г. Нижний Новгород 21 ноября 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Сорокина М.С, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Стреляевой Светланы Анатольевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по частной жалобе Стреляевой Светланы Анатольевны на определение судьи Нижегородского областного суда от 18 августа 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Стреляева С.А. обратилась в Нижегородский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 3 500 000 рублей.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 18 августа 2023 года в принятии административного искового заявления Стреляевой С.А. отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области регламентируется положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
В частной жалобе Стреляева С.А. просит определение отменить как незаконное и необоснованное со ссылкой на имеющееся у нее право на оспаривание архивной кадастровой стоимости, действовавшей с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года, поскольку до настоящего времени у нее сохраняется право на применение результатов ее пересмотра для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно для взыскания задолженности за аренду земельного участка, для чего предусмотрен только судебный порядок.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого определения не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из административного иска следует, что Стреляева С.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.
Данный объект недвижимости включен в принятый в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ приказ министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года N 326-13-566703/20 (далее - Приказ N 326-13-566703/20), которым его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 9 420 216 рублей. В связи с принятием приказа министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года N 326-13-772354/22 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2022 г." оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка в размере 9 420 216 рублей является архивной с 1 января 2023 года.
15 июня 2023 года Стреляева С.А. обращалась в ГБУ НО "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 3 500 000 рублей, в ответ на которое 20 июня 2023 года ей получено уведомление о возвращении заявления без рассмотрения по существу.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья обоснованно исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный N 269-ФЗ) до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального N 237-ФЗ. Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N 837 датой перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2021 года. Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ НО "Кадастровая оценка", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Поскольку доказательств обращения в ГБУ НО "Кадастровая оценка" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, результатом рассмотрения которого явилось бы принятие решений бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости административном истцом не представлено и требований об оспаривании таких решений им не заявлено, судья пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления.
Уведомление ГБУ НО "Кадастровая оценка" о возвращении заявления Стреляевой С.А. без рассмотрения по существу к числу таких решений не относится, в административном исковом заявлении требования об обжаловании данного уведомления ей не заявлено.
Ссылки в частной жалобе на имеющееся у административного истца право на оспаривание архивной кадастровой стоимости земельного участка являются несостоятельными в силу следующего.
Приказом N 326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ по состоянию на 1 января 2020 года, данный приказ вступил в силу с 1 января 2021 года.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в первоначальной редакции, действовавшей до принятия Федерального закона N 269-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона N 269-ФЗ (с последующими изменениями), действующей как на момент обращения административного истца в ГБУ НО "Кадастровая оценка", так и в настоящее время) предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, как по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Федерального закона N 237-ФЗ), так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (статья 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие правового регулирования, установленного статьей 18 Федерального закона N 237-ФЗ, от правового регулирования, предусмотренного частью 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Федеральный закон N 237-ФЗ (в отличие от Федерального закона N 135-ФЗ, положения которого к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат) не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе, не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
Учитывая приведенные положения федерального законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что сведения об оспоренной кадастровой стоимости земельного участка как в порядке статьи 22, так и установленной в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ на основании заявления административного истца, поданного в ГБУ НО "Кадастровая оценка" в 2023 году (15 июня 2023 года), в любом случае применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в требуемый административным истцом период (с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года) не могут.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ). В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В данном случае на дату обращения в ГБУ НО "Кадастровая оценка" (15 июня 2023 года) административный истец правом на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на спорный период ее действия (с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не обладал, так как результаты определения кадастровой стоимости на основании данного заявления могли быть применены лишь с 1 января 2023 года, а не с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
При этом применение вновь установленной кадастровой стоимости с 1 января 2023 года не приведет к восстановлению прав административного истца, нарушение которых он связывает с начислением арендной платы за земельный участок, исчисляемой из его архивной кадастровой стоимости, действовавшей с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года, что исключает возможность рассмотрения по существу его требований об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года.
Доводов, способных повлечь отмену либо изменение оспариваемого судебного акта, частная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Нижегородского областного суда от 18 августа 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Стреляевой Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Судья М.С. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.