Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-29/2023 по иску Заплетнюк Татьяны Евгеньевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Заплетнюк Татьяны Евгеньевны на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 19 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заплетнюк Т.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области (далее по тексту также - Управление), в котором просила обязать ответчика включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды трудовой деятельности:
- нахождение в дородовых и послеродовых отпусках с 17 марта 2000 года по 03 августа 2000 года, 20 сентября 2001 года по 07 февраля 2002 года;
- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 04 августа 2000 года по 18 февраля 2001 года, 08 февраля 2002 года по 04 мая 2003 года, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет - с 19 февраля 2000 года по 19 сентября 2001 года, 04 мая 2003 года по 31 мая 2003 года;
- нахождение в отпусках без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам с 04 августа 1997 года по 18 августа 1997 года, 29 декабря 1997 года по 20 января 1998 года, 27 июля 1998 года по 09 августа 1998 года, 10 июля 2015 года по 10 июля 2015 года, 14 ноября 2015 года по 15 ноября 2015 года, 20 декабря 2015 года, 12 января 2016 года, 02 февраля 2016 года, 26 июня 2019 года, 26 июля 2019 года, 13 августа 2019 года, 21 августа 2019 года, 01 октября 2019 года, 15 ноября 2019 года, 13 февраля 2020 года, 16 июня 2020 года, 08 сентября 2020 года, 26 января 2021 года;
- нахождение в дополнительных учебных отпусках с 13 декабря 2010 года по 26 декабря 2010 года, 26 сентября 2011 года по 16 октября 2011 года, 27 февраля 2012 года по 25 марта 2012 года, 22 октября 2012 года по 18 ноября 2012 года, 29 апреля 2013 года по 19 мая 2013 года, 05 сентября 2013 года по 22 сентября 2013 года, 04 ноября 2013 года по 02 марта 2013 года;
- нахождение на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 05 марта 1999 года, 12 января 1999 года по 20 февраля 2009 года, 15 января 2009 года по 20 февраля 2009 года;
- обучение в медицинском училище с 01 сентября 1994 года по 20 февраля 1997 года;
- обучение в медицинском институте с 05 августа 2010 года по 07 июля 2014 года.
Также просила взыскать с ответчика в свою пользу в возмещение расходов на оплату услуг представителя 15 000 руб.
В обоснование требований указано, что 18 ноября 2020 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также Федеральный закон N 400-ФЗ), в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет. Решением Управления N 1459707/20 от 10 декабря 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Пенсионным органом принято к зачету с учетом льготного порядка исчисления (за работу в сельской местности) 20 лет 06 месяцев 01 день. 07 апреля 2022 года она вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии, на данное обращение ответчиком ей был дан письменный отказ, согласно которому ее специальный стаж составляет за работу в сельской местности 18 лет 01 месяц 08 дней, а за работу в городе - 22 года 04 месяца 24 дня. Полагает, что необоснованно в специальный стаж не были включены периоды дородового и послеродового отпусков, отпусков по уходу за ребенком до 1, 5 лет и 3 лет, периоды отпусков без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам, дополнительных учебных отпусков, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды обучения в медицинском училище и в медицинском институте.
Определением судьи Артемовского городского суда Свердловской области от 18 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года внесены соответствующие сведения.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 19 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2023 года, в удовлетворении исковых требований Заплетнюк Т.Е. отказано полностью.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Заплетнюк Т.Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. От Заплетнюк Т.Е. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Список от 22 сентября 1999 года N 1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельской) хозяйства", - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года
Из приведенных норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 18 ноября 2020 года Заплетнюк Т.Е, "данные изъяты", обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления N 1459707/20 от 10 декабря 2020 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, пенсионным органом принято к зачету в специальный стаж 20 лет 06 месяцев 01 день (с учетом льготного порядка исчисления работы в сельской местности, имевшей место до 01 ноября 1999 года) при требуемом стаже 30 лет, продолжительность страхового стажа составила 23 года 02 месяца 20 дней, ИПК - 55, 023.
Как следует из указанного решения пенсионного органа, из оспариваемых периодов в специальный стаж истца не включены следующие периоды:
- нахождение в отпусках по уходу за ребенком с 04 августа 2000 года по 19 сентября 2001 года, 08 февраля 2002 года по 31 мая 2003 года в период работы фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи с. Мироново МУ "Центральная районная больница" МО "Артемовский район";
- нахождение в отпусках без сохранения заработной платы с 04 августа 1997 года по 18 августа 1997 года, с 29 декабря 1997 года по 20 января 1998 года, с 27 июля 1998 года по 09 августа 1998 года, с 10 июля 2015 года по 10 июля 2015 года, с 14 ноября 2015 года по 15 ноября 2015 года, 20 декабря 2015 года, 12 января 2016 года, 02 февраля 2016 года, 26 июня 2019 года, 26 июля 2019 года, 13 августа 2019 года, 21 августа 2019 года, 01 октября 2019 года, 15 ноября 2019 года в период работы медсестрой в Артемовской центральной районной больнице, фельдшером кабинета неотложной медицинской помощи с. Мироново ГБУЗ СО "Артемовская центральная районная больница", в ФАП с. Мостовское ГБУЗ СО "Артемовская центральная районная больница";
- нахождение в дополнительных учебных отпусках с 13 декабря 2010 года по 26 декабря 2010 года, с 26 сентября 2011 года по 16 октября 2011 года, с 27 февраля 2012 года по 25 марта 2012 года, с 22 октября 2012 года по 18 ноября 2012 года, с 29 апреля 2013 года по 19 мая 2013 года, с 05 сентября 2013 года по 22 сентября 2013 года, с 04 ноября 2013 года по 02 марта 2014 года в период работы фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи с. Мироново ГБУЗ СО "Артемовская центральная районная больница";
- нахождение на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 05 марта 1999 года, с 12 января 2004 года по 20 февраля 2004 года, с 15 января 2009 года по 20 февраля 2009 года в период работы фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи с. Мироново Артемовской центральной районной больницы.
