Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 15 августа 2023 года кассационную жалобу Шаймарданова Эмиля Рауилевича на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2023 года по административному делу N 2а-7709/2022 по административному исковому заявлению Шаймарданова Э.Р. к территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак об отмене решения об итогах голосования.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав возражения представителя территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак по доверенности Елизарьевой Е.А. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шаймарданов Э.Р. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак (далее - территориальная избирательная комиссия) об отмене решения об итогах голосования на дополнительных выборах депутата Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу от 11 сентября 2022 года N 4 в связи с допущенными нарушениями избирательного законодательства.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 3 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Шаймарданова Э.Р. отказано.
В кассационной жалобе Шаймарданов Э.Р. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, указывает о несогласии с выводами судов об отсутствии нарушений законодательства о выборах, просит принять новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, из материалов административного дела следует, что постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 19 апреля 2022 года N 213/15-6 на территориальную избирательную комиссию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан возложены полномочия избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21 июня 2022 года N 66/1-5 назначены дополнительные выборы депутата Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4.
11 сентября 2022 состоялись дополнительные выборы депутата Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4.
22 июля 2022 года решением N 79/3-5 территориальная избирательная комиссия городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан зарегистрировала Шаймарданова Э.Р, выдвинутого кандидатом на дополнительных выборах депутата Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 в порядке самовыдвижения.
Также 22 июля 2022 года территориальная избирательная комиссия городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан решением N 79/1-5 зарегистрировала Сырова И.А, выдвинутого кандидатом на дополнительных выборах депутата Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4 в порядке самовыдвижения.
Итоги голосования на избирательных участках оформлены протоколами участковых избирательных комиссий N 663, 664, 665, 666, 667, 670, 671, 672 и 752 об итогах голосования на данных участках.
Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 12 сентября 2022 года N 91/1-5 установлены результаты дополнительных выборов депутата Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4.
Согласно протоколам УИК об итогах голосования и сводной таблице наибольшее количество голосов избирателей по одномандатному избирательному округу N 4 получил кандидат Сыров И.А. (1 380 голосов избирателей). Остальные кандидаты, выдвинувшие свои кандидатуры по одномандатному избирательному округу N 4, набрали меньшее число голосов. В пользу кандидата в депутаты Касьянова А.В. отдано 100 голосов, за кандидата Качур Е.С. - 63 голоса, за кандидата Матвееву Г.Р. - 164 голоса, за кандидата Осипова С.В. - 200 голосов, за кандидата Шаймарданова Э.Р. - 77 голосов.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии каких-либо нарушений при проведении дополнительных выборов депутата Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу от 11 сентября 2022 года N 4, которые влияли бы на итоги голосования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, как основанными на применимых нормах действующего законодательства, при правильной оценке имеющихся в деле доказательств, а кассационную жалобу считает подлежащей отклонению по следующим причинам.
Так, согласно статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом, либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Как следует из содержания пункта 1.2 названной статьи, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведённой в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав. В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Руководствуясь приведенными положениями Федерального закона N 67-ФЗ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, а также фактическими обстоятельствами дела, суды пришли к правильному выводу об отсутствии фактов, свидетельствующих о существенном нарушении порядка проведения дополнительных выборов депутата Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 4, которые могли бы поставить под сомнение действительное волеизъявление избирателей.
Выводы судов обеих инстанций основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения, а также надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств.
Оснований не согласиться с суждениями судов у судебной коллегии Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется по вышеприведенным мотивам.
Иные аргументы кассационной жалобы, являясь тождественными содержанию административного иска и апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены, как не влияющие на правильность обжалуемых судебных актов судов.
Таким образом постановленные по данному административному делу судебные акты судов обеих инстанций следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шаймарданова Эмиля Рауилевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 16 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.