Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Жуковой Н.А, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-886/2022 по иску Кислицына Николая Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры о признании периода работы страховым стажем, возложении обязанности произвести расчет страховой пенсии, назначении страховой пенсии, произвести выплаты, обеспечить корректную передачу информации
по кассационной жалобе Кислицына Николая Николаевича на решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кислицын Н.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры) о признании страховым стажем периода работы в индивидуальном частном предприятии "Комета" Капитонова (далее также - ИЧП "Комета") продолжительностью 2 года 07 месяцев 19 дней, возложении обязанности: произвести расчет страховой пенсии по старости по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), признать продолжительность страхового стажа на 07 декабря 2019 года 12 лет 11 месяцев 00 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент на дату обращения в размере 32, 739 балла, назначить страховую пенсию по старости по статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 07 декабря 2019 года, произвести за период с 07 декабря 2019 года по настоящее время все выплаты, которые носили беззаявительный характер, обеспечить корректную передачу информации в Управление социальной защиты населения по г.Ураю Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью получения мер социальной поддержки с момента приобретения права на страховую пенсию по старости с 17 декабря 2019 года.
В обоснование иска указал, что решением от 20 марта 2020 года N564205/19 ему отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в 2019 году - 16, 2, а его ИПК составил 13, 649. Пенсионным органом не включены в стаж периоды: с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года в связи с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек; с 15 февраля 2012 года по 31 марта 2012 года, так как период отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Впоследствии был дан ответ, что по последнему периоду корректировка индивидуального лицевого счета не требуется, так как сведения отражены на индивидуальном лицевом счете, но при этом ИПК остался неизменным. Ответчик также направлял запросы по периодам с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года, с 21 февраля 2001 года по 04 июля 2001 года, после получения ответов он обращался с заявлением о перерасчете ИПК. В ответе от 17 октября 2022 года ответчик подтверждает правомерность вынесенного решения. Считает отказ в установлении ему страховой пенсии по старости незаконным. Полагает, что его среднемесячный заработок за 2000-2001 годы рассчитан неверно, так как соотноситься по отношению друг к другу должны заработная плата, получаемая гражданином в течение определенного количества месяцев 2000 и 2001 года по отношению к средней заработной плате по стране за те же месяцы.
Поскольку подсчет среднемесячного заработка за любые пять лет подряд или за 2000-2001 года (последние два года перед определением расчетной пенсии для конвертации пенсионных прав, приобретенных до 2002 года) непосредственно в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (дате также - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") не определен, то для правоотношений до 2002 года применяются нормы предыдущего Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Также указывает, что период его работы с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года в индивидуальном частном предприятии "Комета" подтверждается записью в трудовой книжке. Сведения о предприятии содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Обязанность правильного заполнения и ведения трудовой книжки возложена на работодателя. При включении в его стаж спорного периода, страховой стаж на дату обращения за назначением страховой пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составил на 07 ноября 2019 года - 12 лет 11 месяцев, до 01 января 1991 года (для валоризации) - 8 лет 3 месяца 15 дней, до 01 января 2002 года (для корректировки) - 11 лет 3 месяца 18 дней. Неверно определенный размер его среднемесячной заработной платы повлиял на размер ИПК, и как следствие, на приобретение пенсионных прав. Расчет пенсии с конвертацией пенсионных прав рассматривался ответчиком по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", другие варианты не рассматривались. Расчет ИПК по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" показал более значительный результат. Полагает, что на момент обращения за назначением страховой пенсии по старости его ИПК составил 32, 739 балла.
Решением Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2023 года, Кислицыну Н.Н. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кислицын Н.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика (после переименования с 01 января 2023 года Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на неё, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для частичной отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кислицын Н.Н, 07 июня 1959 года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 03 марта 2005 года.
06 декабря 2019 года Кислицын Н.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 20 марта 2020 года N 564205/19 в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано по причине отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
На дату подачи заявления - 06 декабря 2019 года страховой стаж истца определен продолжительностью 14 лет 0 месяцев 4 дня при требуемом страховом стаже не менее 10 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 13, 649 при требуемой - 16, 2.
Период работы с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года не включен в страховой стаж истца, поскольку установлено нарушение Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях от 20 июня 1974 года N 162 (дата рождения в дубликате трудовой книжки не соответствует дате рождения в паспорте, серия "данные изъяты" трудовой книжки 1999 года выпуска, а дубликат трудовой книжки выписан 1998 годом), справка, подтверждающая указанный период, отсутствует.
