Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гольцман Л.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе финансового управления администрации г. Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 24 июля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гольцман Л.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации г.Оренбурга, финансовому управлению администрации г. Оренбурга, Министерству финансов Оренбургской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от "Дата", вступившим в законную силу, на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить административному истцу за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области благоустроенное помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования г. Оренбург.
На основании исполнительного листа 18 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени решение не исполнено.
Просит взыскать с административного ответчика в свою пользу 150 000 рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей, госпошлину в размере 300 рублей.
Решением Оренбургского областного суда от 24 июля 2023 года административное исковое заявление Гольцман Л.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворено частично.
Взыскано с муниципального образования город Оренбург в лице финансового управления администрации г. Оренбурга за счет бюджета муниципального образования "город Оренбург" в пользу Гольцман Л.А. денежная компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе финансовое управление администрации г. Оренбурга просит удовлетворить апелляционную жалобу и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требованиях в отношении финансового управления администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга отказать в полном объеме. Считают, что вывод суда относительного того, что органы государственной власти Оренбургской области не наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений льготным категориям граждан и, следовательно, не являются субъектами исполнения судебного акта о предоставлении жилья указанной категории граждан не основан на нормах действующего законодательства. Полагают, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть присуждена за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации- Оренбургской области, так как решение судебного органа не исполнено ввиду несвоевременного поступления средств, выделенных субъектом Российской Федерации. Кроме того, Администрация города Оренбурга предприняла все меры, направленные на исполнение судебного акта.
Министерством финансов Оренбургской области предоставлен отзыв, в котором просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы настоящего дела, оценив имеющиеся в рассматриваемом деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46, статьи 52 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 40 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, подлежащие учету в целях определения разумности срока исполнения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от "Дата", вступившим в силу 2 августа 2022 года, на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить Гольцман Л.А. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального образования г. Оренбург.
На основании исполнительного листа серии "Номер", выданного 8 августа 2022 года, постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 18 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство "Номер", должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления.
2 сентября 2022 года Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга сообщило судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области, что муниципальному образованию "город Оренбург" на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений объем выделенных субвенций на 2022 год составил 237 895 300 рублей. По состоянию на 29 августа 2022 года заключены муниципальные контракты на приобретение 135 жилых помещений (120 из которых - путем участия в долевом строительстве, 15 - готовое жилье). С учетом вступления в законную силу решения суда Гольцман Л.А. не вошла в список получателей жилых помещений, приобретенных за счет выделенных субвенций на 2022 год. Срок предоставления Гольцман Л.А. жилого помещения будет зависеть от объема выделенных субвенций на следующий финансовый год.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 сентября 2022 года с администрации г. Оренбурга взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа.
23 ноября 2022 года судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения решения суда - десятидневный срок со дня получения настоящего постановления.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 декабря 2022 года администрация г. Оренбурга освобождена от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 сентября 2022 года по исполнительному производству "Номер" от 18 августа 2022 года.
Постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 11 января 2023 года администрация г. Оренбурга признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
20 февраля 2023 года Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга сообщило, что муниципальному образованию "город Оренбург" на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам найма специализированного жилого помещения в 2023 году выделено 308 621 100 рублей. Управлением проводится работа по организации торгово-закупочных мероприятий, по результатам которых жилые помещений будут предоставлены взыскателям. В настоящее время заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов на территории города Оренбурга для дальнейшего предоставления взыскателям по договору социального найма. Срок сдачи - 1 июня 2023 года. Жилые помещения взыскателям будут предоставлены после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.
19 июля 2023 года судебным приставом-исполнителем установлен новый срок для исполнения решения суда - десятидневный срок со дня получения настоящего постановления.
Сведений об окончании исполнительного производства и исполнении решения суда в материалы настоящего дела не представлено.
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Гольцман Л.А. обладает правом на обращение в суд с требованиями о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, поскольку решение, вступившее в законную силу 2 августа 2022 года, не исполнено. Общая продолжительность исполнения судебного акта на день рассмотрения настоящего административного дела с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (18 августа 2022 года) составила 11 месяцев 6 дней, общий срок исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу (2 августа 2021 года) - 11 месяцев 22 дня.
Оценив представленные доказательства, суд установил, что доказательств того, что органы власти, на которые законом возложена обязанность исполнения решения суда, действовали эффективно и использовали все имеющиеся у них ресурсы для достижения цели исполнения решения суда, в настоящее дело не представлено.
Поскольку администрацией г. Оренбурга достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, не принято, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд учел требования действующего законодательства, принципа разумности, справедливости, период неисполнения решения суда и мер, принимаемых органом местной власти для исполнения требований исполнительного документа, а также то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что административный истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и жилое помещение административному истцу не предоставлено, руководствовался требованиями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 29 марта 2016 года N11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", согласно которым компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
Судебная коллегия Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Довод апелляционной жалобы о том, что исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга не может производиться финансовым управлением администрации г. Оренбурга за счет средств бюджета муниципального образования отклоняется в виду следующего.
В соответствии с Положением о финансовом управлении администрации города Оренбурга, утвержденным решением Оренбургского городского совета от 25 апреля 2011 года N133, финансовое управление администрации города Оренбурга (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по экономике и финансам.
Управление имеет самостоятельный баланс, счета в соответствии с действующим законодательством, круглую печать со своим наименованием и с изображением герба города Оренбурга, штампы и бланки установленного образца (пункт 1.5 Положения).
Управление от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Положения).
Таким образом, исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от "Дата" производится муниципальным образованием "город Оренбург" в лице финансового управления администрации города Оренбурга за счет бюджета муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности основаны на переоценке представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что суду первой инстанции не предоставлены доказательства, подтверждающие, что государственные органы субъекты Российской федерации, на которые возложена обязанность по выделению денежных средств для исполнения решения суда, действовали эффективно и использовали все имеющиеся у них ресурсы для достижения цели исполнения решения суда является несостоятельной, поскольку исполнение решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июня 2022 года должно было быть осуществлено в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Судом первой инстанции обеспечен индивидуальный подход к определению размера компенсации, посредством учета в совокупности всех обстоятельств, имеющих правовое значение: требования лица, обратившегося в суд с административным исковым заявлением, обстоятельства производства по исполнению судебного акта, по которому допущено нарушение, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, а также мер, принимаемых органом местной власти для исполнения требований исполнительного документа.
Решение Оренбургского областного суда от 24 июля 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом первой инстанции соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 24 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управления администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.