Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-230/2023 по иску Науменко Виктора Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов в специальный стаж, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Науменко В.И. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту ОСФР по Свердловской области) (ранее Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ОПФР по Свердловской области)) о включении в специальный стаж периодов работы с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года (08 дней) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию ТЭЦ АООТ "Целинный горно-химический комбинат" Республика Казахстан; с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года (01 год 04 месяца) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию ТЭЦ АООТ "Целинный горно-химический комбинат" Республика Казахстан; с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года (03 года) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию, машинист паровых турбин ТЭЦ ЗАО "КазСабтон" Республика Казахстан; с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года (01 год 03 месяца 19 дней) - начальник смены ТЭЦ ЗАО "КазСабтон", Республика Казахстан; с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года (04 года 10 месяцев 03 дня) - начальник смены, турбинный цех ТЭЦ ТОО "Джем-7" Республика Казахстан; с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года (1 год 06 месяцев) - начальник смены Кузбасского АО Энергетики и электрификации; включении в страховой стаж периодов с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года (09 месяцев 26 дней); с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года (03 года 07 месяцев 12 дней) - учеба в Целиноградском инженерно-строительном институте; с 17 сентября 1992 года по 31 августа 1995 года (02 года 11 месяцев 15 дней) - работа в строительно-монтажном управлении N 2 ЦГХК; с 01 сентября 1995 года по 18 декабря 1997 года (02 года 03 месяца 18 дней) - ИП Монастырев Л.Н.; с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года (08 дней); с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года (01 год 04 месяца); с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года (03 года); с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года (01 год 03 месяца 19
дней); с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года (04 года 10 месяцев 03 дня); взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований указал на то, что 24 ноября 2022 года он обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 30 ноября 2022 года в назначении пенсии отказано, при этом в страховой стаж учтено 13 лет 11 месяцев 17 дней, в том числе в стаж на соответствующих видах работ - 07 лет 04 месяца 16 дней. Из страхового стажа исключено в общей сложности 20 лет 08 месяцев 11 дней. Полагает, что при включении в стаж спорных периодов работы при достижении возраста 55 лет он будет иметь право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Определением Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года принят отказ Науменко В.Н. от исковых требований о включении в страховой стаж периода работы с 01 сентября 1995 года по 18 декабря 1997 года, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года исковые требования Науменко В.И. удовлетворены частично. В специальный стаж Науменко В.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включены периоды работы с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года, с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года, с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года за исключением периодов с 22 июля 2020 года по 05 августа 2020 года, с 26 ноября 2020 года по 18 декабря 2020 года, с 26 июня 2021 года по 01 июля 2021 года, с 13 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года. В страховой стаж Науменко В.И. включены периоды с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года, с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года, с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года, с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года. В удовлетворении остальных требований Науменко В.И. отказано. С ОСФР по Свердловской области в пользу Науменко В.И. взысканы судебные расходы в размере 8 671 руб. 40 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 июля 2023 года решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что для определения права на досрочную страховую пенсию периоды работы в Республике Казахстан могут быть учтены в специальный стаж при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий и при обязательном подтверждении компетентными органами государства - участника Соглашения включения периодов работы в специальный стаж в соответствии с законодательством этого государства. Кроме того, периоды работы в Республике Казахстан после 01 января 1998 года не могут включаться в специальный стаж, поскольку с указанной даты в данном государстве прекратил действие институт досрочных пенсий и лица, работавшие в этом государстве после указанной даты, не формировали право на такую пенсию. Также указывает, что с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее Соглашение от 20 декабря 2019 года, Соглашение ЕАЭС), в соответствии с которым периоды работы, имевшей место до 01 января 2021 года в государствах - членах Соглашения ЕАЭС, могут быть засчитаны в специальный стаж в случае соответствия фактически выполнявшейся работы работе, предусмотренной статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также действия в соответствующий период времени в государстве - члене ЕАЭС института досрочных пенсий в отношении определенной профессиональной категории.