Согласно представленной в материалы дела копии дубликата трудовой книжки на имя Кислицына Н.Н, "данные изъяты" года рождения, он в период с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года работал в индивидуальном частном предприятии "Комета" каменщиком-монтажником пятого разряда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании страховым стажем периода работы в индивидуальном частном предприятии "Комета", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 8, 11, 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", разъяснениями, изложенными в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что установить заявленную продолжительность страхового стажа, факт работы Кислицына Н.Н. в индивидуальном частном предприятии "Комета" в период с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года невозможно, поскольку трудовая книжка истцом в суд не представлена, ответчиком суду представлены копии трех трудовых книжек истца, которые он представлял при подаче заявления о назначении пенсии, в оттиске печати ИЧП "Комета" отражено местонахождение г.Омск, на титульном листе отражена дата рождения "данные изъяты" года, на запросы пенсионного органа, направленные в связи с выявленными недостатками, поступил ответ бюджетного учреждения Омской области "Исторический архив Омской области" о том, что документы по личному составу ИЧП "Комета" на хранение не поступали; из представленной истцом архивной справки Государственного казенного учреждения Астраханской области "Государственный архив Астраханской области" N К-10447 от 28 сентября 2022 года следует, что предоставить сведения о его трудовом стаже и заработной плате за период с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года по ИЧП "Комета" не представляется возможным из-за неполноты архивных документов, находящихся на хранении а архиве, в имеющихся документах (ведомости по начислению, заработной платы) за данный период истец не значится, приказы за 1998 год не сданы, документы сданы с 1991 года по 1999 год.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности произвести расчет страховой пенсии по старости по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях, признать величину ИПК на дату обращения в размере 32, 739 балла, назначить страховую пенсию по старости, произвести за период с 07 декабря 2019 года все выплаты в пользу истца, обеспечить передачу информации в Управление социальной защиты населения по г.Ураю Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью получения мер социальной поддержки с момента приобретения права на страховую пенсию по старости, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 22, 35, 36 Федерального закона "О страховых пенсиях", статей 30, 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что доказательств тому, что Кислицын Н.Н. заявлял о своем выборе относительно расчета размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суду не представлено, исходя из представленных ответчиком доказательств и расчетов, он производил такие расчеты по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по наиболее выгодному для истца варианту, согласно расчёту, проверенному судом, индивидуальный пенсионный коэффициент истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составил 13, 649, что меньше требуемой величины ИПК.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". До указанной даты и на момент назначения истцу пенсии действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления настоящего федерального закона Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определениях размеров страховых пенсий в соответствии с этим Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии - 06 декабря 2019 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Статьей 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрены переходные положения, согласно частям 1, 2 которой продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона.
Частью 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных или уплаченных в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу части 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В соответствии с частью 10 этой же статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, определяется по формуле, в которую входит размер страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие этого Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК=(РП - 450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 этого Федерального закона). Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Исходя из указанных норм пенсионного права для исчисления размера страховой пенсии применяется статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающая порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд и исчисление среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за тот же период.
При введении в пенсионное законодательство понятия индивидуального пенсионного коэффициента статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Иных норм, регламентирующих порядок исчисления отношения среднемесячного заработка, Федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях" не содержат.
Таким образом, ранее действовавшими и действующими нормами пенсионного законодательства предусмотрен единый подход к определению средней заработной платы пенсионера и средней заработной платы в Российской Федерации. Использованный ответчиком порядок расчета, когда средняя заработная плата рассчитывается независимо от отработанных в 2000-2001 годах месяцев путем деления общего заработка истца за этот период на 24 месяца не соответствует нормам пенсионного законодательства.
Указанные нормы материального права судами первой и апелляционной инстанции не применены, обстоятельства количества отработанных истцом месяцев за 2000-2001 годы не установлены, не предложено сторонам представить расчеты отношения среднего заработка истца за отработанные в указанный период месяцы и среднего заработка в Российской Федерации за эти же месяцы, индивидуального пенсионного коэффициента (с вариантами по пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), что могло повлиять на правильность разрешения спора о праве истца на назначение пенсии с заявленной даты, поскольку оспариваемым решением пенсионного органа ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК.
В силу положений статей 67, 71, 327, 3271, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Указанные нормы процессуального права судами не применены, признанный судом первой инстанции верным расчет ответчика индивидуального пенсионного коэффициента и мотивы, по которым отклонен расчет истца, в решении суда не приведены. Апелляционное определение не содержит мотивов, по которым суд отклонил доводы апелляционной жалобы о неверном расчете ИПК и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылался истец.
Учитывая изложенное, судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежат отмене, дело в отмененной части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы истца о необоснованном отказе суда во включении в стаж периода работы с 07 мая 1998 года по 25 декабря 2000 года, его подтверждении трудовой книжкой, ответственности работодателя за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек, не представлении ответчиком доказательств того, что он не работал в спорный период, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку судом дана верная оценка представленным сторонами доказательств, правильно возложено бремя доказывания на истца, нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке, поскольку направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки, основаны на неверном толковании норм материального права. Переоценка установленных судом фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Кислицына Николая Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры о возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", дело в отмененной части направить на рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кислицына Николая Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.