Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Калугина Д.М, Савинова К.А, при секретаре Николаенкове Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании не действующими в части со дня принятия постановлений Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N944-п, от 29 ноября 2018 г. N756-п, от 28 ноября 2019 г. N874-п, от 25 ноября 2020 г. N896-п, от 29 ноября 2021 г. N940-п, от 24 ноября 2022 г. N992-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 8 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения представителя административного истца Т. - Б, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года и опубликованным 4 декабря 2017 года в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N48, определен на 2018 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему Постановлению (далее Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года и опубликованным в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" 3 декабря 2018 года N47, определен согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее также Перечень на 2019 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (02.12.2019) и опубликованным 9 декабря 2019 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N48, том 2, определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему Постановлению (далее - Перечень на 2020 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (30.11.2020) и опубликованным 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" за N49, том 1, определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему Постановлению (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (30.11.2021), официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru (30.11.2021) и опубликованным 6 декабря 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N49, том 1, определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему Постановлению (далее - Перечень на 2022 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N992-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенным на официальном интернет-портале правовой информации 28 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru и опубликованным 27 ноября 2022 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N47, том 1, определен на 2023 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к настоящему Постановлению (далее - Перечень на 2023 год).
Так, пунктом 597 таблицы 1 Приложения Перечня на 2018 год, пунктом 1838 таблицы 1 Приложения Перечня на 2019 год, пунктом 18 таблицы 1 Приложения Перечня 2020 год, пунктом 1651 таблицы 1 Приложения Перечня на 2021 год, пунктом 1624 таблицы 1 Приложения Перечня на 2022 год, пунктом 3639 таблицы 1 Приложения Перечня на 2023 год включен объект недвижимости - здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее спорное здание, спорный объект недвижимости), которое признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость.
Т, являясь собственником двух помещений, расположенных в спорном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что правовых оснований для включения здания в Перечни не имелось, поскольку спорное здание не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В юридически значимый период времени здание не использовалось ни в целях делового, административного или коммерческого назначения, ни в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, с учетом условий, определенных в статье 378.2 НК РФ. Полагает, что включение здания в Перечни нарушает его права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Пермского краевого суда от 8 августа 2023 года административное исковое заявление Т. удовлетворено, признаны не действующими со дня принятия пункт 597 таблицы 1 Приложения Перечня на 2018 год, пункт 1838 таблицы 1 Приложения Перечня на 2019 год, пункт 18 таблицы 1 Приложения Перечня на 2020 год, пункт 1651 таблицы 1 Приложения Перечня на 2021 год, пункт 1624 таблицы 1 Приложения Перечня на 2022 год, пункт 3639 таблицы 1 Приложения Перечня на 2023 год.
Взысканы с Правительства Пермского края в пользу Т. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1800 рублей.
В апелляционной жалобе Правительством Пермского края ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает, что спорное здание предназначено для использования в целях административного назначения, поскольку расположено на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования "под пристроенные административные помещения". Кроме того, помещения находящиеся в спорном здании используются в качестве торговых объектов, объектов общественного питания, а также в качестве офисных помещений, что следует из представленных в материалы дела доказательств.
Прокурором, принимающим участие в суде первой инстанции, представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции административным истцом представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, а также исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 2015 года Т. на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером N, а также с 2014 года принадлежит на праве ? общей долевой собственности помещение с кадастровым номером N. Указанные помещения находятся в спорном здании.
Спорное здание было включено в таблицу 1 Приложения Перечня на 2018 год под пунктом 597, таблицу 1 Приложения Перечня на 2019 год под пунктом 1838, таблицу 1 Приложения Перечня 2020 год под пунктом 18, таблицу 1 Приложения Перечня на 2021 год под пунктом 1651, таблицу 1 Приложения Перечня на 2022 год под пунктом 1624, таблицу 1 Приложения Перечня на 2023 год под пунктом 3639.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Пермского края от 10 ноября 2017 года N140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2018 года на территории Пермского края введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года N243 "О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми" установлен и введен в действие с 1 января 2018 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учётом того включены ли объекты налогообложения в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым постановлением Правительства Пермского края, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на обжалование вышеизложенных нормативных правовых актов в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. N107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. N223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. N16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Административным истцом компетенция Правительства Пермского края на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что спорное здание не может быть признано объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, ввиду отсутствия документов, подтверждающих возможность отнесения спорного здания к административно-деловому центру и торговому центру, в том числе на основании его фактического использования.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Кроме того, Законом Пермского края от 13 ноября 2017 года N141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (в редакции, действующей на день утверждения Перечня) определено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Между тем, как установилсуд, спорное здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Как следует из позиции административного ответчика, спорное здание включено в Перечни исходя из сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) о виде разрешенного использования одного из земельных участков, на которых расположено оно.