При этом в соответствии с Порядком взаимодействия периоды работы учитываются при условии надлежащего их подтверждения компетентными органами государств - членов ЕАЭС (АО "Единый накопительный пенсионный фонд"), а способ подтверждения - на основании направления формуляра "Запрос" и ответа на него формуляром "О стаже работы". В данном случае стаж истца компетентными органами не подтвержден, в связи с чем вывод судов о включении спорных периодов на основании справок, выданных иными организациями, является необоснованным. В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены необходимые и достаточные письменные доказательства характера работы истца, а также занятости в определенных условиях полный рабочий день, то есть не доказано право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1 или Списку N 2. Кроме того, в страховой стаж истца не подлежат включению периоды учебы в Целиноградском инженерно-строительном институте с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года, с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 109 "и" Положения N 590 от 03 августа 1972 год.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец Науменко В.И. просит судебные акты оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Истец Науменко В.И, представитель ответчика ОСФР по Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Науменко В.И, 16 марта 1968 года рождения, 24 ноября 2022 года обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Свердловской области от 30 ноября 2022 года в назначении пенсии Науменко В.И. отказано.
Согласно указанному решению страховой стаж Науменко В.И. составляет 13 лет 11 месяцев 17 дней, специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" - 07 лет 04 месяца 16 дней.
В специальный стаж Науменко В.И. не включены периоды работы:
с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года (08 дней) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию ТЭЦ АООТ "Целинный горно-химический комбинат" Республика Казахстан;
с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года (01 год 04 месяца) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию ТЭЦ АООТ "Целинный горно-химический комбинат" Республика Казахстан;
с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года (03 года) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию, машинист паровых турбин ТЭЦ ЗАО "КазСабтон" Республика Казахстан;
с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года (01 год 03 месяца 19 дней) - начальник смены ТЭЦ ЗАО "КазСабтон" Республика Казахстан;
с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года (04 года 10 месяцев 03 дня) - начальник смены турбинного цеха ТЭЦ ТОО "Джем-7" Республика Казахстан.
Период работы с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года не включен в специальный стаж Науменко В.И, т.к. не поступил формуляр из компетентного органа Республики Казахстан; остальные перечисленные периоды не включены в специальный стаж, поскольку с 01 января 1998 года в соответствии с законом Республики Казахстан от 13 июля 1999 года N 414 отменено назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда на основании Списков N 1 и 2, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 года N 1930.
Кроме того, в специальный стаж Науменко В.И. не включен период работы с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года (01 год 06 месяцев) - начальник смены Кузбасского АО Энергетики и электрификации до проведения документальной проверки.
В страховой стаж Науменко В.И. не включены периоды:
с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года (09 месяцев 26 дней), с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года (03 года 07 месяцев 12 дней) - учеба в Целиноградском инженерно-строительном институте, поскольку периоду учебы не предшествовала работа или служба в составе Вооруженных Сил СССР (пункт 109 "и" Положения N 590 от 03 августа 1972 года);
с 17 сентября 1992 года по 31 августа 1995 года (02 года 11 месяцев 15 дней) - инженер производственно-диспетчерской службы строительно-монтажное управление N 2 ЦГХК; с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года (08 дней) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию ТЭЦ АООТ "Целинный горно-химический комбинат" Республика Казахстан; с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года (01 год 04 месяца) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию ТЭЦ АООТ "Целинный горно-химический комбинат" Республика Казахстан; с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года (03 года) - машинист-обходчик по турбинному оборудованию, машинист паровых турбин ТЭЦ ЗАО "КазСабтон" Республика Казахстан; с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года (01 год 03 месяца 19 дней) - начальник смены ТЭЦ ЗАО "КазСабтон" Республика Казахстан; с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года (04 года 10 месяцев 03 дня) - начальник смены турбинного цеха ТЭЦ ТОО "Джем-7" Республика Казахстан, поскольку согласно поступившему ответу от 31 октября 2022 года из Республик Казахстан АО "Единый накопительный пенсионный фонд" данные периоды не подтверждены.
Согласно диплому Науменко В.И. в 1985 году поступил в Целиноградский инженерно-строительный институт по специальности 1609-"Автомобили и автомобильное хозяйство", который окончил 17 июня 1992 года.
