Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Вдовиченко И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хабибуллина Максима Радиковича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 17 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года по административному делу N2а-5588/2022 по административному иску Хабибуллина Максима Радиковича к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконными распоряжений.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, пояснения представителя административного истца Пермякова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением администрации г. Челябинска от 16 августа 2021 года N 9400-ш "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) - В.1.1) площадью 884 кв.м, местоположение участка: "данные изъяты", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением администрации г. Челябинска от 16 августа 2021 года N 9396-ш "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) - В.1.1) площадью 1924 кв.м, местоположение участка: "данные изъяты", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением администрации г. Челябинска от 18 августа 2021 года N 9509-ш "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса объекту адресации" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов (жилые территориальные зоны (зоны усадебной и коттеджной индивидуальной жилой застройки) - В.1.1) площадью 1410 кв.м, местоположение участка: "данные изъяты", вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Хабибуллин М.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконными и отмене распоряжения администрации г. Челябинска от 16 августа 2021 года N 9400-ш об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 884 кв.м. на кадастровом плане территории "данные изъяты":СРЗУ по адресу г "данные изъяты"; распоряжения администрации г. Челябинска от 16 августа 2021 года N 9396-ш об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1924 кв.м. на кадастровом плане территории "данные изъяты":СРЗУ1 по адресу "данные изъяты"; распоряжения администрации г. Челябинска от 18 августа 2021 года N 9509-ш об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1410 кв.м. на кадастровом плане территории "данные изъяты":ЗУ1 по адресу "данные изъяты"; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровом учете земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "данные изъяты", площадью 862 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "данные изъяты" площадью 1924 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "данные изъяты", "данные изъяты", площадью 1411 кв.м.
Требования мотивировал тем, что образование земельного участка площадью 884 кв.м. по адресу г "данные изъяты" на основании распоряжения администрации г. Челябинска от 16 августа 2021 года N 9400-ш приводило к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, поскольку границы этого участка налагались на уже сформированные земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", а также невозможности размещения объектов недвижимости как на образуемых, так и на уже образованных участках в местах вклинивания, на основании указанного распоряжения сформирован иной конфигурации и площади земельный участок, исключивший наложение на сформированные земельные участки. Указал на то, что издание распоряжений об утверждении вышеуказанных схем расположения земельных участков, то есть принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, допускается исключительно после опубликования извещений, истечение 30 дней и отсутствие заявлений от иных лиц. Административными ответчиками не обеспечено опубликование извещений на официальном сайте о возможности предоставления земельного участка площадью 884 кв.м. на кадастровом плане территории "данные изъяты":СРЗУ, а в отношении земельного участка площадью 1924 кв.м. и земельного участка площадью 1410 кв.м. осуществлены публикации извещений на одном из четырех обязательных публичных ресурсов, что нарушило его права и права иных граждан, заинтересованных в получении указанных земельных участков, принятие распоряжений об утверждении схем расположения участков в последующем может повлечь их предоставление заявителям без процедуры торгов, тем самым ограничено его право в получении участков, которые он планировал приобрести.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 29 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 22 августа 2022 года отменено решение Советского районного суда г. Челябинска от 29 апреля 2022 года, административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 14 августа 2023 года) административный истец выражает несогласие с решением суда первой инстанции от 17 ноября 2022 года и апелляционным определением от 21 марта 2023 года, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 11.10 названного Кодекса предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из пункта 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным кодексом.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании вышеуказанных спариваемых распоряжений образованы и постановлены на кадастровый учет следующие земельные участки: с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 862 кв.м. по адресу: "данные изъяты"; с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1924 кв.м. по адресу: "данные изъяты"; с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1411 кв.м. по адресу: "данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 11.3, статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что схемы расположения земельных участков подготовлены в соответствии с требованиями законодательства, наложение границ образованных земельных участков, право собственности на которые не зарегистрированы, на границы иных земельных участков не установлено, правовых оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, материалы дела не содержат сведений об обращении административного истца в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставлении указанных участков, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.
При установленных по данному делу фактических обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что не представлены в материалы дела схемы расположения земельного участка, утвержденные оспариваемыми распоряжениями, несостоятельны, такие схемы представлены в материалы административного дела (том N 1 л.д.204об, 205об, 206об).
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденный постановлением администрации города Челябинска от 08 мая 2019 года N 214-п, указал на то, что административным ответчиком не исполнены требования об опубликовании на обязательных ресурсах в сети "Интернет" извещений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, не обеспечено опубликование извещения в четырех источниках, а использованы для опубликования три источника, в связи с чем, по мнению административного истца, являются незаконными последующие издания распоряжений об утверждении схемы и постановка на кадастровый учет этих земельных участков.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности предоставления земельных участков данной категории, в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства, а именно в случае поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка. В этом случае, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2). Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 5).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка служит основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса (пункт 6). В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7).
Судом апелляционной инстанции, с учетом анализа представленных в материалы дела доказательств, установлено, что извещения о предварительном согласовании предоставления земельных участков были размещены на официальных ресурсах www.torgi.gov.ru, www.cheladmin.ru, в печатном издании - газете "Вечерний Челябинск". Вышеприведенные в кассационной жалобе доводы административного истца не свидетельствуют о том, что не была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этих извещений.
Так, согласно сведениям, представленным Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, в связи с поступлением заявок от третьих лиц, Комитетом подготовлены вышеуказанные распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, проводится работа по организации аукциона по продаже вышеуказанных земельных участков или на право заключения договора аренду (том N 1 л.д.131-132).
Вопросы подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории регулирует статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые распоряжения содержат указания на то, что они приняты в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Судами установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемые распоряжения отвечают требованиям пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оспариваемыми распоряжениями утверждены схемы расположения земельных участков, решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков эти распоряжения не содержат.
При установленных обстоятельствах, доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденный постановлением администрации города Челябинска от 08 мая 2019 года N 214-п, о незаконности этих распоряжений не свидетельствуют.
Ссылка административного истца в кассационной жалобе на то, что образование земельного участка площадью 884 кв.м. на основании распоряжения администрации г. Челябинска от 16 августа 2021 года N 9400-ш приводило к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, границы этого участка налагались на уже сформированные земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", являлись предметом исследования судебных инстанций, которыми установлено, что пересечения границ образованного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на основании данного распоряжения от 16 августа 2021 года с границами иных участков не имеется. Кроме того, собственником, либо арендатором смежных земельных участков административный истец не является.
Суждения административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" на основании указанного распоряжения сформирован иной конфигурации и площади, исключающих наложение на иные земельные участки, сами по себе не свидетельствуют о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемыми распоряжениями административного ответчика не установлено. Ссылки административного истца в кассационной жалобе на представленные в материалы дела заявления о его намерении участвовать в аукционе, поступившие в администрацию города Челябинска 11 октября 2021 года (том N 1 л.д.46-48), а также ссылки на его заинтересованность приобрести земельный участок иной формы и площади, заявление от 27 октября 2022 года о предварительном согласовании места расположения земельного участка на кадастровом плане в соответствии с прилагаемой схемой (том N 2 л.д.131, 132), указание на то, что вещные права на указанные земельные участки не зарегистрированы, не опровергают установленные судами фактические обстоятельства и выводы судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконными вышеуказанных распоряжений от 16 августа 2021 года и 18 августа 2021 года, исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровом учете указанных земельных участков.
Оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения указанных требований, у судебной коллегии не имеется, учитывая и то, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, не установлено.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства по данному административному делу, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска являются верными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 17 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хабибуллина Максима Радиковича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 13 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.