Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 октября 2023 года кассационную жалобу Гайнутдинова И.П. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года по административному делу N 2а-145/2023 по административному исковому заявлению Гайнутдинова И.П. к заместителю начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан Суслову Е.Г. об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан в адрес Гайнутдинова И.П. направлено налоговое уведомление от 1 сентября 2022 года N 15034410 об уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год в отношении жилого дома, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 4 589 руб. Сумма налога исчислена исходя из кадастровой стоимости - 1 812 197 руб. с учетом доли в праве - 1 и налоговой ставки 0, 30 процентов, а также количества месяцев владения в году - 12.
14 ноября 2022 года Гайнутдинов И.П. обратился к руководителю Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2021 год, исключении из налогового уведомления от 1 сентября 2022 года N 15034410 объекта недвижимости с кадастровым номером 16:54:040301:181, полагая, что налоговым органом неправомерно начислен налог на имущество физических лиц, поскольку указанный объект недвижимости является многоквартирным домом, который не подлежит налогообложению.
28 ноября 2022 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан Сысуевым А.Ю. подготовлен ответ заявителю об отказе в удовлетворении заявления со ссылкой на пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом указано, что согласно данным, представленным Управлением Росреестра по Республике Татарстан, за налогоплательщиком в период с 25 марта 2013 года по 13 января 2022 года числился объект недвижимости с кадастровым номером N иных данных не имеется. Также указано, что после получения сведений из Управления Росреестра по Республике Татарстан будут внесены изменения.
5 декабря 2022 года Гайнутдинов И.П. обратился в суд с настоящим административным иском, в котором, уточнив требования, просил признать незаконными действия заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан Суслова Е.Г, выраженные в уклонении от исключения из налогового уведомления N 15034410 от 1 сентября 2022 года объекта недвижимости с кадастровым номером N со ссылкой на базу данных налогового органа; возложить обязанность на административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав путем выдачи уточненного налогового уведомления с исключением из него объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Гайнутдинов И.П. в кассационной жалобе просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что поставив на кадастровый учет квартиру N 1 с кадастровым номером N, квартиру N 2 с кадастровым номером N, места общего пользования Н-1 с кадастровым номером N, орган регистрации прав в соответствии с вышеуказанными нормами не зарегистрировал право собственности административного истца на квартиры, не аннулировал регистрацию права собственности на жилой дом в соответствии с частью 5 статьи 40 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В связи с этим административный истец 15 сентября 2022 года обратился к руководителю Управления Росреестра по Республике Татарстан с просьбой отозвать из налогового органа информацию о том, что Гайнутдинов И.П. является собственником многоквартирного дома с кадастровым номером N В ответе на обращение заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Татарстан Бурганова Л.Б. направила письмо в УФНС по Республике Татарстан, согласно которому сообщила, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), объект недвижимости с кадастровым номером N от 28 августа 2018 года имеет назначение "многоквартирный дом", просила принять во внимание данную информацию при начислении налога. Ссылается на то, что налоговый орган проигнорировал данную информацию, а также то обстоятельство, что право собственности в многоквартирные дома по закону не регистрируются, и начислил незаконно налог на многоквартирный дом при отсутствии собственника.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (пункт 1).
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (пункт 2).
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 3).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган руководствовался представленной Управлением Росреестра по Республике Татарстан информаций об объекте налогообложения. Согласно сведений ЕГРН в период с 25 марта 2013 года по 13 января 2022 года за Гайнутдиновым И.П. числился объект недвижимости - жилой дом, кадастровый номер N.
4 октября 2022 года в ЕГРН внесены следующие изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером N, площадью 157, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес": с "жилое" на "многоквартирный дом" (л.д. 115 оборот).
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что у Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан отсутствовали основания для исключения данного объекта из налогового уведомления.
Данный вывод является правильным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Пунктом 3 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц") установлено, что не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 1456-О отмечено, что пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 его статьи 408. Как следует из пункта 4 статьи 85 данного Кодекса, для налоговых органов в качестве источника сведений о праве собственности физического лица на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в целях исчисления налога на имущество физических лиц выступают сведения из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Поскольку именно ЕГРН служит источником информации о юридических фактах, которые признаются в качестве подтверждающих возникновение налоговой обязанности применительно к имущественному налогообложению (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 2645-О и от 17 мая 2022 года N 1136-О), отсутствуют основания полагать, что пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации - как сам по себе, так и во взаимосвязи с его статьями 85, 401 и 407 - нарушает конституционные права заявителей в обозначенном ими аспекте. В случае же несогласия со сведениями, содержащимися в реестре, заявители не лишены возможности в установленном порядке инициировать внесение изменений в наименование вида спорного объекта недвижимости для последующей корректировки (при наличии для этого законных оснований) налоговых обязательств.
Таким образом, при разрешении спора суды обоснованно руководствовались сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Ссылке административного ответчика на письмо заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Татарстан от 10 октября 2022 года N 24-18/27301-ю-7 о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N с 28 августа 2018 года имеет назначение "многоквартирный дом", судами дана правильная критическая оценка на основании представленной из Управления Росреестра по Республике Татарстан информации (л.д. 64 - 75, 172), согласно которой в 2018 году Гайнутдинов И.П. обратился с заявлением о постановке на учет квартиры N 1 с кадастровым номером N, площадью 28, 9 кв.м; квартиры N 2 с кадастровым номером N, площадью 80, 9 кв.м; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 47, 8 кв.м. Данные объекты находятся в пределах объект недвижимости с кадастровым номером N поставлены на кадастровый учет 21 января 2019 года. Однако в связи с тем, что заявление о регистрации права собственности на вновь образованные объекты недвижимости от правообладателя не поступало, право собственности на них не было зарегистрировано.
Таким образом, в период с 19 января 2018 года по 27 сентября 2022 года за Гайнутдиновым И.П. было зарегистрировано единоличное право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 156, 60 кв.м.
В этой связи налоговый орган обоснованно исходил из того, что Гайнутдинов И.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2021 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гайнутдинова И.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.