Согласно записям в трудовой книжке истец в период с 01 сентября 1985 года по 17 июня 1992 года учился в Целиноградском инженерно-строительном институте; 17 сентября 1992 года принят инженером производственно-диспетчерской службы Строительно-монтажного управления N 2 ЦГХК; 31 августа 1995 года уволен по соглашению сторон; 24 декабря 1997 года принят машинистом-обходчиком по турбинному оборудованию ТЭЦ ГХК "Целинный горно-химический комбинат"; 14 апреля 1998 года ТЭЦ ГХК "Целинный горно-химический комбинат" переименован в АООТ "Целинный горно-химический комбинат"; 30 апреля 1999 года уволен в порядке перевода на ТЭЦ ЗАО "Каз Сабтон"; 01 мая 1999 года принят в порядке перевода машинистом паровых турбин турбинного цеха по 6 разряду ТЭЦ ЗАО "КазСабтон"; 12 июня 2003 года назначен начальником смены ТЭЦ ЗАО "КазСабтон"; 30 сентября 2004 года уволен по соглашению сторон; 01 октября 2004 года принят начальником смены в турбинный цех ТОО "Джем-7"; 03 августа 2009 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника; 01 февраля 2013 года принят машинистом энергоблока в филиал "Рефтинская ГРЭС" ОАО Энел ОГК-5; 01 ноября 2017 года переведен начальником смены; 01 июля 2020 года в связи со сменой собственника работодателем стало АО "Кузбассэнерго".
Из ответа филиала АО "Единый накопительный пенсионный фонд" г. Алматы от 11 ноября 2021 года следует, что обязательные пенсионные взносы поступали на индивидуальный пенсионный счет Науменко В.И. с 11 июня 1999 года по 15 декабря 2009 года.
Архивной справкой государственного архива г. Степногорска от 06 августа 2012 года о переименовании Целинного горно-химического комбината ("ЦГХК") подтверждается, что с 30 сентября 1994 года предприятие имело наименование Государственная холдинговая компания "Целинный горно-химический комбинат" (ГХК "ЦГХК"), с 18 февраля 1998 года - АООТ "Целинный горно-химический комбинат" (АООТ "ЦГХК").
Архивной справкой государственного архива г. Степногорска от 06 августа 2012 года подтверждается, что 16 апреля 1999 года израильская компания "Сабтон ЛТД" выкупила Целинный горно-химический комбинат. С 01 мая 1999 года АООТ "ЦГХК" прекратил существование, зарегистрировано новое предприятие ЗАО "КазСабтон".
Согласно справке ТОО "ДЖЕТ-7" компания "Subton Limited" признана банкротом, покупателем имущественного комплекса на основании договора купли-продажи активов от 07 апреля 2004 года стало ТОО "ДЖЕТ-7", в состав приобретенного имущественного комплекса входит имущественный комплекс Степногорской ТЭЦ. ТОО "ДЖЕТ-7" образовано как самостоятельное юридическое лицо.
Согласно справке ТОО "Степногорская ТЭЦ" от 02 августа 2012 года, уточняющей характер работы, Науменко В.И. работал полный рабочий день на ТЭЦ в производстве электростанции (работающей на твердом топливе): с 24 декабря 1997 года по 12 августа 1998 года в качестве машиниста-обходчика по турбинному оборудованию (пр. N 525-лс от 24 декабря 1997 года); с 13 августа 1998 года по 30 апреля 2002 года в качестве машиниста паровых турбин (пр. N 298-лс от 31 августа 1998 года, пр. N 149-лс от 28 мая 1999 года, пр. N 1-лс от 28 мая 1999 года, пр. N 53-лс от 14 февраля 2002 года); с 01 мая 2002 года по 11 июня 2003 года в качестве старшего машиниста турбинного отделения (пр. N 185-лс от 03 мая 2002 года); с 12 июня 2003 года по 03 августа 2009 года в качестве начальника смены турбинного цеха (пр. N 237-лс от 12 июня 2003 года, пр. N 333-лс от 30 сентября 2004 года, пр. N 1-лс от 01 октября 2004 года, пр. 469 от 24 июля 2009 года). Все вышеуказанные периоды подтверждены, как стаж по Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года. Справка выдана на основании личной карточки, расчетных ведомостей, технологического регламента, штатного расписания, заверена подписями генерального директора, главного бухгалтера, начальника отдела кадров.
