Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-131/2023 по иску Девитьярова Самата Ганиевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Девитьярова Самата Ганиевича на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Девитьяров С.Г. обратился а суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 06 октября 2022 года N 830091/22; возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях") периоды работы: с 03 сентября 1998 года по 15 ноября 1999 года (1 год 2 месяца 13 дней), с 27 ноября 1999 года по 16 февраля 2000 года (2 месяца 20 дней), с 29 февраля 2000 года по 14 июня 2000 года (3 месяца 16 дней), с 17 июня 2000 года по 30 марта 2001 года (9 месяцев 14 дней) в должности терапевта здравпункта ОАО "Тавдинский гидролизный завод", назначить ему досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - 03 октября 2022 года.
В обоснование иска указал, что 03 октября 2022 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением от 06 октября 2022 года N 830091/22 ему было отказано по причине отсутствия требуемого стажа для досрочного назначения пенсии. В требуемый стаж не были включены периоды работы терапевтом здравпункта ОАО "Тавдинский гидролизный завод", всего 2 года 6 месяцев 2 дня. С решением пенсионного органа он не согласен, поскольку имеет высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело", квалификацию "врач", окончил интернатуру по специальности "Терапия", ему присвоена квалификация "врач терапевт СМП". В здравпункт ОАО "Тавдинский гидролизный завод" он принимался на должность терапевта для осуществления лечебной деятельности по охране здоровья сотрудников и рабочих завода. Здравпункт являлся структурным подразделением завода (предприятия) и предназначен для оказания первичной медицинской помощи рабочим, в том числе для организации и проведения лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников завода. Он не являлся единственным медицинским работником здравпункта.
Согласно штатному расписанию работников здравпункта ОАО "Тавдинский гидролизный завод" в здравпункте числилось 15.5 штатных единиц, из них: 1 - руководитель (заведующая здравпунктом), 13, 5 - специалистов, в том числе врач стоматолог, врач-стоматолог протезист, медсестра физкабинета, медсестра процедурного кабинета, массажист, старшая медсестра, зав.аптекой, провизор. В его трудовой книжке указана должность "терапевт", фактически, в эти периоды, он выполнял функциональные обязанности врача-терапевта: вел прием, обследование больных работников (сотрудников) ОАО "Тавдинский гидролизный завод", выявлял общие и специфические признаки заболевания, проводил экспертизу временной нетрудоспособности, выдавал листки нетрудоспособности (здравпункт ОАО "Тавдинский гидролизный завод" имел лицензию на данный вид деятельности, в архиве лицензия не сохранилась), вел карточки больных, назначал лечение, оказывал первую неотложную медицинскую помощь до приезда бригады скорой медицинской помощи. Осуществлял профилактическую работу работников завода - выпускал сан.бюллетени по профилактике заболеваний. Он выполнял Считал, что периоды работы в должности терапевта в здравпункте ОАО "Тавдинский гидролизный завод" должны быть включены в стаж его работы по специальности. В период работы он проходил курсы по повышению квалификации в период с 05 апреля 1999 года по 27 апреля 1999 года. Сведения о командировках, нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы, учебных отпусках с сентября 1998 года по март 2001 года в архивных документах не обнаружены. Указывал, что не увольнялся, трудовой договор с ним не расторгался, за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата.
Определением Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 февраля 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года, исковые требования Девитьярова С.Г. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Девитьяров С.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Также информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено, подтверждается материалами дела, что Девитьярову С.Г. в 1988 году присвоена квалификация врача. Согласно трудовой книжке и архивной справке он с 03 сентября 1998 года по 30 марта 2001 года работал терапевтом в здравпункте ОАО "Тадинский гидролизный завод".
03 октября 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением от 06 октября 2022 года N 830091/22 в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях": требуется 30 лет, имеется на 31 декабря 2021 года - 28 лет 6 месяцев 29 дней (с применением льготы 28 лет 9 месяцев 20 дней), 30 лет стажа на соответствующих видах работ может быть выработано 11 марта 2023 года, а право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 12 марта 2028 года.
В специальный стаж ответчик не включил спорные периоды работы истца в должности терапевта здравпункта ОАО "Тавдинский гидролизный завод": с 03 сентября 1998 года по 15 ноября 1999 года (1 год 2 месяца 13 дней); с 27 ноября 1999 года по 16 февраля 2000 года (2 месяца 20 дней); с 29 февраля 2000 года по 14 июня 2000 года (3 месяца 16 дней); с 17 июня 2000 года по 30 марта 2001 года (9 месяцев 14 дней).
Спорные периоды отражены в сведениях персонифицированного учета без кода особых условий труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 4, 8, 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Федерального закона от 03 октября 2018 года N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет", статей 66.3, 96, 120, 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике применения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что ОАО "Тавдинский гидролизный завод" не являлось учреждением здравоохранения, поэтому отсутствуют основания для включения в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости спорных периодов работы в должности терапевта здравпункта ОАО "Тавдинский гидролизный завод". По состоянию на дату обращения в пенсионный орган пенсионный стаж истца составлял менее требуемых 30 лет, с учетом переходных положений страховая пенсия по старости не могла быть назначена истцу ни на день обращения с заявлением в пенсионный орган, ни на день рассмотрения настоящего дела, следовательно, решение пенсионного органа являлось законным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы истца о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения в стаж спорных периодов, поскольку он имеет высшее медицинское образование, здравпункт являлся структурным подразделением предприятия и был предназначен для оказания первичной медицинской помощи рабочим, истец не являлся единственным работником здравпункта, сам он являлся врачом-терапевтом, относящимся к должностям в сфере здравоохранения, Списком 464 право на досрочное назначение пенсии предоставлено врачам всех лечебных учреждений не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент подачи истцом заявления о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 этого постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, (далее - Список 2002 года);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", (далее - Список 1999 года) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", (далее - Список 1991 года) с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Списком 1991 года предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком 1999 года предусмотрены конкретные должности врачей специалистов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Списком 2002 года предусмотрены конкретные должности врачей специалистов в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Здравпункт, как следует из номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395, действующим в спорные периоды, не отнесен к учреждению здравоохранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорные периоды работы истца и до 1 сентября 2014 года, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из названных нормативных правовых актов и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом периоды работы засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, при наличии одновременно нескольких условий: работы в соответствующих должностях, в соответствующих учреждениях здравоохранения, а с 1 ноября 1999 года при выполнении такой работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Указанные условия должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета или документами работодателя либо архивных органов.
Как установлено судами, истец работал терапевтом в здравпункте открытого акционерного общества "Тавдинский гидролизный завод", то есть в коммерческой организации, а не в учреждении здравоохранения, доказательств отнесения его должности к категории врача-специалиста и работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении, учреждении здравоохранения истцом в суды не представлено, должностные инструкции, лицензии на осуществление медицинской деятельности, справка работодателя, уточняющая характер работы, в деле отсутствуют, сведения (индивидуального) персонифицированного учета сдавались работодателем без кодов особых условий труда.
Вопреки доводам кассационной жалобы в период с 03 сентября 1998 года по 01 ноября 1999 года истец не работал в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении в должности врача, поэтому данный период работы не мог быть зачтен ему в стаж на соответствующих видах работ в соответствии со Списком 1991 года.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что судом не приняты во внимание показания свидетелей, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку, как верно указано судами, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Также невозможно свидетельскими показаниями опровергнуть установленные на основании исследованных письменных доказательств обстоятельства работы истца в коммерческой организации в должности терапевта и подтвердить его работу в должности врача специалиста в учреждении здравоохранения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Девитьярова Самата Ганиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.