Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании частично недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 годы, по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 30 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20, Перечень на 2021 год).
25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21, Перечень на 2022 год).
16 ноября 2022 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ NСл-326-13-826786/22 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее также - приказ от 16 ноября 2022 года N326-13-826786/22, Перечень на 2023 год).
Приказы от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20, 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 и 16 ноября 2022 года N326-13-826786/22 размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункты раздела "город Нижний Новгород" N Перечня на 2021 год, N Перечня на 2022 год и N Перечня на 2023 год включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО1 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
В обоснование заявленных требований указала, что принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимого имущества не обладает признаками, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в связи с чем, включение данного объекта в оспариваемые пункты Перечней на 2021-2023 годы неправомерно возлагает на административного истца, обязанность по уплате налога по завышенной ставке.
Решением Нижегородского областного суда от 30 августа 2023 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено.
Признаны недействующим со дня принятия пункты раздела "город Нижний Новгород" N Перечня на 2021 год, N Перечня на 2022 год и N Перечня на 2023 год.
Возложены обязанности на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области; в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
В апелляционной жалобе министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участившим в суде первой инстанции, представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (далее - Закон N140-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N 129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N 183 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", Положения о министерстве, сделал вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
В указанной части решение суда является правильным, сторонами не оспаривалось и не оспаривается.
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
В соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц - 1 января 2015 года.
Согласно пункту 1 решения Городской Думы г. Н. Новгорода от 19 ноября 2014 года N 169 "О налоге на имущество физических лиц", на территории муниципального образования городской округ город Нижний Новгород установлен налог на имущество физических лиц.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень на 2021-2023 годы подлежит включению такое нежилое помещение, которое отвечает хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, нежилое помещение с кадастровым номером N ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости: нежилого помещения, кадастровый номер: N, общая площадь: 80, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Указанное нежилое помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером N, общая площадь 4 310, 6 кв. м, назначение: "жилое", наименование: "жилой дом".
Информация о земельном участке, в пределах которого расположено здание с кадастровым номером N, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствует. Следовательно, земельный участок, на котором расположено здание - жилой дом, в настоящее время не сформирован.
Вместе с тем, исходя из назначения объекта недвижимости с кадастровым номером N - "жилое", наименования - "жилой дом", количество этажей 9, в том числе подземных 1, суд приходит к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, следует отнести к виду разрешенного использования - "под многоквартирный жилой дом".
Суд первой инстанции, пришел к верному выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, следует отнести виду разрешенного использования - "под многоквартирный жилой дом", так как исходя из назначения объекта недвижимости с кадастровым номером N - "жилое", наименования - "жилой дом", количество этажей 9, в том числе подземных 1.
Суд первой инстанции, анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, пришел к верному выводу о том, что он прямо не предусматривает размещение на земельном участке с таким видом разрешенного использования объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов, поскольку для них предусмотрены самостоятельные виды разрешенного использования, и не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Следовательно, помещение по указанному основанию в Перечни на 2021- 2023 годы включено быть не могло.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к торговому центру.
Вместе с тем, федеральный законодатель установилдва самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.
Следовательно, для признания законным включение нежилого помещения в Перечни достаточно установить соответствие этого помещения хотя бы одному из названных критериев.
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, согласно которому вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ.
По делу достоверно установлено, что административным ответчиком мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 годы, не проводились.
Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", общей площадью 80, 2 кв. м, этажность - цокольный этаж N1, адрес объекта: "адрес".
Нежилое помещение с кадастровым номером N расположено в жилом доме с кадастровым номером N, общая площадь 4 310, 6 кв. м, назначение: "нежилое", наименование: "жилой дом".
Согласно документам реестрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером N объект учета имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", общей площадью 80, 2 кв. м, этажность - цокольный этаж N1. Из экспликации к поэтажному плану домовладения N5А по улице Касьянова Нижегородского района города Нижнего Новгорода от 27 сентября 2007 года следует, что объект учета - помещение П4 расположено на цокольном этаже и состоит из помещений с наименованиями: техническое помещение (2), коридор, санузел (2), кабинет (3), общая площадь 80, 2 кв. м.
Согласно техническому паспорту на жилой дом (дома) и земельный участок по "адрес", составленному по состоянию на 5 мая 2006 года, представленному КП НО "НижТехИнвентаризация", объект учета имеет назначение: "нежилое", наименование: "помещение", общей площадью 80, 2 кв.м, этажность - цокольный этаж N1. Из экспликации к поэтажному плану домовладения N по "адрес" следует, что объект учета - помещение П4 расположено на цокольном этаже и состоит из помещений с наименованиями: техническое помещение (2), коридор, санузел (2), кабинет (3), общая площадь помещения 80, 2 кв. м.
Аналогичный технический паспорт содержится в Инвентарном деле на жилой дом по "адрес", представленном административным ответчиком.
При этом судом, верно, учтено, что наличие помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Учитывая изложенное, является верным вывод суда о том, что из технической документации (экспликации к поэтажному плану) не следует, что не менее 20 процентов общей площади помещения предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Следовательно, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости помещение в Перечень на 2021, 2022 и 2023 годы включению также не подлежало.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения нежилого помещения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем в нарушение приведенных положений административного процессуального закона административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие помещения критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни, не представлено. Не содержится ссылок на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Доказательств того, что спорное нежилое помещение фактически использовалось для размещения в нем объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов, суду также не представлено.
При таком положении суд первой инстанции законно признал оспариваемые пункты Перечней на 2021-2023 годы недействующими.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N соответствовал критериям статьи 378.2 НК РФ и подлежал включению в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Как необоснованные отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что учрежденческие помещения "кабинеты" являются предназначенными для использования в деловых, административных или коммерческих целях, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.