Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Жуковой Н.А, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1982/2022 по иску прокурора города Салехарда в интересах Кропочевой Людмилы Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Салехарда обратился в суд в интересах Кропочевой Л.Н. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании незаконным решения N 303-22-002-8602-1666 от 30 сентября 2022 года об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно Кропочевой Л.Н, взыскании с ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Кропочевой Л.Н. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере 15 300 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Кропочева Л.Н. является получателем страховой пенсии по старости. 19 сентября 2022 года она обратилась через МФЦ в ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением об оплате проезда по маршруту: Салехард - Тюмень - Салехард. В заявлении Кропочева Л.Н. указала, что местом ее отдыха является г..Тюмень, к заявлению приложила документы на оплату провоза автомобильной техники на грузовой линии по маршруту Салехард - Приобье, стоимостью 16 700 руб, Приобье - Салехард, стоимостью 15 900 руб. Решением N 030-22-002-8602-1666 от 30 сентября 2022 года ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу отказано в оплате стоимости проезда по обозначенному маршруту с указанием причины - отсутствие проездных документов о стоимости проезда в пределах, установленных Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176. С указанным отказом прокурор не согласен, поскольку отсутствие в Правилах положений, регулирующих порядок выплаты компенсации пенсионерам, использующим личный автомобиль и передвигающимся на пароме, само по себе не может служить основанием для отказа в ее выплате, а также нарушает право истца на выбор способа передвижения к месту отдыха и обратно. Кропочевой Л.Н. к заявлению приложены документы, подтверждающие понесенные расходы на оплату проезда в размере 35 600 руб. При непредставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости кратчайшим путем.
Также возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на личном автомобиле. В ходе проведенной проверки было установлено, что тариф на одного взрослого пассажира воздушным транспортом в салоне экономического класса по кратчайшему маршруту следования по обозначенному направлению составляет 15 300 руб. (Салехард - Тюмень 7 650 руб, Тюмень - Салехард 7 650 руб.). Учитывая тот факт, что пенсионером фактически затрачена сумма, превышающая стоимость проезда кратчайшим маршрутом следования воздушным транспортом к месту отдыха, взысканию подлежит компенсация проезда в размере 15 300 руб.
Решением Салехардского городского суда от 23 декабря 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С 1 января 2023 года в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), соответственно с 1 января 2023 года правопреемником государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июня 2023 года решение Салехардского городского суда от 23 декабря 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г. Салехарда в интересах Кропочевой Л.Н. к ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, принято в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований. Взыскана с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Кропочевой Л.Н. компенсация расходов на оплату стоимости проезда по маршруту: г. Салехард - г.Тюмень, г. Тюмень - г. Салехард в размере 15 300 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. На основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены оспариваемого апелляционного определения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кропочева Л.Н. является неработающим пенсионером, постоянно проживающим в г.Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа, отнесенного к районам Крайнего Севера.
Кропочева Л.Н. обратилась в ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о компенсации фактически понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно по маршруту Салехард - Тюмень - Салехард.
В подтверждение понесенных расходов на оплату проезда Кропочевой Л.Н. представлены билеты N 80812 от 09 августа 2022 года, N 80813 от 09 августа 2022 года на провоз автомобильной техники на грузовой линии Приобье-Салехард-Приобье по маршруту Салехард - Приобье, на сумму 19 700 руб. и Приобье - Салехард, на сумму 15 900 руб.
Решением ответчика от 30 сентября 2022 года N 030-22-002-8602-1666 Кропочевой Л.Н. было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда в связи с отсутствием проездных документов о стоимости проезда в пределах, установленных Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176 (далее также - Правила).
Кропочева Л.Н. обратилась к прокурору г. Салехарда с заявлением о проведении проверки по факту правомерности отказа в предоставлении выплаты.