Как следует из материалов дела, а также установлено судом первой инстанции, назначение здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости "нежилое", наименование "учреждение", площадь которого равная 13587 кв.м. соответствует требованию пункта 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N141-ПК к площади административно-делового и торгового центра.
Судом первой инстанции было установлено, что спорное здание на момент принятия Перечней на 2020-2023 годы располагалось в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Так, по сведениям, полученным из Публично-правовой компании "Роскадастр", по состоянию на дату принятия Перечней на 2018 и 2019 годы в сведениях ЕГРН отсутствует информация о каком-либо земельном участке, в пределах которого расположено спорное здание.
По состоянию на дату принятия Перечней на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы спорное здание располагалось в пределах четырех земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Согласно предоставленным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Административно- хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации"; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Под учреждения жилищно-коммунального хозяйства", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Под учреждения жилищно-коммунального хозяйства", вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "Под пристроенные административные помещения". Виды разрешенного использования земельных участков не изменялись.
Суд первой инстанции, анализируя указанные виды разрешенного использования земельных участков, пришел к выводу, что они не позволяют однозначно отнести земельные участки к категории предназначенных для размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Судебная коллегия по административным делам соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N540, действующим до 04.04.2021, приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года NП/0412 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в том числе предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков, а виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположено спорное здание, не в полной мере соответствуют пунктам Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
В связи с чем для решения вопроса об отнесении спорного объекта недвижимости к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Как верно указано судом первой инстанции по документам технического учета нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорное здание является объектом делового, административного или коммерческого назначения, торговли, общественного питания или бытового обслуживания, поскольку помещения, поименованные в техническом паспорте зданий, не свидетельствуют о наличии помещений не менее 20 процентов от общей площади этих зданий, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания либо бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на 25 мая 1999 года, с учетом внесенных изменений до 2005 г.), которые хранятся в материалах кадастрового дела, нежилое здание общей площадью 13587 кв.м. имеет назначение "Учреждение", использование - "по назначению", является отдельно стоящим 5 этажным зданием, состоящем из литер А, А1, А2, А3, А4.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания спорное здание состоит из помещений с назначением:
- в подвале: "кладовая материальная", "торговый зал", "электрощитовая", "кабинет", "бытовая комната", "коридор", "кладовая хозяйственная", "лестничная клетка", "теплоузел", "подсобное помещение", "склад", "вентиляционная", "бройлер", "туалет", "касса", "отдел автоматизации", "хозяйственная кладовая", "кладовая ценностей";
- на первом этаже: "кабинет", "торговый зал", "тамбур", "коридор", "кладовая", "туалет", "подсобное помещение", "шкаф", "материальная кладовая", "трансформаторная", "насосная", "гараж", "бытовая комната", "зарядная", "умывальник", "хозяйственная кладовая", "шкаф", "лестничная клетка", "раздевалка", "санузел", "столовая", "кухня", "цех", "электрощитовая", "комплект.чертеж", "перепечатная", "офсетная печать", "резка бумаги", "хоз.кладовая", "склад бумаги", "касса", "сейфовая комната", "операционный зал", "лаборатория", "санузел", "холл", "магазин";
- на антресоли: "бассейн", "сауна", "массажная комната", "душ", "туалет", "комната отдыха", "коридор", "кладовая", "караульное помещение", "раздевалка", "подсобное помещение";
- на втором этаже: "стомат.кабинет", "кабинет", "шкаф", "коридор", "выставочный зал", "туалет", "лестничная клетка", "хозяйственная кладовая", "тамбур", "подсобное помещение", "танцевальный зал", "спорт зал", "раздевалка", "душ", "сан узел", "бытовая комната", "касса", "комната охраны", "оружейная", "умывальник", "балкон";
- на третьем этаже: "хоз.кладовая", "кабинет", "коридор", "лестничная клетка", "подсобное помещение", "бытовая комната", "раздевалка", "санузел", "архив", "эл.щитовая", "туалет", "умывальник";
- на четвертом этаже: "кабинет", "шкаф", "коридор", "умывальник", "туалет", "лестничная клетка", "подсобное помещение", "архив", "кладовая материальная", "бытовая комната";
- на пятом этаже: "кабинет", "шкаф", "коридор", "хозяйственная кладовая", "курительная комната", "туалет", "умывальник", "лестничная клетка", "подсобное помещение", "архив", "санузел", "кухня", "библиотека", "материальная кладовая";
- мансардный этаж: "кабинет", "лестничная клетка".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общая площадь помещений, отнесенных к торговым объектам, объектам общественного питания и офисным помещениям составляет менее 20 процентов (5, 1% кв.м) от общей площади этого здания, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов питания либо бытового обслуживания.
