Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Кокоевой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Губахинского муниципального округа Пермского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 июня 2023 года по административному делу N2а-82/2023 по административному иску прокурора г. Губахи в защиту законных прав и интересов неопределённого круга лиц к администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, МБУ "Комбинат благоустройства" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Ботева В.Ю, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Губахи Пермского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором с учетом его уточнения, просил:
признать незаконным бездействие администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, выразившиеся в отсутствии финансирования МБУ "Комбинат благоустройства" для устранения нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года N 2-21-1-2022, и надлежащего оборудования территории приюта для животных по адресу ул. Пугачева, 4, г. Губаха Пермский край;
признать незаконным бездействие МБУ "Комбинат благоустройства", выразившиеся в неустранении нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года N 2-21-1-2022, и надлежащего оборудования территории приюта для животных по адресу ул. Пугачева, 4, г. Губаха Пермский край;
возложить на администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанности обеспечить финансирование МБУ "Комбинат благоустройства" в достаточном объеме для проведения работ по оборудованию приюта для животных по адресу ул. Пугачева, 4, г. Губаха, Пермский край, в соответствии с требованиями Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02 июля 2020 года N 478-п, Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
возложить на МБУ "Комбинат благоустройства" обязанности по оборудованию приюта для животных по адресу ул. Пугачева, 4, г..Губаха, Пермский край, в соответствии с требованиями Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02 июля 2020 года N 478-п, Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626, а именно: 1) создать на территории приюта: манеж-приемную, карантинное помещение, изолятор для временного содержания больных или подозреваемых в заболеваниях животных, - ветеринарный пункт для приема животных с помещением для осмотра животных, операционной, помещением для лечения животных в условиях стационара; 2) оборудовать место для сбора и хранения биологических и иных отходов с площадкой с твердым покрытием, с контейнерами для сбора и хранения мусора, твердых бытовых отходов и для биологических отходов в соответствии с требованиями Правил, утв.
Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N626; 3) при въезде на территорию приюта оборудовать дезинфекционный барьер с дезинфицирующим раствором; 4) при входе (выходе) на территорию приюта оборудовать дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующим раствором; 5) территорию и помещения приюта оборудовать системами водоотведения, канализации; 6) обеспечить искусственное освещение всей территории приюта, всех его помещений, вольеров; 7) оснастить все вольеры, в которых содержатся животные, инвентарем по чистке вольеров, будок, закрепленным и использующимся исключительно в том помещении, за которым он закреплен; 8) обеспечить наличие в приюте надлежаще проверенных приборов (термометр, психрометр) для измерения температуры и влажности воздуха для контроля и поддержания температурно-влажностного режима в помещениях, предназначенных для временного и постоянного содержания животных; 9) создать и оборудовать огороженную площадку для свободного выгула животных, с размерами, определяемыми из расчета 8 (восемь) квадратных метров площадки на одно животное при одновременном их выгуле, с ограждением высотой не менее 2 (двух) метров, в течение 6 (шести) месяцев с момента доведения лимита бюджетных средств на данный вид расхода.
Требования мотивированы тем, что в составе МБУ "Комбинат благоустройства" по адресу ул. Пугачева, 4, г. Губаха, Пермский край, действует муниципальный приют для домашних животных без владельцев, обнаруженных и отловленных на территории Губахинского городского округа; животные в указанном приюте содержатся в ненадлежащих условиях, прокуратурой города вносилось представление директору МБУ "Комбинат благоустройства" об устранении допущенных нарушений, однако территория приюта не оборудована согласно нормативным требованиям; отсутствие надлежащего оборудования территории приюта делает невозможным его нормальное функционирование, размещение в нем животных, и создает угрозу для граждан.
Решением Губахинского городского суда Пермского края от 28 февраля 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 июня 2023 года отменено решение суда первой инстанции, принято новое решение, которым административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие администрации Губахинского муниципального округа Пермского края по необеспечению финансирования МБУ "Комбинат благоустройства" для устранения нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года; признано незаконным бездействие МБУ "Комбинат благоустройства", выразившиеся в неустранении нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года; возложена на администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность принять меры по финансированию МБУ "Комбинат благоустройства" для выполнения работ по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложена на МБУ "Комбинат благоустройства" обязанность по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года в отношении муниципального приюта, расположенного по адресу: Пермский край, г..Губаха, ул.
Пугачева, 4: 1) создать на территории приюта: манеж-приемную, карантинное помещение, изолятор для временного содержания больных или подозреваемых в заболеваниях животных, ветеринарный пункт для приема животных с помещением для осмотра животных, операционной, помещением для лечения животных в условиях стационара; 2) оборудовать место для сбора и хранения биологических и иных отходов с площадкой с твердым покрытием, с контейнерами для сбора и хранения мусора, твердых бытовых отходов и для биологических отходов в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626; 3) при въезде на территорию приюта оборудовать дезинфекционный барьер с дезинфицирующим раствором; 4) при входе (выходе) на территорию приюта оборудовать дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующим раствором; 5) территорию и помещения приюта оборудовать системами водоотведения, канализации; 6) обеспечить искусственное освещение всей территории приюта, всех его помещений, вольеров; 7) оснастить все вольеры, в которых содержатся животные, инвентарем по чистке вольеров, будок, закрепленным и использующимся исключительно в том помещении, за которым он закреплен; 8) обеспечить наличие в приюте надлежаще проверенных приборов (термометр, психрометр) для измерения температуры и влажности воздуха для контроля и поддержания температурно-влажностного режима в помещениях, предназначенных для временного и постоянного содержания животных; 9) создать и оборудовать огороженную площадку для свободного выгула животных, с размерами, определяемыми из расчета 8 (восемь) квадратных метров площадки на одно животное при одновременном их выгуле, с ограждением высотой не менее 2 (двух) метров, в течение 6 месяцев с момента доведения лимита бюджетных средств на данный вид расхода.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 28 сентября 2023 года) административный ответчик администрация Губахинского муниципального округа Пермского края выражает несогласие с апелляционным определением, ссылаясь на то, что выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указал на то, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований, установив факт создания муниципального приюта, произведя переоценку имеющихся доказательств и фактических обстоятельств дела; признаки деятельности приюта на территории муниципального образования отсутствуют, муниципальное образование и МБУ "КБУ" не создавало приют, не осуществляли прием животных с других территорий; создание приюта носит добровольный характер; то, что по факту находится на территории муниципального образования является временным пунктом передержки безнадзорных животных для исполнения переданных полномочий; судом возложена обязанность обеспечить финансирование деятельности, которая не отнесена к компетенции органа местного самоуправления.
