Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-8871/2022 по иску Василива Романа Михайловича к публичному акционерному обществу "Сургунефтегаз", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности по корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Василива Романа Михайловича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя ответчика публичного акционерного общества "Сургунефтегаз" Зубрицкой И.Я. против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Василив Р.М. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Сургутнефтегаз" (далее - ПАО "Сургутнефтегаз", Общество), с учетом уточнения о внесении корректирующих сведений в индивидуальный лицевой счет в части отражения стажа по Списку N 2 по периодам работы в Лянторском управлении технологического транспорта N 2 ПАО "Сургутнефтегаз" с 29 августа 2006 года по 26 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 12 июля 2016 года, с 19 сентября 2016 года по 24 октября 2018 года в качестве машиниста передвижных компрессоров и с 03 ноября 2020 года по 03 октября 2021 года в качестве моториста цементированных агрегатов компрессоров; к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03 октября 2021 года.
В обоснование требований указал, что 29 февраля 2021 года обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ОПФР по по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 сентября 2021 года N 6948 в назначении пенсии отказано по причине недостижения возраста 60 лет. При этом в специальный стаж не засчитаны периоды работы с 29 августа 2006 года по 26 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 12 июля 2016 года, с 19 сентября 2016 года по 24 октября 2018 года в качестве машиниста передвижного компрессора, занятого при добыче нефти, с 03 ноября 2020 года по 03 октября 2021 года в качестве моториста цементированного агрегата 6 разряда. С решением не согласен, поскольку указанные профессии предусмотрены позициями 2130100а-14754 и 2130200а-13979 раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2. Полагал, что наличие страхового стажа 25 лет, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и стажа работы по Списку N 2 продолжительностью 12 лет 6 месяцев дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с даты достижения возраста 50 лет - 03 октября 2021 года.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года исковые требования Василива Р.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года оставлено без изменения.
С 01 января 2023 года ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре).
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. Указывает на то, что ПАО "Сургунефтегаз" неверно отражены сведения о характере его трудовой деятельности, поскольку в соответствии с должностной инструкцией его деятельность непосредственно связана с добычей нефти и газа, передвижной компрессор может быть задействован только непосредственно для нефтегазопровода, обслуживает станции, находящиеся на месторождениях и один раз в год направляется на плановый ремонт. Передвижной компрессор обслуживает только станции, которые находятся на месторождениях, в спорный период он выполнял работу на месторождениях Рогожинское, Тянское, Верхонадымское, Конетлор и других, находящихся в ведомстве УВСИНГ и УКРНО, обслуживание которых проводило Лянторское управление технологического транспорта N 2. Не согласен с выводами суда о том, что Лянторское управление технологического транспорта N 2 не участвует в технологическом процессе, связанном с бурением, добычей и переработкой нефти, газа и газового конденсата, поскольку все транспортные предприятия, входящие в состав ПАО "Сургутнефтегаз", непосредственно заняты добычей нефти и газа, обслуживают различные технологические процессы. При этом в Сургутском управлении технологического транспорта N 3, которое обслуживает также УФСИНГ, машинисту передвижного компрессора, работающему на этой же машине, занимающемуся аналогичной работой, выдана справка с подтверждением стажа по Списку N 2. Настаивает на том, что занят на работах непосредственно на добыче нефти и газа, что подтверждается рабочими инструкциями, где отражено проведение цементажа скважин, выезд на месторождения, ответчик необоснованно ссылается на то, что его работа была связана с иными процессами, не относящимися к добыче нефти и газа.
Истец Василив Р.М, представитель ответчика ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Василив Р.М, 03 октября 1971 года рождения, 29 сентября 2021 года обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 октября 2021 года N 6948 Василиву Р.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине недостижения требуемого возраста 60 лет.
Согласно указанному решению право на назначение досрочной страховой пенсии у истца возникает по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 60 лет.
Из трудовой книжке БТ-II N 5424713 следует, что Василив Р.М. работал Лянторском управлении технологического транспорта N 2 ПАО "Сургутнефтегаз" с 29 августа 2006 года по 26 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 12 июля 2016 года, с 19 сентября 2016 года по 24 октября 2018 года машинистом передвижного компрессора 5 и 6 разряда, с 03 ноября 2020 года по 03 октября 2021 года мотористом цементированного агрегата 6 разряда.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица вышеуказанные периоды трудовой деятельности Василива Р.М. отражены без указания кодов, подтверждающих стаж по Списку N 2.
