Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Хорошевской М.В, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу В. на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года по административному делу N2а-4525/2023 по административному иску В. к призывной комиссии по мобилизации МО городской округ Сургут ХМАО-Югры, Военному комиссариату ХМАО-Югры о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, возложении обязанности устранить нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
В. обратился в суд с административным исковым заявлением к вышеуказанным административным ответчикам о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации граждан о призыве его на военную службу по мобилизации от 11 октября 2022 года, возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
В обоснование административного иска указано, что 30 сентября 2022 года В... получена повестка о явке в военный комиссариат г. Сургута и Сургутского района ХМАО-Югры для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу по мобилизации. Решением призывной комиссии военного комиссариата от 11 октября 2022 года В. призван на военную службу по мобилизации.
Административный истец полагает, что он, занимая должность "данные изъяты" в Управлении по переработке газа ПАО "Сургутнефтегаз", предусмотренную по кодам "данные изъяты" с кодом должности N имел право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Перечнем должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе вооруженных сил РФ, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Перечень должностей и профессий), что подтверждено соответствующим извещением работодателя, в связи с чем, вышеуказанное решение нарушает его права и законные интересы.
Кроме того, при проведении мобилизационных мероприятий, по мнению В. ему неверно присвоена категория годности "А" при должной категории годности "В" из-за наличия у него "данные изъяты", что также дает ему право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года, административный иск В. оставлен без удовлетворения.
В поданной 28 сентября 2023 года кассационной жалобе В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель заинтересованного лица - ПАО "Сургутнефтегаз" ссылается на отсутствие оснований для отмены судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему административному делу установлены, исходя из следующего.
Необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 31-ФЗ призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, помимо прочего, признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев. Согласно пункту 2 указанной статьи отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N31-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 852 утверждено Положение "О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", которое определяет порядок призыва граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени (далее - призыв граждан по мобилизации), а также состав призывной комиссии по мобилизации граждан (далее - призывная комиссия по мобилизации) и функции, возлагаемые на нее в мирное время и в период мобилизации.
Из пунктов 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий но обеспечению этой работы.
В целях организации медицинских осмотров и, при необходимости, медицинского освидетельствования граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации, Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации утверждена соответствующая Методика (от 25 сентября 2022 года N 161/1/14066дсп), пунктом 1 которой установлено, что гражданам, призываемым на военную службу по мобилизации, в целях исключения у них инфекционных заболеваний, а также увечий, заболеваний, препятствующих призыву по мобилизации, проводится медицинский осмотр.
Всем призываемым (призванным) при прибытии на пункт сбора военного комиссариата (воинскую часть (организацию) Вооруженных Сил Российской Федерации (далее воинская часть) гражданам проводится термометрия, а также медицинский осмотр фельдшером (врачом-специалистом) в целях исключения острых инфекционных заболеваний (п. 5).
Граждане, предъявившие жалобы на состояние здоровья и имеющие увечья, заболевания, по которым в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе, в том числе временная, осматриваются врачом-специалистом. Результаты медицинского осмотра гражданина, призываемого (призванного) на военную службу по мобилизации и предъявившего жалобы на состояние здоровья, заносятся в книгу учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья.
Медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру призыва граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу в период мобилизации, не предусматривают проведение медицинского освидетельствования или военно-врачебной комиссии в отношении граждан подлежащих мобилизации.
Граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.
Руководствуясь приведенными правовыми положениями, и установив, что каких-либо жалоб на состояние здоровье В. на предварительном пункте сбора граждан при осмотре его врачом не высказывал, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для изменения у него категории годности к военной службе.
В указанной части выводы судов нижестоящих инстанций являются верными, сомнений в своей обоснованности не вызывают.
Кроме того, медицинские справки, заключения медицинских инструментальных исследований, представленные в материалы дела административным истцом в обоснование своих доводов, выданы В. 25, 28 октября 2022 года, 01 ноября 2022 года, что, соответственно, исключало их предоставление в момент проведения призывных мероприятий.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, у судов отсутствовали основания для признания незаконным решения призывной комиссии по причине установления, по мнению административного истца, иной категории годности к военной службе.
