Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Жуковой Н.А, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-399/2023 по иску Фотеева Виктора Николаевича к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" о возложении обязанности внести корректировки в сведения о трудовом стаже, по кассационной жалобе федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" на решение Соликамского городского суда Пермского края от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения посредством видеоконференц-связи с федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" Фотеева В.Н, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фотеев В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ФКУ ИК-9) о возложении обязанности внести корректировки в сведения о трудовом стаже в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с апреля 2019 года по ноябрь 2020 года включительно.
Исковые требования обосновал тем, что с 01 апреля 2019 года был трудоустроен в ФКУ ИК-9. Апелляционным определением судебной коллегии Пермского краевого суда от 02 июня 2021 года с ФКУ ИК-9 в его пользу взыскана недоначисленная заработная плата за период с апреля 2019 года по ноябрь 2020 года включительно, следовательно, администрация ФКУ ИК-9 обязана внести изменения по суммам заработной платы за данный период. Уплата страховых взносов, их размер имеют значение при решении вопроса о назначении ему пенсии.
Определением суда от 06 марта 2023 года исковое заявление Фотеева В.Н. в части требования о возложении обязанности на ФКУ ИК-9 внести в Пенсионный фонд Российской Федерации корректировки сведений о его трудовой деятельности за ноябрь 2020 года оставлено без рассмотрения.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 06 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 04 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность в течение месяца с даты вступления решения в законную силу направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю корректирующие сведения о трудовой деятельности истца за период с апреля 2019 года по октябрь 2020 год.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-9 ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав истца, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого рода оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фотеев В.Н. с 04 июня 2018 года отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9.
Приказом ФКУ ИК-9 от 02 апреля 2019 года N 79-т Фотеев В.Н. с 01 апреля 2019 года принят кухонным рабочим в столовую хозяйственного обслуживания.
Приказом ФКУ ИК-9 от 14 августа 2019 года N 233-т Фотеев В.Н. переведен рабочим по стирке и ремонту спецодежды хозяйственного обслуживания в банно-прачечную жилой зоны хозяйственного обслуживания. В связи с невыполнением трудовых обязанностей Фотеев В.Н. был освобожден от выполнения работы с 28 ноября 2019 года (приказ от 19 ноября 2019 года N 326-т).
25 октября 2019 года на основании постановления начальника учреждения от 25 октября 2019 года N 10 истец водворялся в штрафной изолятор на срок двое суток без вывода на работу.
Приказом ФКУ ИК-9 от 06 декабря 2019 года N 348т Фотеев В.Н. с 05 декабря 2019 года принят рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в административное здание (жилая зона) хозяйственного обслуживания учреждения. В связи с невыполнением обязанностей Фотеев В.Н. освобожден от работы приказом от 31 декабря 2019 года N 377-т.
Приказом ФКУ ИК-9 от 17 сентября 2020 года N 304-т Фотеев В.Н. принят в отряд N 9 подсобным рабочим хозяйственного обслуживания учреждения. В связи с невыполнением обязанностей Фотеев В.Н. освобожден от работы с 30 ноября 2020 года приказом от 02 декабря 2020 года N 397-т.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 июня 2021 года с ФКУ ИК-9 в пользу Фотеева В.Н. взыскана недоначисленная заработная плата за период с апреля 2019 года по ноябрь 2020 года в размере 24 878 руб. 36 коп, возврат НДФЛ в размере 136 руб. По состоянию на 06 марта 2023 года апелляционное определение не исполнено.
Решением Соликамского городского суда Пермского краевого суда от 26 июля 2022 года на ФКУ ИК-9 возложена обязанность в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу внести корректировки сведений о трудовом стаже Фотеева В.Н. в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности внести корректировки в сведения о трудовом стаже в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с апреля 2019 года по октябрь 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 8, 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 4, 5, 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", пунктами 3, 15.1, 18 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 519п, исходил из того, что истец являлся в спорные периоды застрахованным лицом, ответчик - страхователем истца, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется пенсионным органом на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений, ответчиком за спорный период корректирующие сведения с учетом апелляционного определения от 02 июня 2021 года о периодах трудовой деятельности, заработной плате истца в пенсионный орган не подавались, при этом некорректные сведения влияют на объём пенсионных прав истца.
