Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Жуковой Н.А, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1889/2022 по иску Слабенко Александра Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (после переименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Слабенко Александра Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения посредством использования видеоконференц-связи с Салехардским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа истца Слабенко А.В. и его представителя Гонтаря Д.Б, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Слабенко А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (после переименования Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу) (далее также - Отделение) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 12 апреля 2022 года с учетом повышающего коэффициента 1, 9 и в дальнейшем производить выплату пенсии с учетом повышающего коэффициента 1, 9.
В обоснование исковых требований указал, что с 12 апреля 2022 года ему назначена трудовая пенсия по старости в размере 35 778 рублей 31 копеек. При назначении пенсии учтен размер средней месячной заработной платы истца за 2000-2001 года - 16 993 рублей 72 копеек, при этом отношение средней месячной зарплаты к средней месячной зарплате в стране (1 671 рублей) составило 10, 169, и применен повышающий коэффициент, установленный для непроизводственных отраслей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа - 1, 5. Считал, что ответчиком не учтено, что в период с 19 марта 1985 года по 27 июля 1993 года он работал по срочному трудовому договору в Салехардском объединенном авиаотряде Тюменского Управления гражданской авиации в должности авиатехника, в результате чего на основании постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04 июня 1968 года N 165/15 зарплата ему выплачивалась с районным коэффициентом 1, 8. В этой связи в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате должно учитываться в размере 1, 9, а у него имеется право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок. Между тем, ответчиком выбран расчет пенсии, ухудшающий его положение, а документы, позволяющие применить коэффициент к заработной плате - 1, 9, не запрошены. Заявление о перерасчете пенсии он подавал до назначения ему пенсии, следовательно, перерасчет должен быть произведен с даты назначения пенсии - с 12 апреля 2022 года.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2022 года исковые требований удовлетворены. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность произвести перерасчет размера пенсии Слабенко А.В. с 12 апреля 2022 года с учетом повышающего коэффициента 1, 9 и в дальнейшем производить выплату пенсии с учетом повышающего коэффициента 1, 9.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2023 года решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 ноября 2022 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Слабенко А.В. отказано.
В кассационной жалобе Слабенко А.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2023 года, как незаконного.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу указывает на законность и обоснованность вынесенного судебного постановления, просит оставить апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу Слабенко А.В. - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав объяснения истца и его представителя, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого рода оснований для отмены судебного акта не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Слабенко А.В, 12 апреля 1965 года рождения, с 12 апреля 2022 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В период с 19 марта 1985 года по 27 июля 1993 года Слабенко А.В. работал в Салехардском объединённом авиаотряде Тюменского управления гражданской авиации в должности авиатехника, где заработная плата ему выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 1, 8.
Расчёт страховой части пенсии произведён с учётом повышенного отношения его среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации в размере 1, 7, исходя из районного коэффициента к заработной плате, установленного в непроизводственной сфере, - 1, 5.
Слабенко А.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте пенсии с применением соотношения заработков в размере 1, 9, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1, 8.
Ответом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 июля 2022 года N 23312-11/3 в удовлетворении заявления Слабенко А.В. отказано, поскольку соотношение заработных плат в размере 1, 7 напрямую зависит от регистрации по месту проживания гражданина либо осуществления трудовой деятельности на территории Крайнего Севера, где утверждён коэффициент, устанавливаемый к заработной плате работникам непроизводственных сфер отраслей, - 1, 5 по состоянию на 31 декабря 2001 года, и не зависит от районного коэффициента, фактически установленного к заработной плате.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 3, части 1 статьи 4, статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что в период с марта 1988 года по февраль 1993 года Слабенко А.В. работал на предприятии, относящемся к сфере материального производства, размер пенсии, исчисленный исходя из заработка Слабенко А.В. в данный период, является для него наиболее выгодным, пришёл к выводу, что отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации при исчислении пенсии должно учитываться в размере 1, 9, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1, 8, установленного в период с марта 1988 года по февраль 1993 года, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права.
Отказывая в удовлетворении требований Слабенко А.В, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьёй 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 09 июня 2003 года N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2003 года N670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09 июня 2003 года N25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04 июня 1968 года N 165/15 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга", установив, что в период работы истца на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга в централизованном порядке были установлены различные районные коэффициенты к заработной плате, исходил из того, что в случае
установления разных районных коэффициентов к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, равный 1, 5, в связи с чем пришёл к выводу о том, что при определении размера страховой пенсии отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1, 7 правильно учтено пенсионным органом.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Доводы кассационной жалобы Слабенко А.В. о том, что при определении размера его страховой пенсии отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться в размере 1, 9, поскольку ему к заработной плате был установлен коэффициент для производственных отраслей, равный 1, 8, правильно признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей Федеральному закону "О страховых пенсиях" (часть 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") предусматривают правовой механизм оценки приобретённых до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 этой статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 этой статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
В силу абзацев 1-10 пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчётного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2.
Согласно абзацам 11-14 пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 данного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5; не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1, 5 до 1, 8; не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учёта отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (абзац 15 части 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 года N 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учётом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 09 июня 2003 года N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2003 года N670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09 июня 2003 года N25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке", а именно в нем указано, что к заработной плате работников непроизводственных отраслей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа применяется районный коэффициент в размере 1, 5.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Постановлением Госкомтруда СССР N 45, Секретариата ВЦСПС N 2 от 19 января 1961 года "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников организаций и предприятий радиовещания и телевидения системы Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР", Постановлением Госкомтруда СССР от 23 июня 1965 года N401 "Об установлении районных коэффициентов к заработной плате профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, работников научно-исследовательских, проектных, конструкторских и некоторых других организаций и учреждений, занятых в районах крайнего севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N379/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников организаций и предприятий гидрометеорологической службы", Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 22 ноября 1960 года N 1296/30 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог", Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08 октября 1960 года N1167/26 "О районных коэффициентах к заработной плате работников государственных предприятий и организаций сельского и лесного хозяйства", Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 18 июня 1960 года N815/17 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников эксплуатационных предприятий и организаций связи", Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 года N 476/9
"Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций лесной, электроэнергетической, торфяной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной, фарфоро-фаянсовой, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и промышленности по производству музыкальных инструментов" и т.д. установлено, что в Ямало-Ненецкий национальном округе к северу от Полярного круга к заработной плате работников применяется коэффициент 1, 50.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04 июня 1968 года N165/15 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга" утверждён районный коэффициент 1, 80 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга.
Из приведённых правовых норм следует, что в Ямало-Ненецком автономном округе установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, поэтому в соответствии с абзацем 15 части 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается районный коэффициент к заработной плате, установленный в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, то есть 1, 5. Право пенсионера на выбор учитываемого районного коэффициента пенсионным законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что не имеет юридического значения районный коэффициент, который был установлен истцу работодателем в период работы истца на территории Ямало-Ненецкого национального округа.
С учётом установленных обстоятельств, названного правового регулирования спорных правоотношений, суд апелляционной инстанции обоснованно не нашел оснований для перерасчёта назначенной истцу пенсии с применением отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации в размере 1, 9.
Приведённые в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию истца, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, были предметом проверки и оценки суда, правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судом, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части толкования норм права и оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Таким образом, принятое по делу апелляционное определение основано на правильно определённых юридически значимых обстоятельств, соответствует требованиям норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Слабенко Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.