При этом судебная коллегия не может принять во внимание технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 16 октября 2018 года, поскольку составлен на здание меньшей площади (8237, 5 кв.м) чем спорное здание, при этом, исходя из положений части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности", пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ, а проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Также судебная коллегия отмечает, что назначение помещения "кабинет" не тождественно назначению "офис" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что помещения, имеющие назначение "кабинет", используются в качестве офисов, в этой связи площадь помещений, имеющих назначение "кабинет", не имеет правового значения.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции не был установлен действительный состав помещений, находящихся в спорном здании на юридически значимую дату, не выяснив их назначение, разрешенное использование и наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, как того требуют положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, учитывая, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, в соответствии со статьями 63, 306 КАС РФ, пунктами 24, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в порядке подготовки административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу и в целях правильного разрешения и рассмотрения апелляционной жалобы, истребовала у филиала ППК "Роскадастр" сведения обо всех помещениях, которые располагались в здании, а техническую документацию на каждое помещение. Поступившие выписки из Единого государственного реестра недвижимости, техническая документация в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ судебная коллегия приобщила к материалам дела и приняла в качестве доказательств, поскольку данные сведения необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в спорном здании располагаются и постановлены на кадастровый учет помещения с кадастровыми номерами: N.
В соответствии с информацией, предоставленной ППК "Роскадастр", помещения, расположенные в спорном здании имеют назначение "нежилое", наименование: "помещение", "нежилое помещение", "магазин", "столовая", "гараж", "раздевалка, подсобное помещение", "стоматологический кабинет", "учреждение", "бассейн, сауна", "склад", "часть здания", "встроенные помещения" либо отсутствует наименование", вид разрешенного использования отсутствует. При этом, часть помещений имеют статус архивная.
Судебная коллегия, проанализировав сведения обо всех помещениях, которые располагались в здании по состоянию на даты принятия Перечней, а также поступившую по запросу суда техническую документацию на часть помещений, приходит к выводу, что назначение помещений, предусматривающие размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет менее 20 процентов от общей площади этого здания.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к административно-деловому или торговому центру в материалах административного дела не содержится.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения".
По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечни административным ответчиком, а также Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края не проводились.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорное здание в Перечни включено быть также не могло.
Судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка представленному административным ответчиком расчету помещений по адресу: "адрес", расположенных в спорном здании, об использовании правообладателями помещений площадью 10 522, 2 кв.м. (л.д.112 том 3), в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов питания либо бытового обслуживания, а также сведениям о регистрации налоговым органом контрольно-кассовой техники, что не подтверждает наличие и использование помещений площадью не менее 20 процентов от общей площади здания в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с чем судебная коллегия соглашается.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни, не представлено и не содержится таких доказательств и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорное здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в Перечни, следовательно, суд первой инстанции на законных основаниях признал оспариваемые пункты недействующими ввиду их несоответствия статье 378.2 НК РФ.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
При обращении в суд с иском административный истец оплатил государственную пошлину, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ правомерно взыскал с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.