Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1605/2023 по иску Перчаткина Дмитрия Александровича, Неклюдова Владимира Анатольевича к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки в связи с присвоением звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Перчаткина Дмитрия Александровича, Неклюдова Владимира Анатольевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Перчаткин Д.А, Неклюдов В.А. обратились в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки с даты присвоения звания "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований указали, что они являются получателями пенсии за выслугу лет в связи с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Им присвоено звание "Ветеран труда", выданы соответствующие удостоверения, однако в предоставлении мер социальной поддержки, установленных для данной категории лиц, им незаконно отказано.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года, Перчаткину Д.А. и Неклюдову В.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Перчаткин Д.А, Неклюдов В.А. ставят вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года, как незаконных.
В доводах кассационной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанции, дословно приводя текст искового заявления и апелляционной жалобы. Настаивают на наличии у них права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", поскольку им присвоено звание "Ветеран труда" и они являются получателями пенсии.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Перчаткин Д.А, "данные изъяты" года рождения, и Неклюдов В.А, "данные изъяты" года рождения, являются получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
10 сентября 2021 года Перчаткину Д.А. выдано удостоверение "Ветерана труда"; 14 декабря 2015 года Неклюдову В.А. выдано удостоверение "Ветерана труда".
Письмами от 19 октября 2022 года N 10-7284-Н и N 10-7283-П Министерством социальных отношений по Челябинской области истцам сообщено об отсутствии правовых оснований для предоставления им мер социальной поддержки, установленных Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" для ветеранов труда, поскольку они не достигли возраста 60 лет.
Полагая указанное решение незаконным и нарушающим их право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", Перчаткин Д.А. и Неклюдов В.А. обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая Перчаткину Д.А. и Неклюдову В.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанций, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 10, статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 1, 37, 39 Устава (Основного закона) Челябинской области, статьи 4 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", исходил из того, что статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статьей 4 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" или при достижении ими возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины). Поскольку истцы не достигли установленного возраста (60 лет), основания для предоставления мер социальной поддержки отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".
Ветеранами труда в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законодательством субъектов Российской Федерации.
В Челябинской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда регулируются Законом Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 закона Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" в редакции закона Челябинской области от 02 октября 2018 года N 775-ЗО меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или при достижении ими возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
Согласно пунктам 1, 4 данной статьи в редакции законов Челябинской области от 25 августа 2011 года N 169-ЗО, от 27 ноября 2014 года N 58-ЗО, действовавшей на дату выдачи Неклюдову В.А. удостоверения "Ветеран труда" (14 декабря 2015 года), были предусмотрены аналогичные положения, о том, что меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 1).
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 3).
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение стабильности правового статуса ветеранов труда, пенсии которым были назначены по иным основаниям, чем это предусмотрено Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан из числа ветеранов труда.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 639-О-О и от 24 февраля 2011 года N 245-О-О.
Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, которое верно применено судами при разрешении спора, для получения мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, необходимо не только награждение орденами и медалями, но и достижение гражданином возраста 60 лет для мужчин.
Поскольку истцы данного возраста не достигли, пенсия им назначена не на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", суды правильно не установили правовых оснований для удовлетворения требований о признании за ними права на предоставление мер социальной поддержки в связи с присвоением звания "Ветеран труда".
Приведенная позиция заявителей верно и в полном объеме проанализирована судами первой и апелляционной инстанций, мотивы, по которым их доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах с приведением положений нормативных актов, которыми суды руководствовались при рассмотрении заявленного спора. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию Перчаткина Д.А. и Неклюдова В.А. с выводами судов первой и апелляционной инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения иного судебного акта. Доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, вопреки ошибочному мнению истцов, судами не допущено неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оспариваемые судебные постановления по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Перчаткина Дмитрия Александровича, Неклюдова Владимира Анатольевича без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.