В письменных возражениях на кассационную жалобу прокурор г. Губахи Пермского края просил апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Пунктами 92, 143, 144 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно частям 1 и 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с названным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Вместе с тем органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании Закона Пермского края от 29 февраля 2016 года N 612-ПК "О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, включающими в себя следующие мероприятия, в частности, содержание животных без владельцев в приютах для животных; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, за исключением вакцинации таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
В соответствии с частью 13 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года N 1504.
Методическими указаниями предусмотрено, что в соответствии с данными указаниями органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них (пункт 1);
Постановлением Правительства Пермского края от 02 июля 2020 года N 478-п утвержден Порядок организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края, в котором также предусмотрены Требования к размещению приюта для животных и обустройству помещений, используемых для приема и содержания животных.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Губахи с участием специалиста ГБУВК "Добрянская станция по борьбе с болезнями животных" проведена проверка исполнения законодательства об обращении с животными в деятельности МБУ "Комбинат благоустройства".
В результате проверки установлено, что в составе МБУ "Комбинат благоустройства" по адресу ул. Пугачева, 4, г. Губаха, Пермский край, действует муниципальный приют для домашних животных без владельцев, обнаруженных и отловленных на территории Губахинского городского округа. На момент проверки в приюте находились собаки в количестве 70 особей, содержащиеся в вольерах. При проверке содержания животных в указанном приюте выявлен ряд нарушений требований Федерального закона N 498-ФЗ, Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02 июля 2020 года N 478-п, иных норм законодательства.
В адрес директора МБУ "Комбинат благоустройства" прокурором внесено представление N 2-21-2022 от 10 января 2022 года с требованиями безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города Губахи, рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности работников, допустивших выявленные нарушения закона, и сообщить о результатах рассмотрения и принятых мерах не позднее, чем в 30-дневный срок со дня внесения акта прокурорского реагирования.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что используемый ответчиками для размещения безнадзорных животных пункт, расположенный по адресу: г. Губаха, ул. Пугачева, 4, не является муниципальным приютом для животных, в связи с чем правовых оснований для приведения его в соответствие с требованиями, предъявляемыми к приютам для животных, не имеется.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, установил, что утверждение административных ответчиков и вывод суда первой инстанции о том, что муниципальный приют для животных по адресу: г.Губаха Пугачева, 4, таковым не является опровергается исследованными доказательствами, факт несоблюдения муниципальным приютом требований по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, установленных Порядком организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 02 июля 2020 года N 478-п, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела. В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к заключению о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы административного ответчика о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований, несостоятельны. Суд апелляционной инстанции проверил доводы административного истца, изложенные им в административном исковом заявлении, посредством которых последний обосновывал свои требования.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу положений статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции в целях правильного разрешения административного дела наделен правом рассмотрения его в полном объеме, исследовать имеющиеся в деле доказательства.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что суд апелляционной инстанции произвел оценку доказательств и фактических обстоятельств, несогласие административного ответчика с оценкой доказательств, сами по себе о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права не свидетельствуют.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно частям 1 и 5 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с названным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Вместе с тем органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Признавая незаконным бездействие администрации Губахинского муниципального округа Пермского края по необеспечению финансирования МБУ "Комбинат благоустройства" для устранения нарушений, указанных в представлении прокурора города Губахи от 11 января 2022 года, возлагая на администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края обязанность принять меры по финансированию МБУ "Комбинат благоустройства" для выполнения работ по устранению нарушений, указанных в представлении, суд апелляционной инстанции оставил без внимания положения приведенных частей 1 и 5 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", требования бюджетного законодательства; при этом, фактические обстоятельства, указывающие на наличие незаконного бездействия администрации, в том числе, применительно к приведенным положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", судом апелляционной инстанции не устанавливались, а также суд апелляционной инстанции не учел установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Вместе с тем, суд вправе учесть объемы и возможности финансирования необходимых мероприятий при определении срока устранения допущенного нарушения в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу требований статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательности судебных актов, статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда и разъяснений, данных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Суд апелляционной инстанции, возлагая на МБУ "Комбинат благоустройства" обязанность по устранению выявленных нарушений в течение шести месяцев с момента доведения лимита бюджетных средств на данный вид расхода, поставил исполнение такой обязанности (по устранению выявленных нарушений) в зависимость от наступления определенного условия, не обсудил и не выяснил объем затрат и работ, которые должен произвести административный ответчик для исполнения решения суда, в каком порядке это необходимо сделать, то есть не выяснил, является ли указанный срок реальным, а решение исполнимым.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в настоящем случае не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств дела, их всестороннего исследования при активной роли суда не приняты.
Данные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции ввиду установленного законом запрета устанавливать новые обстоятельства и исследовать доказательства.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание характер спора, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, разрешить дело с соблюдением требований процессуального закона, в соответствии с положениями норм материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 июня 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 14 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.