Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело N 2-597/2022 по иску Петрова Валерия Александровича к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчете ежемесячных страховых выплат, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Наумовой Л.К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Петрова В.А. и его представителя Брыкушиной М.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петров В.А. обратился с иском к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Свердловское региональное отделение ФСС РФ) о перерасчете ежемесячных страховых выплат с учетом повышения заработной платы, с учетом индексации за весь период, взыскании их в размере 45 896 руб. 46 коп. из расчета 20% потери стойкой утраты трудоспособности по профессии бессрочно с 01 октября 2022 года с последующей индексацией, с учетом уровня инфляции в установленном законом порядке.
В обоснование исковых требований указал, что 20 декабря 1987 года, работая в ОАО "Севуралбокситруда" в должности горнорабочего очистного забоя, получил травму глаз, диагноз: "данные изъяты", после выписки с больничного листа продолжил работу по своей профессии до 30 июня 2001 года. 28 июня 2001 года в соответствии с заключением комиссии МСЭ ему установлено 20% утраты профессиональной трудоспособности с 25 мая 2001 года бессрочно. В 2003 году он обращался в суд с иском к Свердловскому региональному отделению ФСС РФ с заявлением о перерасчете страховых выплат, указывая, что 01 ноября 2001 года на основании его заявления приказом N 12295 ФСС РФ ему назначена и выплачивается с 23 мая 2001 года ежемесячная страховая выплата исходя из среднего месячного заработка, определенного до получения травмы, в сумме 418, 03 руб, данное заявление он написал под диктовку представителя фонда, т.е. период расчета определилспециалист фонда, не разъясняя ему порядок назначения страховой выплаты. Приказом ФСС РФ N 12296 от 01 ноября 2001 года с 01 июля 2001 года ежемесячная страховая выплата увеличена в 1, 5 раза в связи с повышением минимального размера оплаты труда.
Учитывая свое право на назначение и получение страховых выплат, исходя из среднемесячного заработка за последние 12 месяцев до установления факта утраты трудоспособности, предусмотренное пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, он просил отменить приказ N 12295 от 01 ноября 2001 года в части назначения ему ежемесячной страховой выплаты в размере 418, 03 руб. и приказ N 12296 от 01 ноября 2001 года в части увеличения ежемесячной страховой выплаты до 627, 05 руб, и возложить на ответчика обязанность производить ежемесячную страховую выплату с 23 мая 2001 года бессрочно из расчета среднего месячного заработка за последние 12 месяцев, предшествующих установлению факта утраты трудоспособности, т.е. с января 2000 года по декабрь 2000 года с учетом справки о заработной плате, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет страховых выплат.
Суд при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии у него (истца) заработка за 12 месяцев работы, предшествующей установлению факта утраты (снижения) его профессиональной трудоспособности, в перерасчете страховых выплат было отказано. В 2021 году он получил травму и потерял зрение, решилвновь обратиться в ФСС РФ с заявлением о перерасчете ежемесячной страховой выплаты. В филиале N 16 ФСС РФ ему пояснили, что выплата рассчитана и назначена на основании статьи 12 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" по справке предоставленной АО "Севуралбокситруда", т.е. предприятие предоставило справку о заработной плате до несчастного случая на производстве, на основании которой филиал и рассчитал ежемесячную страховую выплату в сумме 418, 03 руб, но в судебном заседании 11 декабря 2003 года представителем Фонда была предоставлена другая справка о заработной плате на момент увольнения. В декабре 2021 года он обратился в филиал N 16 с заявлением о проведении расчета ежемесячной страховой выплаты из среднего заработка до установления процента утраты трудоспособности, предоставил справку о заработной плате за период с января 1999 года по декабрь 2000 года, выданную АО "Севуралбокситруда". В удовлетворении его заявления отказано со ссылкой на пункт 9 статьи 12 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" со ссылкой на то, что назначенная ежемесячная страховая выплата перерасчету не подлежит. Отказ в перерасчете ежемесячной страховой выплаты считает незаконным.
Решением Североуральского городского суда Свердловской области от 27 октября 2022 года, с учетом определения об исправлении описки от 10 марта 2023 года, на ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 16 возложена обязанность произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат Петрову В.А. из расчета заработной платы за сентябрь и ноябрь 2000 года с учетом индексации за период с 21 июля 2019 года по день вступления решения суда в законную силу; выплачивать Петрову В.А. ежемесячные страховые выплаты в размере 45 896, 46 руб. со дня вступления решения суда в законную силу с последующей индексацией в порядке, установленном законом.