Оставляя исковое заявление без рассмотрения в части возложения на ответчика обязанности внести корректировки в сведения о трудовом стаже в Пенсионный фонд Российской Федерации за ноябрь 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 220, 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что данный вопрос разрешен решением Соликамского городского суда Пермского краевого суда от 26 июля 2022 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций не усматривается.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
В силу части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), зарегистрированными лицами являются физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее также - Фонд) (статья 5 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" (пункт 1.2 статьи 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе: периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения; заработная плата или доход, в том числе на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-6 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 этой статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) периоды работы (деятельности), в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии; 4) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 данного Федерального закона; 5) дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам; 6) сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"; 7) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение
страховой пенсии по старости; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).
В силу статьи 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им в орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения о зарегистрированных (застрахованных) лицах.
В соответствии со статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете органы Фонда имеют право, в том числе: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу. Органы Фонда обязаны, в том числе осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных данным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденного приказом Министерства труда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 211н, утратившей силу со 02 июня 2023 года, было предусмотрено, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из названных норм права следует, что корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет могут вноситься на основании корректирующих форм отчетности направленных страхователем, по заявлению зарегистрированного лица и при выявлении территориальным органом Пенсионного фонда по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями.
С учётом установленных обстоятельств, приведённого правового регулирования спорных правоотношений суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о возложении на ФКУ ИК-9, как страхователя истца в спорный период, обязанности по направлению корректирующих сведений о трудовой деятельности истца за период с апреля 2019 года по октябрь 2020 года.
Доводы жалобы ответчика о том, что корректировка сведений носит заявительный характер, производится на основании заявления гражданина, с предоставлением документов, подтверждающих основания для корректировки, однако истец с данным заявлением в пенсионный орган не обращался, подлежат отклонению.
Действительно, как в соответствии с ранее действовавшим Порядком осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 519п, который был разработан в соответствии с пунктом 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, так и в соответствии с действующим в настоящее время Порядком, утвержденным приказом СФР от 11 июля 2023 года N 1363, корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет может производиться по заявлению застрахованного лица.
Отклоняя аналогичные доводы ответчика, суд первой инстанции обоснованно учёл правовое положение истца, который является осуждённым, отбывающим наказание в местах лишения свободы, имеет ограничения в возможности свободно реализовывать свои права и законные интересы.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, корректирующие сведения о трудовой деятельности истца необходимо внести на основании вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 02 июня 2021 года, которое в течение длительного времени не исполнялось ответчиком.
Доводы кассационной жалобы о том, что у ответчика не возникла обязанность исполнить апелляционное определение от 02 июня 2021 года, так как исполнительный лист не поступал, следовательно, не возникла и обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю корректирующие сведения о трудовой деятельности истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют положениям части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Невыплата денежных средств по исполнительному документу не препятствует начислению истцу заработной платы, взысканной судебным актом, вступившим в законную силу, и направлению соответствующих корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета на истца в порядке, установленном Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Отвечая на аналогичные доводы, суд апелляционной инстанции указал, что, апелляционное определение от 02 июня 2021 года о взыскании невыплаченной заработной платы вступило в законную силу, соответственно у ответчика, как работодателя истца, возникла обязанность внести корректирующие сведения о периодах трудовой деятельности истца и размере заработной платы, на которую начисляются страховые взносы. При этом ссылка на статью 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку данной нормой регулируется порядок и сроки исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вместе с тем по настоящему делу на ответчика возложена обязанность нематериального характера, которая не может быть поставлена в зависимость от порядка исполнения денежного обязательства.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Между тем, несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Соликамского городского суда Пермского края от 06 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.