Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М, при ведении протокола помощником судьи Мурзаевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М, И, Г, о признании недействующими в части Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, на 2022 год, на 2023 год, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 7 июня 2023 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца М, И, Г, - С, П, А,, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованным на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 4 декабря 2020 года, в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru 7 декабря 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 14 декабря 2021 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16 ноября 2022 года N326-13-826786/22 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год", опубликованным на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области 25 ноября 2022 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
В пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 469, 3 кв.м, по адресу: "адрес" (далее также здание/объект недвижимости с кадастровым номером N, спорное здание/объект недвижимости).
Административный истец М, И, Г, обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов N, N, N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год, Перечня на 2023 год, соответственно, в обоснование которого указал, что является собственником объекта недвижимого имущества - жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", который включен в оспариваемые Перечни. Полагает, что принадлежащее административному истцу здание - жилой дом - указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками не обладает. Включение здания в указанные Перечни незаконно возлагает на истца обязанность оплаты налога на имущество в повышенном размере.
Решением Нижегородского областного суда от 7 июня 2023 года административное исковое заявление М, И, Г, удовлетворено;
признан недействующим со дня принятия пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N326-13-1631667/20;
признан недействующим со дня принятия пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21;
признан недействующим со дня принятия пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 16.11.2022 г. N 326-13-826786/22;
на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области возложена обязанность разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее также Министерство) просит решение Нижегородского областного суда от 7 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что судом неправомерно сделан вывод о том, объект с кадастровым номером N не подлежит включению в Перечень ввиду несоответствия критериям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно актам обследования спорного здания оно фактически используется в качестве объекта бытового обслуживания.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Представитель административного истца М, И, Г, - С, П, А,, участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 140-З "О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Арзамасской городской Думы от 28 ноября 2014 года "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории города Арзамаса" установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - 2 процента (пункт 4).
Как указано выше, спорный объект недвижимости с кадастровым номером N в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт N раздела городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2023 год.
Объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности административному истцу М, И, Г, (право собственности зарегистрировано 16 октября 2008 года).
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативно-правовыми актами, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем административный истец обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Конституции Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года N129-З "О Правительстве Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года N183 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Из позиции Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области усматривается, что спорное здание было включено в Перечни исходя из фактического использования, а также исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета, инвентаризации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N имеет следующие характеристики: площадь - 469, 3 кв.м, наименование - "жилой дом", назначение - "жилое", адрес: "адрес".
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Нижегородской области от 18 января 2023 года NКУВИ- N в ЕГРН отсутствуют сведения об изменении назначения и наименования объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Постановлением Мэра города Арзамаса от 2 сентября 2008 года N1469 постановлено продать М, И, Г, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 581 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение жилого дома, расположенный по адресу: "адрес".
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 581 +/- 8, 44 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение жилого дома, собственником которого с 3 октября 2008 года является М, И, Г, Объект недвижимости с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет с назначением "жилое" на основании технического паспорта, составленного государственным предприятием Нижегородской области "Нижтехинвентаризация" Арзамасский филиал по состоянию на 29 июля 2008 года, из которого следует, что объектом учета является жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства, состоит из литеры Б (наименование: дом 2-х этажный, площадью 87, 4 кв.м), литеры Б1 (наименование: пристрой 2-х этажный, площадью 124, 2 кв.м.), литеры Б2 (наименование: пристрой 2-х этажный, площадью 49, 9 кв.м.), литеры Г2 (наименование: баня с пред, площадью 22, 5 кв.м.) и включает помещения, имеющие следующее назначение: жилая, кухня, санузел, коридор, торговый зал (33, 9 кв.м.), туалет, кладовка, котельная, гараж, всего 469, 3 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленомук по состоянию на 29 июля 2008 года, жилой дом площадью 469, 3 кв.м. в соответствии с экспликацией к поэтажному плану состоит, в том числе, из помещений, предназначенных для осуществления торговой деятельности, а именно: торговый зал (33, 9 кв.м.), коридор (6, 1 кв.м.), туалет (2, 7 кв.м.), кладовка (2, 7 кв.м.), котельная (3, 5 кв.м.), общей площадью 48, 9 кв.м, что составляет 10, 4% от общей площади всего жилого дома.
В материалы административного дела также представлен технический паспорт, составленный по состоянию на 28 октября 2010 года на жилой дом площадью 523, 6 кв.м, сведения которого не подлежат учету при рассмотрении данного дела, поскольку общая площадь объекта недвижимости в соответствии с данным техническим паспортом значительно отличается от площади спорного объекта недвижимости по сведениям ЕГРН.
Иные документы технического учета (инвентаризации) как в материалах административного дела, так и в материалах кадастрового дела спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 52:40:0202009:2033 отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Из системного толкования положений статьи 378.2 НК РФ следует, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ подлежат включению исключительно объекты недвижимости, имеющее назначение "нежилое" и соответствующие хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Исходя из изложенного, включение в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, объекта недвижимости, имеющего назначение "жилое", прямо противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости является объектом индивидуального жилищного строительства, имеет назначение "жилое", данное назначение с момента постановки на кадастровый учет не изменялось.
Принимая во внимание, что спорное здание, состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, оно не подлежало включению в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем доказательств, подтверждающих, что спорное здание является нежилым, в материалах административного дела не имеется и административным ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом использовании помещений общей площадью не менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости в целях размещения торгового объекта судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данные обстоятельства относятся к вопросу целевого/нецелевого использовании объекта недвижимости, выходящему за пределы спорных правоотношений и заявленных требований.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год, пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2023 год в части включения объекта недвижимого имущества - жилого дома с кадастровым номером N, общей площадью 469, 3 кв.м, по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Севастопольская, д. 22, подлежат признанию не действующими.
В пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен жилой дом с кадастровым номером N, общей площадью 469, 3 кв.м, по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Севастопольская, д. 22 (далее также здание/объект недвижимости с кадастровым номером N, спорное здание/объект недвижимости).
Определяя момент, с которого оспариваемый Перечень должен быть признан недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2021 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2022 год, в пункт N раздела "городской округ город Арзамас" Перечня на 2023 год недействующими с момента принятия нормативных правовых актов.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 7 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.