Определением Североуральского городского суда Свердловской области от 02 марта 2023 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 июня 2023 года решение Североуральского городского суда Свердловской области от 27 октября 2022 года изменено, с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в пользу Петрова В.А. взыскана недополученная сумма ежемесячных страховых выплат за период с 23 мая 2001 года по 31 мая 2023 года в размере 4 663 898 руб. 91 коп, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области возложена обязанность выплачивать Петрову В.А. с 01 июня 2023 года ежемесячную страховую выплату в размере 36 493 руб. 21 коп. с последующей индексацией в порядке, установленном законом.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Петров В.А. просит оставить обжалуемое судебное постановление без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Представитель третьего лица АО "СУБР" в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 29 сентября 1987 года Петров В.А. был принят на должность подземного горнорабочего очистного забоя в производственное объединение "Севуралбокситруда".
20 декабря 1987 года с Петровым В.А, находившимся при исполнении трудовых обязанностей, произошел несчастный случай на производстве.
29 декабря 2000 года Петров В.А. уволен из ОАО "Севуралбокситруда" по собственному желанию.
С 23 мая 2001 года истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности по данному страховому случаю 20% бессрочно, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования МСЭ от 28 июня 2001 года.
Приказом филиала N 1 Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 01 ноября 2001 года N 12295 Петрову В.А. назначена ежемесячная страховая выплата в размере 418, 03 руб, рассчитанная из среднемесячной заработной платы за период до несчастного случая на производстве (октябрь-ноябрь 1987 года).
Приказом N 12296 от 01 ноября 2001 года ежемесячная страховая выплата проиндексирована в 1, 5 раза в связи с повышением МРОТ и составили с 01 июля 2001 года - 627, 05 руб.
В последующем ежемесячные страховые выплаты индексировались в соответствии с требованиями законодательства. С учётом последней индексации с 01 февраля 2022 года ежемесячная страховая выплата составляет 3 316, 64 руб.
18 ноября 2021 года Петров В.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ежемесячной страховой выплаты исходя из заработка, предшествующего его увольнению с ОАО "Севуралбокситруда", предоставив справку АО "Севуралбокситруда" о заработной плате за 2000 год.
В перерасчете ежемесячных страховых выплат Петрову В.А. отказано письмом от 23 декабря 2021 года со ссылкой на пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Разрешая спор и удовлетворяя требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат из заработной платы за сентябрь и ноябрь 2000 года, с учетом индексации за период с 21 июля 2019 года по день вступления решения суда в законную силу, возлагая на ответчика обязанность выплачивать истцу ежемесячные страховые выплаты в размере 45 896, 46 руб. со дня вступления решения суда в законную силу с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 12, 16, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", исходил из того, что в заработке истца до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности и до его увольнения с ОАО "Севуралбокситруда" произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, что привело к увеличению размера получаемой им заработной платы. Ответчик при получении справки о заработке истца не проверил, имело ли место устойчивое изменение заработной платы истца в период, взятый им для расчета среднего заработка, не разъяснил истцу все возможные варианты выбора наиболее выгодного периода для расчета среднего заработка, применяемого для определения размера страховой выплаты, а также возможность предоставления документов относительно увеличения размера заработной платы, тем самым не обеспечил право Петрова В.А. на выбор наиболее выгодного для него варианта расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с требованиями закона. В этой связи суд пришел к выводу о том, что право истца на назначение ежемесячной страховой выплаты в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ответчиком нарушено, что привело к уменьшению размера назначенной истцу ежемесячной страховой выплаты.
Определяя размер подлежащей выплате суммы ежемесячной страховой выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что в заработке истца до установления ему утраты трудоспособности и до его увольнения с ОАО "Севуралбокситруда" произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, что привело к увеличению размера получаемой им заработной платы, что дает истцу право на перерасчет ежемесячной страховой выплаты в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Определяя период, за который подлежит выплате задолженность по ежемесячным страховым выплатам, суд первой инстанции с учетом возражений ответчика удовлетворил требования Петрова В.А. о перерасчете ежемесячной страховой выплаты в пределах трехлетнего срока до дня подачи искового заявления, то есть с 21 июля 2019 года.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, изменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 12, 15, 16, 18, 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктом 20, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пришел к выводу о том, что расчет размера страховой выплаты, произведенный судом первой инстанции, с учетом устойчивых изменений в заработке истца, имевших место с февраля 2000 года, то есть после наступления несчастного случая, основаны на неправильном применении положений пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Проверяя правильность расчета назначенной истцу ежемесячной страховой выплаты, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер возмещения вреда может быть исчислен по выбору пострадавшего: исходя из его заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности, или за 12 месяцев, предшествовавших несчастному случаю на производстве.
