Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника Белогурова Василия Ивановича - Шагиной Светланы Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Озерска Челябинской области от 22 июня 2023 года, решение судьи Озерского городского суда Челябинской области от 08 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белогурова Василия Ивановича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Озерска Челябинской области от 22 июня 2023 года (N 3-342/2023), оставленным без изменения решением судьи Озерского городского суда Челябинской области от 08 августа 2023 года (N 12-74/2023), Белогуров В.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу.
Ходатайство защитника о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы рассмотрению не подлежит, поскольку нормами КоАП РФ срок для подачи жалобы на вступившие в законную силу акты, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, не предусмотрен.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2023 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как следует из материалов дела, Белогуров В.И, являясь председателем потребительского гаражно-строительного кооператива N 122 (далее - Кооператив), расположенного по адресу: "данные изъяты", 13 мая 2023 года в 18 часов 09 минут допустил несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления - в нарушение части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществлял деятельность, связанную со стоянками транспортных средств, не выполнив обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами с региональным оператором.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Белогурова В.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Белогурова В.И. в его совершении подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Принимая обжалуемые акты, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о том, что несоблюдение Белогуровым В.И. требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ. Указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 18 мая 2023 года Белогуров В.И. является председателем правления потребительского гаражно-строительного кооператива N 122, основным видом деятельности которого является стоянка для транспортных средств. В соответствии с пунктами 2.2, 2, 3 устава Кооператива предметом его деятельности является: строительство гаражей-боксов, строительство и поддержание в исправном состоянии сооружений и дорог, оказание членам кооператива услуг по ремонту, мойке и т.п. автотранспортных средств и гаражей, установка на территории кооператива торговых точек по продаже запасных частей и продовольственных товаров, установка пунктов технического обслуживания автомобилей для нужд членов кооператива и других лиц. Осуществление данных видов деятельности связано с образованием отходов, обращение с которыми должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом.
Образование отходов в деятельности Кооператива и его членов не отрицалось Белогуровым В.И. и в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, соблюдение требований в области охраны окружающей среды является для Кооператива обязательным; вопреки доводам заявителя на нем в силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лежит обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Анализ данных положений позволяет прийти к выводу об обоснованности привлечения председателя правления Кооператива Белогурова В.И. к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку последний, являясь должностным лицом и имея возможность организовать соблюдение Кооперативом требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, не принял должных мер к осуществлению контроля, допустив вышеуказанное нарушение.
Отсутствие в деле акта осмотра территории не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов. Наличие бытовых отходов на территории Кооператива и отсутствие специализированных контейнеров для отходов подтверждены рапортом сотрудника полиции от 13 мая 2023 года, который в силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ является документом, содержащим сведения, имеющие значение для дела. Данный рапорт обоснованно принят судьями в качестве допустимого доказательства.
Оснований для квалификации действий Белогурова В.И. по статье 8.1 КоАП РФ не имеется, поскольку нормы статьи 8.2 КоАП РФ являются специальными по отношению к нормам статьи 8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки нижестоящих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Белогурова В.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
В ходе рассмотрения мировым судьей дела требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела, не допущено.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного Белогурову В.И. наказания.
Исходя из общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, при назначении наказания Белогурову В.И. мировым судьей учтены: характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, который ранее к административной ответственности не привлекался, имущественное и финансовое положение привлекаемого лица.
Между тем, сведений о том, что мировым судьей исследовалось имущественное положение Белогурова В.И, в деле не имеется. Назначая наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, мировой судья в нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в своем постановлении мотивов назначения наказания в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, не привел; отсутствие отягчающих обстоятельств в действиях Белогурова В.И. фактически не учел, как и не принял во внимание совершение им действий, направленных на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами, после составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, назначенное Белогурову В.И. наказание справедливым признать нельзя.
Судья городского суда, рассматривая жалобу на постановление мирового судьи, приведенные выше обстоятельства также не учел.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Исходя из приведенных правовых положений, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, характера совершенного правонарушения, постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Озерска Челябинской области от 22 июня 2023 года, решение судьи Озерского городского суда Челябинской области от 08 августа 2023 года, в части назначенного Белогурову В.И. наказания подлежат изменению путем снижения размера административного штрафа до 10 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Озерска Челябинской области от 22 июня 2023 года, решение судьи Озерского городского суда Челябинской области от 08 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белогурова Василия Ивановича, изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 10 000 рублей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.