Согласно справке ПАО "Сургутнефтегаз" от 28 сентября 2021 года N 34-01-19-3425, уточняющей стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, подтвержден стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стаж работы по Списку N 2 ПАО "Сургутнефтегаз" не подтвержден.
Из письменных и устных пояснений представителя ответчика ПАО "Сургутнефтегаз" следует, что в спорные периоды времени Василив Р.М. работал на специальном транспорте и осуществлял продувку нефтепровода. В технологическом процессе, связанном с добычей нефти и газа, не участвовал. Производимые доплаты за вредные условия труда были связаны с превышением уровня шума на его рабочем месте и не влекут автоматического права на досрочную пенсию по Списку N 2. В соответствии Положением о Лянторском управлении технологического транспорта N 2 деятельность данного структурного подразделения не связана с производствами, предусмотренными Списком N 2, не относится к технологическим процессам, связанным с бурением, добычей и переработкой нефти, газа и газового конденсата, льготный характер работы истца имеющейся в материалах дела уточняющей справкой не подтвержден, в связи с чем оснований для удовлетворении исковых требований не имеется.
Согласно Положениям о Лянторском управлении технологического транспорта N 2 - структурном подразделении ОАО "Сургутнефтегаз" от 01 апреля 2002 года, от 25 апреля 2013 года основными видами деятельности подразделения являются: выполнение работ специальной техникой и транспортное обслуживание структурных подразделений ПАО "Сургутнефтегаз"; перевозочная, транспортно-экспедиционная и другая деятельность, связанная с осуществлением транспортного процесса, текущий и капитальный ремонт, техническое обслуживание транспортных средств; эксплуатация, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт специальной и нефтепромысловой техники.
По выборке путевых листов за 2006 - 2022 гг. в отношении истца значится, что заказчиком выполнявшихся истцом в указанный период работ являлись Управление по внутрипромысловому сбору и использованию нефтяного газа, Управление по капитальному ремонту нефтепромысловых объектов - структурных подразделений ПАО "Сургутнефтегаз", основными видами деятельности которых являлись организация внутрипромыслового сбору, транспортировка компримирование попутного нефтяного газа, капитальный ремонт нефтепромыслового оборудования и пр.
Карты аттестации рабочего места по условиям труда от 2009 года, от 2012 года, карты специальной оценки условий труда от 2017 года, от 2019 года по профессиям "машинист передвижного компрессора" и "моторист цементированного агрегата" не содержат сведений о праве на досрочное пенсионное обеспечение. С картами аттестации рабочего места и картами специальной оценки условий труда истец был ознакомлен, их не оспорил.
Разрешая спор в части требований о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд первой инстанции, учитывая отсутствие доказательств занятости истца в производстве добычи нефти и газа, не усмотрел оснований для возложения на ПАО "Сургутнефтегаз" обязанности по внесению уточнений в индивидуальный лицевой счет истца и указания в отношении спорных периодов работы кода особых условий труда по Списку N 2.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж истца периодов работы с 29 августа 2006 года по 26 февраля 2014 года, с 18 марта 2014 года по 12 июля 2016 года, с 19 сентября 2016 года по 24 октября 2018 года машинистом передвижного компрессора 5 и 6 разряда, с 03 ноября 2020 года по 03 октября 2021 года мотористом цементированного агрегата 6 разряда и назначения досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 14, пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального "О страховых пенсиях", постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства не подтверждают соответствие характера и условий труда Василива Р.М. требованиям Списка N 2, его участие в технологическом процессе по добыче нефти и газа, на основании чего пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности по назначению Василиву Р.М. досрочной страховой пенсии по старости с 03 октября 2021 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правом на досрочное назначение пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, пользуются машинисты передвижных компрессоров, мотористы цементировочных агрегатов (раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" позиция 2130200а-13979, подраздел 1 "Бурение" позиция 2130200а-14754).
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами, платежными ведомостями о повышенной оплате труда, дополнительных отпусков и т.п.).
Из указанных положений следует, что право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют лица, занятые в профессиях и должностях в соответствующих производствах, предусмотренных в Списке N 2, в данном случае в производстве добычи нефти и газа, постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), при условии подтверждения вышеуказанных условий в установленном законом порядке (сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, иными первичными учетными документами), а с 01 января 2013 года - также при условии соответствия класса условий труда вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, начисления страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения вышеуказанные факты в отношении спорных периодов работы истца, не установлена и недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию с выводами судов, что не может являться основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Василива Романа Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.