Давая правовую оценку действиям страховщика при определении размера ежемесячной страховой выплаты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не обеспечено право истца на наиболее выгодный вариант расчета среднемесячного заработка, применяемого для исчисления ежемесячной страховой выплаты; не исполнена обязанность по разъяснению истцу всех возможных вариантов расчета ежемесячной страховой выплаты; возможность расчета ежемесячной страховой выплаты, исходя из заработка истца за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности, ответчиком не проверялась, соответствующие сведения ни у страхователя, ни у застрахованного лица не затребованы.
Определяя наиболее выгодный для истца вариант расчета ежемесячной страховой выплаты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае подлежат применению положения пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а расчет ежемесячной страховой выплаты должен производиться исходя из заработка истца за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности.
При подсчете среднего месячного заработка истца за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности, суд апелляционной инстанции произвел замену не полностью проработанных истцом месяцев предшествующими полностью проработанными месяцами в расчетном периоде с августа 1999 года по декабрь 2000 года и определилразмер ежемесячной страховой выплаты с 01 февраля 2023 года в сумме 36 493 руб. 21 коп, исходя из которой определилзадолженность по ежемесячной страховой выплате за период с 23 мая 2001 года по 31 мая 2023 года включительно в сумме 4 663 898 руб. 91 коп.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанность выплатить Петрову В.А. задолженность по ежемесячной страховой выплате за период с 23 мая 2001 года по 31 мая 2023 года включительно в сумме 4 663 898 руб. 91 коп. и производить ежемесячную страховую выплату с 01 июня 2023 года в размере 36 493 руб. 21 коп. с последующей индексацией в порядке, установленном законом.
Отклоняя довод ответчика о преюдициальном значении решения Североуральского городского суда Свердловской области от 11 декабря 2003 года по делу N 2-735/2003, которым отказано в удовлетворении исковых требований Петрова В.А. о перерасчете с 23 мая 2001 года назначенной ежемесячной страховой выплаты исходя из среднего месячного заработка, определенного до установления процента утраты профессиональной трудоспособности, суд апелляционной инстанции исходил из того, что основанием для отказа в удовлетворении требований Петрова В.А. послужило то, что у истца отсутствовал среднемесячный заработок за 12 месяцев работы, предшествующей установлению факта утраты профессиональной трудоспособности, тогда как на момент рассмотрения настоящего спора суд апелляционной инстанции такими сведениями располагает.
Признавая за истцом право на перерасчет ежемесячной страховой выплаты со дня её назначения за весь период выплаты, суд апелляционной инстанции исходил из того, что неверный расчет ежемесячной страховой выплаты произошел по вине страховщика, не применившего наиболее выгодный вариант расчета спорной выплаты, а именно, исходя из заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности, что привело к необоснованному расчету ежемесячной страховой выплаты в заниженном размере.
При этом суд апелляционной инстанции указал на то, что положения абзаца 4 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которым, требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию, а также положения статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться препятствием для взыскания задолженности по ежемесячной страховой выплате за прошлое время, при наличии вины органа, осуществляющего соответствующие выплаты, в неверном определении ее размера.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются вступившим в силу с 06 января 2000 года Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ), которым определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (здесь и далее в редакции закона, действующего на момент установления истцу степени утраты профессиональной трудоспособности, то есть на 23 мая 2001 года) лицам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В силу абзаца девятого статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Одним из видов обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ являются ежемесячные страховые выплаты застрахованному.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12.
Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (в действующей редакции закона) предусмотрено, что среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. При расчете среднемесячного заработка застрахованного месяцы, не полностью им проработанные, а также месяцы, за которые отсутствуют сведения о заработке застрахованного, заменяются предшествующими месяцами, полностью проработанными на работе, повлекшей повреждение здоровья, и за которые имеются сведения о заработке, либо исключаются в случае невозможности их замены. Замена не полностью проработанных застрахованным месяцев не производится в случае, если в этот период за ним сохранялся в соответствии с законодательством Российской Федерации средний заработок, на который начисляются страховые взносы в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.
Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев или 12 месяцев, но сведения о заработке за один или несколько месяцев отсутствуют, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, за которые имеются сведения о заработке и которые предшествовали месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число фактически проработанных месяцев.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного или его доверенного лица и представленных страхователем (застрахованным) документов, в частности справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с данным федеральным законом.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ застрахованный имеет право на получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом подпунктом 9 пункта 2 статьи 18 указанного федерального закона предусмотрена обязанность страховщика по разъяснению застрахованному его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 07 июля 2003 года N 118-ФЗ, исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.
Пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ в действующей редакции установлено, что ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением следующих случаев: изменение степени утраты профессиональной трудоспособности; изменение круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного; уточнение данных о размере фактического заработка застрахованного; индексация ежемесячной страховой выплаты.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что, разрешая спор о перерасчете размера назначенных страховых выплат, необходимо выяснять, было ли обеспечено право истца на выбор периода для расчета среднего заработка и была ли исполнена страхователем и страховщиком их обязанность по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подпункт 16 пункта 2 статьи 17, подпункт 9 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о наступлении обстоятельств, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат или прекращение таких выплат.
Согласно Временным критериям определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 года N 56, утратившими силу с 01 января 2021 года, степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях.
Из приведенных нормативных положений следует, что застрахованный самостоятельно выбирает период для исчисления среднего месячного заработка, из которого ему будет определяться ежемесячная страховая выплата, при этом представляет необходимые документы для решения вопроса о выплате страхового возмещения и несет обязанность по извещению страховщика о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию.
При исчислении ежемесячной страховой выплаты применяется только заработок по работе, исполнение которой повлекло повреждение здоровья.
Приходя к выводу о применении к данному спору пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, в соответствии с которым размер возмещения вреда может быть исчислен по выбору пострадавшего: исходя из его заработка за 12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности, или за 12 месяцев, предшествовавших несчастному случаю на производстве, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в расчетном периоде (12 месяцев, предшествовавших установлению утраты трудоспособности) у истца имелся заработок в ОАО "Севуралбокситруда" по день увольнения - по 29 декабря 2000 года.
Приходя к выводу о размере недополученной ежемесячной страховой выплаты, суд апелляционной инстанции не принял во внимания и оставил без надлежащей правовой оценки то обстоятельство, что у истца отсутствует двенадцатимесячный период, предшествовавший наступлению утраты трудоспособности, поскольку степень утраты профессиональной трудоспособности установлена истцу с 23 мая 2001 года, расчетным периодом, подлежащим применению в целях расчета среднего месячного заработка, предшествовавшего установлению утраты трудоспособности, является период с мая 2000 года по апрель 2001 года, тогда как истец уволен из ОАО "Севуралбокситруда" 29 декабря 2000 года; с 31 января 2001 года по 30 июня 2001 года Петров В.А. работал у другого работодателя ООО "Щит-Строй".
Суд апелляционной инстанции для расчета ежемесячных страховых выплат взял за основу расчетный период с августа 1999 года по декабрь 2000 года, то есть по сути исходил из расчета среднего месячного заработка за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы в ОАО "Севуралбокситруда".
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел, что средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, только по причине получения работником профессионального заболевания. Однако истцу профессиональное заболевание не установлено.
Разрешая спор о перерасчете ежемесячной страховой выплаты суду апелляционной инстанции следовало учесть, что положения абзаца 2 пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ не предусматривают применение заработка за неполный расчетный период (в данном случае май 2000 года - декабрь 2000 года) в случае, когда застрахованный имел заработок в месяце, предшествующем установлению утраты профессиональной трудоспособности, по другому месту работы и у другого работодателя.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о применении к данному спору положений пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, о наличии оснований для перерасчета ежемесячных страховых выплат и о взыскании недополученной суммы ежемесячных страховых выплат не могут быть признаны законными, поскольку основаны на не правильном применении норм материального права.
Как следует из содержания искового заявления и правовой позиции истца, изложенной в им в суде, требования Петрова В.А. о перерасчете ежемесячных страховых выплат основаны на применении положений пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, исходя из того, что в 2000 году в его заработной плате произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о перерасчете ежемесячной страховой выплаты, суд первой инстанции признал за истцом право на перерасчет ежемесячной страховой выплаты в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не привел в апелляционном определении правового обоснования и мотивов, по которым признал выводы суда первой инстанции, основанными на неправильном применении норм материального права.
Таким образом, при новом рассмотрении дела, суду апелляционной инстанции необходимо дать правовую оценку выводам суда первой инстанции о праве истца на перерасчет ежемесячных страховых выплат по пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ с приведением соответствующих мотивов и правовым обоснованием, применительно к установленным обстоятельствам дела и в соответствии с заявленными истцом требованиями.
На основании изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 июня 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Свердловский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.