В ходе проверки исполнения требований законодательства о пенсионном обеспечении прокурором в адрес ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу направлено требование о предоставлении документов по заявлению Кропочевой Л.Н, сведений о произведенной компенсации либо указании причин, по которым компенсация не произведена, какие требования при предоставлении документов на оплату стоимости проезда нарушены заявителем.
В ответ на требование начальником Управления установления социальных выплат ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу сообщено, что представленные Кропочевой Л.Н. документы, а именно билеты на проезд на паромной переправе по маршруту Салехард - Приобье, Приобье - Салехард не могут быть приняты к возмещению, так как данный вид транспорта и проездные билеты не предусмотрены Правилами.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 4, 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176, исходил из того, что Кропочевой Л.Н. не доказан факт несения расходов на проезд до г. Тюмени, не представлено доказательств принадлежности ей транспортного средства, фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, а также на отсутствие оснований для оплаты проезда воздушным транспортом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания незаконным решения ответчика от 30 сентября 2022 года N 030-22-002-8602-1666 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 35 600 руб, однако не согласился с отказом компенсировать расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере 15300 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", подпункта "б" пункта 3, пункта 10 Правил от 01 апреля 2005 года N 176, пункта 39 Инструкции Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, установив, что помимо проездных билетов на провоз автомобильной техники на грузовой линии Приобье-Салехард-Приобье Кропочевой Л.Н. к заявлению о компенсации стоимости проезда приложены документы, подтверждающие прохождение лечения в г. Тюмени в августе 2022 года, в частности, направление на лечение N ТДО00026161 от 29 августа 2022 года в ООО "Центр лечения позвоночника и суставов "Тюмень" Доктор ОСТ", расположенный в г. Тюмени, осмотр травматолога ортопеда от 29 августа 2022 года, договор на оказание платных медицинских услуг от 29 августа 2022 года N 003619, заключенный между ООО "Центр лечения позвоночника и суставов "Тюмень" Доктор ОСТ" и Кропочевой Л.Н, пришел к выводу, что факт проведения Кропочевой Л.Н. отпуска в заявленный период по месту прохождения лечения в г. Тюмени нашел свое подтверждение.
Определяя размер, подлежащей взысканию с ответчика компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 15 300 руб, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что законодатель не исключает возможности возмещения понесенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах стоимости проезда видами транспорта, перечисленными в пункте 10 Правил, установив, что железнодорожное сообщение в городе Салехарде отсутствует, с целью определения стоимости проезда экономическим классом кратчайшим путем воздушным транспортом по маршруту Салехард - Тюмень - Салехард истцом представлен ответ АО "АТК "Ямал" и ОАО "Авиаспецтехнология", согласно которому стоимость перевозки взрослого пассажира в салоне экономического класса воздушного транспорта по кратчайшему маршруту следования по обозначенному направлению составляет 15 300 руб. (Салехард - Тюмень на 18 августа 2022 года 7 650 руб, Тюмень - Салехард на 07 сентября 2022 года 7 650 руб.), исходил из того, что фактически понесенные Кропочевой Л.Н. расходы в размере 35 600 руб. не могут учитываться, так как транспортное средство принадлежит иному лицу, не представлены чеки автозаправочных станций.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Настаивая на отмене апелляционного определения, представитель ответчика в кассационной жалобе ссылается на то, что в соответствии с Правилами возмещению подлежат фактические расходы пенсионера на оплату стоимости проезда к месту отдыха, указанному в заявлении, и обратно. К заявлению Кропочевой Л.Н. были приложены билеты на паромную переправу по маршруту Салехард - Приобье, Приобье - Салехард, при этом в заявлении местом отдыха указан г. Тюмень. В результате рассмотрения заявления и приложенных к нему документов принято решение об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в связи с отсутствием проездных документов о стоимости проезда в пределах установленных пунктами 9, 10 и 11 Правил. В соответствии с законодательством компенсируются затраты проезда только самого пенсионера, а не перевозка его личного транспорта паромной переправой. Факт проведения Кропочевой Л.Н. отпуска в заявленный период по месту прохождения лечения в г. Тюмени не нашел своего подтверждения. Кропочева Л.Н. представила билет на провоз автомобильной техники на грузовой линии Приобье-Салехард-Приобье, из чего следует, что конечным пунктом прибытия Кропочевой Л.Н. к месту отдыха является Приобье, кроме того, так как транспортное средство принадлежит иному лицу, чеки автозаправочных станций не представлены. Направление от 29 августа 2022 года N ТД000026161 для прохождения лечения не является проездным билетом и не входит в перечень необходимых документов для получения компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, следовательно, не может быть принято к оплате. Кропочевой Л.Н. не представлены проездные билеты до г. Тюмень и обратно, а именно фактически произведённые ею расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подтверждены, кроме того прохождение лечения по направлению врача в ООО "Центр лечения позвоночника и суставов "Тюмень" Доктор ОСТ" не является местом отдыха.