Вместе с тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения в части, связанной с отсутствием оснований для брони в отношении В. по месту работы и, соответственно, отсутствием оснований для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, являются преждевременными.
Как следует из материалов дела, В. на момент проведения в отношении него мобилизационных мероприятий являлся сотрудником Управления по переработке газа ПАО "Сургутнефтегаз" (далее - Управление), состоящим в должности "данные изъяты".
03 октября 2022 года Управлением военному комиссару г. Сургут и Сургутского района направлено письмо за N об аннулировании повестки, выданной административному истцу, а также о возможности его бронирования.
В подтверждение изложенного, 11 октября 2022 года Управлением в адрес военного комиссариата г. Сургута и Сургутского района ХМАО-Югры был направлен список граждан, пребывающих в запасе, работающих в Управлении, на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с Перечнем должностей и профессий.
Из данного списка следует, что В. подлежит бронированию согласно занимаемой должности по коду "данные изъяты", код должности "данные изъяты" (т. 1 л.д. 16, 46).
Аналогичные обстоятельства следуют из справок, заменяющих удостоверения для оформления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, выданных в отношении административного истца начальником отдела кадров Управления (т. 1 л.д.14, 15).
12 октября 2022 года В. был призван на военную службу по мобилизации на основании решения, оформленного протоколом заседания призывной комиссии по мобилизации МО городской округ Сургут ХМАО-Югры от 11 октября 2022 года с учетом утвержденного 12 октября 2022 года именного списка граждан, призванных на военную службу по мобилизации (т. 1 л.д. 77-78, 79).
19 октября 2022 года Управлением из военного комиссариата г. Сургута и Сургутского района был получен ответ о том, что оснований для аннулирования повестки В. по частичной мобилизации не имеется, поскольку на момент вынесения призывной комиссией постановления от 23 сентября 2022 года N 2 должность В. не была включена в список граждан, имеющих право на отсрочку от мобилизации и в военное время.
Разрешая административный спор, и отказывая в удовлетворении требований В., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент принятия оспариваемого решения у призывной комиссии отсутствовали сведения по установленной форме, из которых следовало, что В... предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом N 31-ФЗ в содержание мобилизации, помимо иных мероприятий, входит бронирование на период мобилизации граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающих в организациях (абз. 4 п. 2абз. 4 п. 2, пп. 21 п. 3 ст. 2). Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (п. 1 и 2 ст. 17). Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется забронированным гражданам (пп. 1 п. 1 ст. 18). Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации деятельности организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации на время предоставленной отсрочки (п. 1 и 2 ст. 23).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 55 Федерального закон от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, на период мобилизации и в военное время освобождаются от военных сборов.
В данном случае, судам следовало установить, предоставляет ли занимаемая Вахрамеевым С.В. должность в Управлении право последнему быть забронированным в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, несмотря на то, что работодателем не соблюдена в установленные сроки процедура бронирования работника (в течение 10 дней по истечению испытательного срока), как то предусмотрено Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г.
Однако, указанные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без должного внимания, как и факты предоставления в военный комиссариат работодателем до окончания мобилизационных мероприятий в отношении административного истца сведений о наличии оснований для его бронирования и предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
При этом, доказательств, объективно подтверждающих невозможность со стороны административного ответчика проверить такие сведения, материалы дела не содержат. Как и не содержат сведений о результатах рассмотрения документов, представленных работодателем В.
Таким образом, вопреки нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об активной роли суда в целях всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу (п. 7 ст. 6, ч. 2 ст. 14), суд первой инстанции не принял мер к надлежащему установлению имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора обстоятельств.
Судом апелляционной инстанции указанные недостатки также не устранены.
Данные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции ввиду установленного законом запрета устанавливать новые обстоятельства и исследовать доказательства, в частности, в настоящем случае по вопросу наличия у административного истца права на отсрочку от прохождения военной службы по мобилизации в силу занимаемой им должности с учетом требований действующего законодательства, в том числе положений Перечня должностей и профессий.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, при котором следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.