Архивной справкой КГУ "Государственный архив г. Степногорск" от 05 января 2023 года NФЛ-Н-02/04-11 подтверждается начисление Науменко В.И. заработной платы ежемесячно с сентября 1992 года по август 1995 года (за исключением апреля, июня-августа 1995 года), с декабря 1997 года по сентябрь 2004 года.
Сведениями о страховом стаже застрахованных лиц, предоставленных работодателем по установленной форме, подтверждается, что в спорный период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года истец работал начальником смены в АО "Кузбасэнерго" в специальных условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что подтверждается должностной инструкцией, картой специальной оценки условий труда, а также отражено в индивидуальном лицевом счете истца. Из указанного периода подлежат исключению отвлечения истца от работы, указанные в сведениях индивидуального лицевого счета: с 22 июля 2020 года по 05 августа 2020 года, с 26 ноября 2020 года по 18 декабря 2020 года, с 26 июня 2021 года по 01 июля 2021 года, с 13 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение от 13 марта 1992 года), письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного 20 декабря 2019 года и ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 09 ноября 2020 года N 354-ФЗ, подлежащего применению с 01 января 2021 года, исходил из того, что в соответствии с переходными положениями Соглашения ЕАЭС (статья 12) за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением от 13 марта 1992 года.
Поскольку спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан имели место до 01 января 2021 года, указанные периоды подтверждены трудовой книжкой истца, дипломом, архивными справками, суд первой инстанции пришел к выводу о применении законодательства Российской Федерации и включении с специальный стаж Науменко В.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года, с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года. Кроме того, суд пришел к выводу о включении в страховой стаж Науменко В.И. периодов с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года, с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года, с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года, с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года.
Удовлетворяя требования в части включения в специальный стаж Науменко В.Н. периодов работы на территории Российской Федерации с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года за исключением периодов с 22 июля 2020 года по 05 августа 2020 года, с 26 ноября 2020 года по 18 декабря 2020 года, с 26 июня 2021 года по 01 июля 2021 года, с 13 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды подтверждены в установленном законом порядке, как стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2.
Кассационная жалоба не содержит доводов, оспаривающих выводы в отношении данного периода работы.
Оснований для включения в страховой стаж истца периода работы с 17 сентября 1992 года по 31 августа 1995 года в качестве инженера в строительно-монтажном управлении N 2 ЦГХК суд первой инстанции не нашел, указав на то, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих выполнение работы в течение полного рабочего дня в спорный период, а трудовая книжка в данном случае достаточным доказательством не является.
В данной части решение суда сторонами спора не обжаловалось.
Проверяя законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции в целях проверки приведенных ответчиком доводов и установления юридически значимых обстоятельств приобщил к материалам дела в качестве дополнительных доказательств справку от 07 июня 2023 года N б/н - о работе истца с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года начальником смены турбинного цеха ТЭЦ ТОО "Джет-7"; архивную справку КГУ "Государственный архив г. Степногорска" от 11 апреля 2023 года N ФЛ-Н-01/04-11 - о заработной плате истца, содержащую сведения о начисленной заработной плате и продолжительности отработанного времени (в часах) за период с сентября 1992 года по июль 1995 года; архивную справку КГУ "Государственный архив г. Степногорска" от 05 января 2023 года N ФЛ-Н-01/04-11 - о стаже работы с 17 сентября 1992 года по 31 августа 1995 года; с 24 декабря 1997 года по 24 декабря 1998 года; с 13 августа 1998 года по 30 апреля 1999 года; с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года; с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года в профессиях и должностях, указанных в трудовой книжке истца.