Указанные доводы не могут служить для отмены оспариваемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно статье 7, части 1 статье 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно.
В силу пункта 3 Правил компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 данных Правил.
Согласно пункту 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Действительно, указанные Правила в редакции, действовавшей до 24 августа 2022 года, прямо не предусматривали возмещение расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 9 Разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 года N 118н, возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
При осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил.
В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Из указанных нормативных правовых актов следует, что законодатель не исключал возможность возмещения понесенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах стоимости проезда видами транспорта, перечисленными в пункте 10 Правил. Отсутствие в Правилах указания на способ следования пенсионера к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом, особенностей пути к месту отдыха и обратно в виде паромной переправы не может являться основанием для отказа в возмещении таких расходов, поскольку ставит пенсионеров в неравное положение, что недопустимо.
Реализация истцом права на компенсацию фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно не может быть поставлена в зависимость от избранного истцом места отдыха, формы отдыха (с одновременным прохождением лечения), а также от маршрута следования, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха, и осуществления им расходов на проезд к месту отдыха и обратно по выбранному маршруту. Иное лишает истца права на социальное обеспечение, предусмотренное законом.
Судом апелляционной инстанции исследован вопрос транспортного сообщения между г. Салехард (от места жительства истца) и г. Тюмень (место отдыха) и установлено, что железнодорожное сообщение в г. Салехарде отсутствует, имеется паромная переправа, воздушным транспортом по маршруту Салехард - Тюмень - Салехард стоимость перевозки взрослого пассажира в салоне экономического класса воздушного транспорта по кратчайшему маршруту следования по обозначенному направлению составляет 15 300 руб.
Закрепленный законодательством механизм предоставления гражданам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и определения ее размера подразумевает возможность выбора способа получения льготы, предусмотренной статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", и обеспечивает учет особенностей транспортного сообщения в Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование не исключает права федерального законодателя с учетом развития сети автомобильных дорог и улучшения условий для самостоятельного передвижения по территории Российской Федерации обеспечить дальнейшее совершенствование законодательства о социальной поддержке граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в частности изменить условия предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности.
Реализуя свои полномочия в данной сфере, Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 августа 2022 года N1473, которым действующие Правила дополнены положениями, предусматривающими порядок возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в случае проезда пенсионера к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом.
Исходя из анализа нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и учитывая, что отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранного средства передвижения и маршрута пути к месту отдыха и обратно, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом размер компенсации суд апелляционной инстанции определилисходя из минимальной стоимости воздушного транспорта экономического класса с учетом имеющегося транспортного сообщения.
При этом истолкование действующих норм как ограничивающих права пенсионеров, передвигающихся посредством личного автомобильного транспорта к месту отдыха и обратно путем проезда пенсионера в автомобиле по паромной переправе, на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям не только противоречит действительному смыслу и предназначению действующего федерального законодательства, но и ведет к неравенству при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения положений Конституции Российской Федерации, а также ведет к неправомерному ограничению прав пенсионеров.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.