневный срок для исполнения решения суда со дня получения настоящего постановления.
Администрация города Оренбурга сообщила судебному приставу - исполнителю, что постановлением администрации г. Оренбурга от 20 ноября 2017 года N 4475-п ФИО1 включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При рассмотрении вопроса о выделении субвенций на 2021 год муниципальному образованию город Оренбург первоначально доведен предельный объем финансирования на обеспечение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот в размере 73 303, 0 тыс. руб. В результате обращения с письмом об увеличении объема финансирования на обеспечение переданных государственных полномочий, объем выделенных субвенций на 2021 год на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений увеличен до 167 352, 1 тыс. руб. Основания для направления обращений о выделении дополнительных денежных средств в более ранний срок не имелось, поскольку вопрос о выделении дополнительного финансирования в пределах финансового года может быть рассмотрен только после освоения уже выделенных субвенций в полном объеме. Субвенции 2021 года не освоены в полном объеме. Администрация не имела объективной возможности предоставить жилое помещение в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, поскольку механизм исполнения данной категории имеет свою специфику. На всю сумму выделенных субвенций проведены аукционы, Торги признаны не состоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. Поскольку в отношении администрации имеются решения рассматриваемой категории и по другим взыскателям, предоставление им жилых помещений осуществляется исходя из даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 10 июня 2021 года администрация города Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 февраля 2022 года администрации города Оренбурга установлен новый пятидневный срок для исполнения решения суда со дня получения настоящего постановления.
Постановлением заместителя начальника - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 18 апреля 2022 года администрация города Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после наложения административного штрафа и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 9 декабря 2022 года администрации города Оренбурга установлен новый десятидневный срок для исполнения решения суда со дня получения настоящего постановления.
До даты обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года не исполнено.
Решением Оренбургского областного суда от 4 октября 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено, в его пользу взыскана компенсация за нарушение права на исполнение решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года в разумный срок в размере 30 000 рублей.
Указанным решением Оренбургского областного суда, вступившим в законную силу, установлено, что общий срок исполнения судебного акта Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года на момент его принятия не отвечал требованиям разумности, длительность исполнения судебного акта являлась чрезмерной, а действия администрации города Оренбурга не являлись достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда, вследствие чего нарушаются права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок.
Данные обстоятельства в силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ, пункта 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 11 не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИОИП ГУФССП по Оренбургской области от 12 мая 2023 года администрация города Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после наложения административного штрафа и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга 20 февраля 2023 года сообщило начальнику отдела - старшему судебному приставу, что ФИО1 вошел в список получателей жилых помещений на субвенции 2022 года. После ввода многоквартирного дома в эксплуатацию со взыскателями будут заключены договоры найма специализированного жилого помещения.
Продолжительность исполнения судебного решения после взыскания компенсации составляет 9 месяцев 27 дней (с 5 октября 2022 года по 31 июля 2023 года).
Разрешая требования административного истца, суд проанализировал приведенные положения КАС РФ, Федерального закона N 68-ФЗ, постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11, а также вступившие в законную силу решение Оренбургского областного суда от 4 октября 2022 года, установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для присуждения в его пользу соответствующей компенсации.
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что субъектом исполнения решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года является орган исполнительной власти Оренбургской области являются несостоятельными, поскольку названным судебным актом обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение возложена именно на администрацию города Оренбурга, в связи с чем, этот орган указан в исполнительном листе в качестве должника и в отношении него возбуждено исполнительное производство.
Само по себе указание в решении суда на то, что жилое помещение должно быть предоставлено администрацией города Оренбурга за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области не свидетельствует о том, что исполнение такого решения должно производиться субъектом Российской Федерации. Напротив, в указанном судебном решении обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения возложена только на администрацию города Оренбурга, при этом каких-либо обязанностей на конкретный орган государственной власти Оренбургской области не возложено.
В этой связи подлежат отклонению как необоснованные доводы финансового управления администрации города Оренбурга об отсутствии доказательств эффективности действий финансового органа субъекта Российской Федерации в целях исполнения судебного акта.
Не могут быть признаны состоятельными ссылки в апелляционной жалобе на несвоевременность поступления выделенных субъектом Российской Федерации денежных средств, на зависимость исполнения решения суда от их объема, на предпринятые администрацией Оренбургской области меры для исполнения судебного акта, на предоставление ФИО1 жилого помещения.
Данные доводы не свидетельствуют о своевременности, достаточности и эффективности действий должника по исполнению решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 16 декабря 2020 года и факт его неисполнения в разумный срок не опровергают, притом, что недостаточность финансирования в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, рассматриваться не может.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы является законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым право ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок признано нарушенным и в его пользу взыскана компенсация, размер которой применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, является справедливым, обеспечивающим индивидуальный подход к определению ее размера, исходя из требований административного истца, продолжительности нарушения и значимости его последствий, соответствует принципам разумности, справедливости, а также достигает своей цели как меры ответственности государства за допущенное нарушение.
Вопреки доводам апелляционной жалобы установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона N 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ процессуальный срок на обращение с настоящими требованиями административным истцом соблюден. При этом является ошибочной ссылка финансового управления администрации города Оренбурга на положения части 5 статьи 250 КАС РФ, которые к рассматриваемым правоотношениям не применяются.
Учитывая изложенное, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, в том числе предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, судебной коллегией вопреки доводам апелляционной жалобы не установлено.
Судебная коллегия находит правильной позицию суда и в части взыскания в пользу ФИО1 судебных расходов на оплату государственной пошлины и услуг представителя.
В соответствии частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положениями статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Статьей 112 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Анализируя состав и размер судебных расходов, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что они были необходимы для реализации права административного истца на обращение в суд, а их размер подтвержден представленными в материалы дела доказательствами. Оснований для изменения размера судебных расходов либо для их перераспределения между сторонами не установлено.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управления администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.