Принимая во внимание, что совокупностью исследованных доказательств подтверждается факт работы истца в спорные периоды, учтенные судом первой инстанции в стаж истца, в том числе на работах, дающих право на досрочную страховую пенсию, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение суда без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (Список N 2) не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного закона (по состоянию на 31 декабря 2018 года), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены машинисты-обходчики по турбинному оборудованию (2140000а-13931), машинисты паровых турбин (2140000а-13971), начальники смен котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (2140000б-24043).
В силу статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
Из указанных положений следует, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица могут подтверждаться справками работодателей, государственных и муниципальных учреждений, а также иными документами, из которых возможно определить занятость работника на работах в особых условиях труда (на вредных, тяжелых работах) и выполнении этих работ постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 данных Правил.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что с 01 января 1998 года в Республике Казахстан прекратил действие институт досрочных пенсий, а с 01 января 2021 года подлежит применению Соглашение ЕАЭС, в соответствии с которым стаж истца должен подтверждаться компетентным органом путем направления формуляра "О стаже", тогда как, в установленном порядке стаж истца не подтвержден, не влекут отмены состоявшихся судебных постановлений.
До вступления в силу с 01 января 2021 года Соглашения ЕАЭС порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался Соглашением от 13 марта 1992 года.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрен порядок определения права на пенсию в соответствии с законодательством каждого государства-члена исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, а в некоторых случаях с учетом стажа, приобретенного на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов.
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм
При этом статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее Порядок взаимодействия).
Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в его страховой и специальный стаж периоды работы до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
В этой связи с учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения ЕАЭС, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, правильно определил, что применению в данном случае подлежат положения Федерального закона "О страховых пенсиях", Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" которого предусмотрены машинисты-обходчики по турбинному оборудованию, машинисты паровых турбин, начальники смен котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи. При этом каких-либо дополнительных условий, кроме занятости в названном производстве в перечисленных в данном разделе профессиях и должностях, не предусмотрено.
Установив, что в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации истец зарегистрирован 23 октября 2009 года, спорные периоды истца на территории Республики Казахстан подтверждены трудовой книжкой истца, дипломом, архивными справками, в том числе содержащими сведения о работе истца в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, имеются сведения об уплате обязательных пенсионных взносов с июня 1999 года по декабрь 2009 года, дав оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Науменко В.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года, с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года, а также включении в страховой стаж Науменко В.И. периодов с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года, с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года, с 24 декабря 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 1998 года по 30 апреля 1999 года, с 01 мая 1999 года по 30 апреля 2002 года, с 12 июня 2003 года по 30 сентября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 03 августа 2009 года.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлены необходимые и достаточные письменные доказательства характера работы истца, а также занятости в определенных условиях полный рабочий день, подлежат отклонению, поскольку фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанций, правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях.
Как установлено судами, для назначения пенсии истцом представлены трудовая книжка, справка ТОО "Степногорская ТЭЦ" от 02 августа 2012 года, уточняющая характер работы Науменко В.И, подтверждающая его занятость полный рабочий день на ТЭЦ в производстве электростанции (работающей на твердом топливе) в профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, указанные доказательства оценены судами в совокупности.
Оснований не согласиться с выводами, к которым пришли суды при рассмотрении данного дела, судебная коллегия не находит. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации переоценка выводов судов нижестоящих инстанций не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что в страховой стаж истца не подлежат включению периоды учебы в Целиноградском инженерно-строительном институте с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года, с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 109 "и" Положения N 590 от 03 августа 1972 года.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Пунктом 109 "и" Положения N 590 от 03 августа 1972 года предусмотрено включение в общий стаж работы, кроме работы в качестве рабочего или служащего, обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре. При этом указанные периоды засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Между тем согласно статье 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 годна N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 данного закона.
Каких-либо условий для включения периодов учебы в общий стаж закон не содержит. При этом исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации при назначении страховых пенсий возможно применение данного закона при исчислении стажа для определения права на пенсию.
С учетом приведенных положений оснований для признания незаконными судебных актов в части включения в страховой стаж истца периодов учебы институте с 01 сентября 1985 года по 26 июня 1986 года, с 01 августа 1988 года по 12 марта 1992 года не имеется.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, что не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушений норм процессуального права, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.