Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карасева А.И. о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год по апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 29 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20, Перечень на 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 400 раздела "Уренский муниципальный район" Перечня на 2021 год включен объект недвижимости: нежилое здание, кадастровый номер "Номер", общей площадью 94, 2 кв.м, по адресу: "Адрес"
Карасев А.И. (далее также - административный истец, Карасев А.И.) обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанной части.
Как указал административный истец, Карасев А.И. является собственником нежилого здания, кадастровый номер "Номер", общей площадью 94, 2 кв.м, по адресу: "Адрес" Фактически здание используется как теплый склад для овощей, выращенных на личном подсобном хозяйстве. Указанный объект недвижимости не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем, не подлежит включению в вышеуказанный Перечень. Кроме того вышеуказанное здание приказом Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области N 326-13-961922/22 от 28 декабря 2022 года исключено из Перечня на 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от 29 августа 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Признать недействующим со дня принятия пункт 400 раздела "Уренский муниципальный район" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обосновании жалобы указано, что судом необоснованно отклонены доводы административного ответчика о наличии у спорного объекта критериев, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества определены уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения их в действие.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости, по состоянию на дату принятия Перечня, не относился к объектам недвижимости к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, а также материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание, кадастровый номер "Номер" общей площадью 94, 2 кв.м, по адресу: "Адрес" поставлен на кадастровый учет 21 апреля 2014 года и расположен на земельном участке с кадастровым номером "Номер", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 24 апреля 2023 года.
Земельный участок с кадастровым номером "Номер", по адресу: "Адрес" поставлен на кадастровый учет 09 июля 2012 года и имеет вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 24 апреля 2023 года.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства сделал верное заключение, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Представленный стороной административного истца в материалы дела технический паспорт, составленный по состоянию на 9 февраля 2015 года, то есть после 01 января 2013 года, не может быть признан допустимым доказательством, сведения которого подтверждали бы назначение помещений в спорном здании в целях включения в Перечни или исключения из них.
Имеющаяся в материалах дела техническая документация на здание, не подтверждает наличие 20% общей площади помещений, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения в оспариваемый Перечень объекта недвижимого имущества не проводились.
В подтверждение доводов о законности включения объекта недвижимости в Перечень на 2021 год административный ответчик ссылается на то, что на дату формирования Перечня на 2021 год в ЕГРН по спорному объекту было зарегистрировано обременение: аренда, дата регистрации 08 декабря 2018 года, номер регистрации: "Номер" в пользу "данные изъяты" Согласно договору долгосрочной аренды от 05 декабря 2018 года, заключенному между "данные изъяты" и "данные изъяты"", в аренду передано здание, площадью 94, 2 кв.м, для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
МИФНС России N 5 по Нижегородской области предоставлен ответ от 14 июня 2023 года, согласно которому в период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года по адресу: "Адрес" был зарегистрирован экземпляр "данные изъяты" заводской номер "Номер", принадлежащий "данные изъяты" ИНН "Номер" снята с регистрационного учета в налоговом органе 22 ноября 2021 года.
Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области предоставлены документы из лицензионного дела "данные изъяты" в отношении объекта по адресу: "Адрес"
1) Договор долгосрочной аренды б/н от 05 декабря 2018 года, заключенный между "данные изъяты" и "данные изъяты" согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает за плату во временное владение и пользование (аренду) здание: назначение нежилое здание, кол-во этажей 1, в том числе подземных 0, общая площадь 94, 2 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: "Адрес" с кадастровым номером "Номер"; общая арендуемая площадь составляет 94, 2 кв.м.; целевое назначение помещения - осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции (п. 1.1.); помещение сдается в аренду на 2 (два) года с 05 декабря 2018 года по 05 декабря 2020 года (п. 4.1.)
2) Приказ Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 22 января 2019 года N Л-195 "О переоформлении лицензии "данные изъяты"", согласно которому "данные изъяты" переоформлена лицензия "Номер" от 25 декабря 2018 года рег. "Номер", на розничную продажу алкогольной продукции, выданную министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, на лицензию рег. "Номер" с сохранением срока действия лицензии по 25 октября 2020 года в связи с изменением иных указанных в лицензии сведений (увеличением количества территориально обособленных объектов) по адресу: "Адрес"
3) Приказ Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 05 августа 2021 года N Л-2113 "О переоформлении лицензии "данные изъяты" согласно которому "данные изъяты" переоформлена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции рег. "Номер", выданную министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, с сохранением срока действия по 25 октября 2021 года в связи с изменением иных указанных в лицензии сведений (исключением обособленных подразделений) по адресу: "Адрес"
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области пояснило, что в 2020 году лицензия "данные изъяты" была продлена в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 года N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" (действие срочных лицензий, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, продлеваются на 12 месяцев), в связи с чем, приказ о продлении министерством не издавался.
"данные изъяты" от 17 августа 2023 года в период с 16 января 2019 года (включительно) по 18 декабря 2019 года "данные изъяты" осуществляя деятельность оператора фискальных данных, получало от кассовой техники с регистрационным номером "Номер" и установленным в нее фискальным накопителем "Номер", принадлежащей "данные изъяты" (ИНН "Номер" фискальные документы (кассовые чеки).
Административный истец в обосновании фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" предоставил в материалы дела дополнительное соглашение от 01 июля 2019 года о расторжении договора долгосрочной аренды нежилого здания N б/н от 05 декабря 2018 года, согласно которому стороны пришли к соглашению расторгнуть договор аренды нежилого здания c 01 июля 2019 года. Административный истец в письменных пояснениях указывает, что с 01 июля 2019 года здание фактически используется как теплый склад для овощей, выращенных на личном подсобном хозяйстве.
Филиалом ППК "Роскадастр" по Нижегородской области предоставлен ответ от 31 июля 2023 года, согласно которому запись об аренде на основании договора долгосрочной б/н от 05 декабря 2018 года на объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" в ЕГРН погашена 07 октября 2019 года.
Согласно ответу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городском округе город "Адрес" от 02 июня 2023 года информация об организациях, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в 2020 году в спорном объекте недвижимости, отсутствует. Плановые и внеплановые проверки в период 2020 года не проводились.
Согласно ответу ОНДПР по Уренскому району УНДПР ГУ МЧС России по Нижегородской области от 05 июня 2023 года деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями в спорном объекте недвижимости не осуществляется. Контрольно-наблюдательные мероприятия в период с 2020 года не проводились.
Согласно ответу МО МВД России "Уренский" от 01 августа 2023 года сведениями об организациях, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в 2020 году в спорном объекте недвижимости, в Отделе отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорный объект недвижимого имущества в оспариваемый Перечень включен быть не мог, поскольку он не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.