Итого не включено в стаж на досрочное назначение пенсии по старости из данных периодов 03 года 08 месяцев 01 день.
В период с 01 сентября 1994 года по 20 февраля 1997 года Заплетнюк Т.Е. (фамилия до заключения брака - Мезенцева) обучалась в Сухоложском медицинском училище по специальности лечебное дело, по окончанию обучения присвоена квалификация "Фельдшер".
17 марта 2014 года истцу выдан диплом специалиста в подтверждение успешного прохождения обучения в ГБОУ ВПО "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации с присвоением квалификации специалиста по специальности 040101 "Социальная работа".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 8, подпунктом 20 пункта 1, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Заплетнюк Т.Е.
При этом суд исходил из того, что дородовый и послеродовый отпуска с 17 марта 2000 года по 03 августа 2000 года, с 20 сентября 2001 года по 07 февраля 2002 года включены ответчиком в стаж на соответствующих видах работ, нарушений прав и законных интересов истца со стороны ответчика в данной части не имеется. Поскольку периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком имели место после 06 октября 1992 года, оснований для их включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется. Учитывая, что истец в периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не выполняла трудовые обязанности по замещаемой должности и не осуществляла лечебную деятельность, за эти периоды ей не начислялась заработная плата и не уплачивались страховые взносы, основания для включения данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, также отсутствуют. Периоды дополнительных учебных отпусков не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку обучение истца не было обусловлено получением профессии, связанной с осуществлением лечебной деятельности, проходило в заочной форме, период обучения состоит из периодов работы и учебных отпусков, при этом периоды работы с 05 августа 2010 года по 07 июля 2014 года включены ответчиком в специальный стаж.
Относительно периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 11 января 1999 года по 05 марта 1999 года, с 12 января 2004 года по 20 февраля 2004 года, с 15 января 2009 года по 20 февраля 2009 года суд указал на необоснованность исключения их из специального стажа решением Управления от 10 декабря 2020 года, однако оснований для удовлетворения иска в данной части не нашел, поскольку данные периоды в последующем включены ответчиком в стаж на соответствующих видах работ, что подтверждено заключением по определению продолжительности стажа.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В доводах кассационной жалобы Заплетнюк Т.Е. указывает, что суд первой инстанции не дал оценки ее обращениям, из которых следует, что ее стаж стал существенно ниже, чем в 2020 году. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет. Отмечает, что в периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет за ней сохранялось рабочее место, она продолжала числиться в организации, указанный отпуск ей частично оплачивался. Указывает, что за время отпуска без сохранения заработной платы за сотрудником сохраняется место работы (должность) и данный период во всех случаях включается в общий и непрерывный трудовой стаж. В стаж работы, который дает право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, входит время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года. Периоды нахождения в дополнительных учебных отпусках, обучения в медицинском училище, медицинском институте подлежат включению в специальный стаж. Ее профессиональное обучение было непосредственно связано с медицинской деятельностью, проводилось в специализированном медицинском учреждении.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года
Учитывая, что истец находилась в отпусках по уходу за ребенком после внесения изменений в законодательство, у судов не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Из положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также период ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Включение периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, указанными правилами не предусмотрено.
Нахождение работника в отпуске без сохранения заработной платы не подпадает под основания включения периодов работы в специальный стаж, поскольку в течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы работник по своей инициативе, получив согласие работодателя, не выполняет трудовые функции, за выполнение которых установлено специальное льготное пенсионное обеспечение, оснований для включения таких периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не имеется.
Согласно пункту 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в специальный стаж включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, которые являются условием выполнения работником определенного вида деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя, если в течение этих периодов работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования засчитываются, если это обучение и профессиональное образование являются необходимостью для продолжения работы и работник направляется на обучение работодателем.
Таких сведений материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценки ее обращениям, из которых следует, что ее стаж стал существенно ниже, чем в 2020 году, являются несостоятельным.
Отклоняя аналогичный довод Заплетнюк Т.Е, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что согласно ответу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 26 апреля 2022 года N 16-76-46562 на обращение Заплетнюк Т.Е. от 07 апреля 2022 года, на дату увольнения истца из ГАУЗ СО "Артемовская ЦРБ" (18 февраля 2022 года) специальный стаж за работу в сельской местности составляет 18 лет 01 месяц 08 дней, за работу в городе - 22 года 04 месяца 24 дня, что опровергает доводы истца о том, что специальный стаж, определенный пенсионным органом в 2022 году, меньше продолжительности специального стажа, определенного Управлением в решении от 10 декабря 2020 года по состоянию на 18 ноября 2020 года (16 лет 06 месяцев 18 дней и 20 лет 06 месяцев 01 день соответственно).
По существу доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования и оценки судов. Мотивы, по которым приведенные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах с приведением положений нормативных актов, которыми суды руководствовались при рассмотрении заявленного спора, в том числе разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании. Нарушений норм процессуального права, которые могли привести к вынесению незаконного решения, судами не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 19 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 19 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Заплетнюк Татьяны Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.