Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи поданную 31 августа 2023 года кассационную жалобу Гизатуллина Ильдуса Габдулловича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года по административному делу N 2а-781/2023 по административному исковому заявлению Гизатуллина Ильдуса Габдулловича к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Гизатуллина И.Г, его представителя по доверенности Деловеровой Р.А, возражения представителей администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хананнова О.А, Дусалиева Р.Л. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гизатуллин И.Г. (далее - административный истец) обратился в Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - административный ответчик, Администрация).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 2 марта 2018 года в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "МД-Финанс" на аукционе он приобрел в собственность нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу: "адрес". В помещении находится оборудование центрального теплового пункта, снабжающее теплом и водой детский сад N и многоквартирные дома "адрес". На момент заключения договора купли-продажи оборудование принадлежало ООО "Строительная компания", которое решением Арбитражного суда Республики Башкортостан признано банкротом, исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 25 октября 2021 года.
11 марта 2019 года Управлением земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) по заявлению конкурсного управляющего ООО "Строительная компания" вынесено решение N 513-р о принятии в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан оборудования в здании центрального теплового пункта по адресу: "адрес".
Однако, как утверждал административный истец, административный ответчик оборудование в собственность не принял, чем создал угрозу безопасного функционирования центрального теплового пункта и нарушения прав Гизатуллина И.Г, как собственника помещения, который вынужден содержать находящееся в его помещении оборудование.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец с учетом уточнения, просил суд признать незаконным бездействие Администрации по неисполнению решения Управления от 11 марта 2019 года N 513р, возложить на Администрацию обязанность принять в муниципальную собственность оборудование центрального теплового пункта, находящееся в нежилом помещении по адресу: "адрес". Взыскать судебные расходы по оплате госпошлины 300 рублей, по оплате юридических услуг 15000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 марта 2023 года административные исковые требования Гизатуллина И.Г. удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации по неисполнению решения Управления от 11 марта 2019 года N 513р. На Администрацию возложена обязанность принять в муниципальную собственность оборудование центрального теплового пункта, находящееся в нежилом помещении по адресу: "адрес". Также с Администрации в пользу Гизатуллина И.Г. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины 300 рублей, по оплате юридических услуг 15000 рублей, а всего 15300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на Администрацию обязанности принять в муниципальную собственность оборудование центрального теплового пункта, находящееся в нежилом помещении по адресу: "адрес", в отмененной части вынесено новое решение: на Администрацию возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вынесения апелляционного определения принять меры по подготовке технической документации по оборудованию центрального теплового пункта, находящееся в нежилом помещении по адресу: "адрес", и обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гизатуллин И.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в той части, в которой было отменено решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 марта 2023 года, как постановленного с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает на то, что судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям необоснованно применены положения пунктов 3, 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку они регулируются специальным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), который устанавливает иной порядок и сроки разрешения вопроса о принятии бесхозяйных объектов теплоснабжения в муниципальную собственность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены в части обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что такие нарушения норм процессуального и материального права допущены судом апелляционной инстанции.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 17, части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), указал, что поскольку Гизатуллин И.Г. по договору купли-продажи от 3 марта 2018 года приобрел только нежилое помещение, находящееся в нем оборудование центрального теплового пункта не является предметом договора, оно не передавалось ему по акту приема-передачи, то бездействие администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, как исполнительного органа местного самоуправления с полномочиями по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, по длительному (с 2019 года) непринятию в муниципальную собственность спорного оборудования вопреки решению Управления от 11 марта 2019 года, нарушает права административного истца как собственника помещения, вынужденного принимать меры по бесперебойной работе оборудования в отсутствие соответствующих договорных отношений.
В приведенной части выводы судов под сомнение в кассационной жалобе не ставятся и в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверке в кассационном порядке не подлежат.
Определяя способ устранения нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией спорное оборудование должно быть принято в муниципальную собственность, как социально значимый объект теплоснабжения населения в силу закона.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение о возложении на Администрацию обязанности принять в течении 12 месяцев со дня вынесения апелляционного определения меры по подготовке технической документации по оборудованию центрального теплового пункта и обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, указал, что спорное оборудование центрального теплового пункта имеет признаки бесхозяйного имущества, находится на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в связи с чем, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан должна осуществить мероприятия по постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции в указанной части в силу следующего.
Так, Федеральным законом N 131-ФЗ, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац 12 часть 1 статья 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 и пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 названного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
Пункт 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) определяет понятие объектов теплоснабжения как источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения (часть 6.1 Федерального закона N 190-ФЗ).
При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц (часть 6.2 Федерального закона N 190-ФЗ).
До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения (часть 6.3 Федерального закона N 190-ФЗ).
В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения (часть 6.4 Федерального закона N 190-ФЗ).
С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (часть 6.5 Федерального закона N 190-ФЗ).
Таким образом, положениями вышеназванного Федерального закона установлен специальный порядок и алгоритм действий органа местного самоуправления при выявлении бесхозяйного объекта теплоснабжения; определены сроки проведения соответствующих мероприятий, включая проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности, и в зависимости от результатов проверки, предусмотрены меры, которые должен принять орган местного самоуправления, в частности, определить организацию по содержанию и обслуживанию объекта теплоснабжения, уведомить орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направить заявления о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела и установлении способа устранения допущенных Администрацией нарушений, нормы специального федерального закона, определяющего, в том числе полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, к спорным отношениям не применил.
Более того, вопреки требованиям процессуального закона, все юридически значимые обстоятельства, для правильного определения способа устранения нарушений, не установил.
Так, остались без выяснения вопросы, связанные с соответствием спорного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, тогда как в зависимости от этого, орган местного самоуправления должен разрешить вопрос о приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц и уведомлении органа государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направлении в орган государственного энергетического надзора заявления о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
Возложение судом апелляционной инстанции на административного ответчика обязанности лишь подготовить техническую документацию и обратиться в орган регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, без выяснения вышеприведенных обстоятельств, не только является преждевременным, но и не приводит к устранению нарушений закона, поскольку, как утверждает административный истец, спорный объект теплоснабжения является действующим и социально значимым, и, следовательно, орган местного самоуправления обязан в силу закона принять меры к скорейшему разрешению вопроса по определению его технического состояния и правовой принадлежности этого объекта для целей его надлежащего содержания.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения являются существенными, привели к принятию неправильного судебного акта, и в силу особенностей кассационного производства не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции при принятии решения об отмене решения суда первой инстанции в части были нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем апелляционное определение в данной части подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года в той части, в которой отменено решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 марта 2023 года и принято новое решение о возложении на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязанности в течение 12 месяцев со дня вынесения апелляционного определения принять меры по подготовке технической документации по оборудованию центрального теплового пункта, находящееся в нежилом помещении по адресу: "адрес", и обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, отменить.
Административное дело в указанной части направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июня 2023 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 16 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.