Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Шушкевич О.В, с участием прокурора Таскаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-395/2023 по иску Пургиной Елены Анатольевны к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа, фактическом назначении на муниципальную должность, восстановлении на службе, взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Пургиной Елены Анатольевны на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы и возражениях на неё, выслушав объяснения истца Пургиной Е.А, её представителя Чегодаевой Л.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Думы Асбестовского городского округа Еланцева А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А. о наличии оснований для частичной отмены обжалуемых судебные акты в кассационном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пургина Е.А. обратилась в суд с иском к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа с учетом уточненных требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 "Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 года N 8/3 "Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургиной Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 N 8/2 "О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа"; признании ее назначенной на муниципальную должность в связи с фактическим исполнением с 30 сентября 2021 года полномочий председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа; восстановлении в должности с 28 февраля 2023 года; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что решением Асбестовской городской думы от 27 декабря 2005 года N 27/5 она была назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, 14 сентября 2006 года с ней был заключен трудовой договор. 26 декабря 2022 года она была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". 27 февраля 2023 года она освобождена от занимаемой должности с прекращением трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагала, что принятые решения являются незаконными, поскольку внесение изменений в законодательство не является основанием для досрочного прекращения ее полномочий.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 30 марта 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Пургиной Е.А. о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 "Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 года N 8/3 "Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 года N8/2 "О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа", о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2023 года указанное судебное постановление изменено, резолютивная часть решения дополнена указанием на отказ в удовлетворении требований Пургиной Е.А. к Думе Асбестовского городского округа, Счетной палате Асбестовского городского округа о фактическом исполнении Пургиной Е.А. полномочий по муниципальной должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, фактическом назначении на указанную должность, а также в части взыскания оплаты времени вынужденного прогула, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пургина Е.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что у ответчика отсутствовали основания для ее увольнения по пункту 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку увольнение по данному основанию обусловлено невозможностью исполнения трудовых обязанностей в случае возникновения ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Такого вида ограничения как "изменение статуса должности председателя контрольно-счетного органа" законом не предусмотрено. Из записи в трудовой электронной книжке можно сделать вывод, что она была уволена в связи с тем, что в отношении нее установлены ограничения на занятие должности председателя Контрольно-счетного органа, что не соответствует действительности и является нарушением прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Судом не дана оценка представленным ею доказательствам исполнения обязанностей председателя Счетной палаты после 30 сентября 2021 года, что опровергает довод о наличии ограничений для замещения ею указанной должности. Выражает несогласие с выводами судов о том, что статьей 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований" установлен новый порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа, поскольку изменения в части назначения на должность председателя, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципальных образований не вносились, изменения были внесены в части порядка назначения на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Думы Асбестовского городского округа, прокурор прокуратуры Свердловской области просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав истца, её представителя, представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для частичной отмены оспариваемых судебных постановлений в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Асбестовской городской думы от 27 декабря 2005 года N 27/5 Пургина Е.А. была назначена на должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа сроком на 6 лет с 11 января 2006 года.
14 сентября 2006 года с истцом был заключен трудовой договор, по условиям которого Пургина Е.А. принята на муниципальную службу в Счетную палату Асбестовского городского округа, назначена на муниципальную должность муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 12 октября 2018 года срок его действия определен с 28 сентября 2018 года по 27 сентября 2023 года.
В соответствии со статьей 2 Закона Свердловской области от 17 ноября 2021 года N 94-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований", вступившего в силу 01 декабря 2021 года, из реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, исключены должности председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 27 октября 2022 года N 31 "О внесении изменений и дополнений в Устав Асбестовского городского округа" внесены изменения, касающиеся отнесения должностей председателя и заместителя председателя контрольно-счетного органа к муниципальным должностям и порядка назначения на эти должности, вступившие в силу 07 декабря 2022 года.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 "Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон" в связи с внесенными изменениями в часть 3 статьи 5 Федерального закона N 6-ФЗ (редакция от 01 июля 2021 года) "Об общих принципах контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предусматривающими, что должность председателя контрольно-счетного органа относится к муниципальным должностям, уведомлена председатель Контрольно-счетной палаты Асбестовского городского округа Пургина Е.А. о том, что трудовой договор, заключенный с ней 14 сентября 2006 года, будет прекращен по основаниям, предусмотренным пунктом 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
26 декабря 2022 года истец была уведомлена о прекращении с ней трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с изменением статуса должности председателя контрольно-счетного органа в соответствии с положениями Федерального закона от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Думы Асбестовского городского округа от 27 февраля 2023 года N 8/3 "Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургиной Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон" Пургина Е.А. была освобождена от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, трудовой договор с ней прекращен по основаниям, предусмотренным пунктом 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, - по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, последний день работы - 27 февраля 2023 года.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 27 февраля 2023 года N 8/2 "О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа" на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа назначен Савин А.В.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 2, 11, пункта 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 3, 16, 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ), Закона Свердловской области от 17 ноября 2021 года N 94-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований" (далее также - Закон Свердловской области от 17 ноября 2021 года N 94-ОЗ), исходил из того, что поскольку Федеральным законом от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ должность председателя контрольно-счетного органа отнесена к муниципальным должностям, у ответчика имелись правовые основания для расторжения трудового договора с истцом на основании пункта 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, по обстоятельствам, не зависящим от сторон, пришёл к выводу о законности увольнения истца с муниципальной службы, а также об отсутствии оснований для удовлетворения производных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и
компенсации морального вреда.
Суд первой инстанции также признал необоснованными доводы истца о том, что после исключения занимаемой ею должности из реестра должностей муниципальной службы и штатного расписания, она стала занимать муниципальную должность председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, отметив, что с даты вступления в силу законодательства об изменении статуса должности оснований для замещения муниципальной должности муниципальными служащими не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда, дополнив резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении требований Пургиной Е.А. о фактическом исполнении ею полномочий по муниципальной должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, фактическом назначении на указанную должность, а также в части взыскания оплаты времени вынужденного прогула с учетом приведенных судом первой инстанции в мотивировочной части решения выводов об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 "Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 года N 8/3 "Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургиной Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон", взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены конкретные основания, когда договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в частности согласно пункту 13 - это возникновение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Трудовым кодексом Российской Федерации в статьях 3281, 331, 3496, 3511 предусмотрены ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, для педагогических работников, работников государственных органов, органов местного самоуправления, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы, работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Ограничения, связанные с муниципальной службой, предусмотрены статьей 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно части 1 данной статьи гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе; 7) наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; 9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу; 9.1) непредставления сведений, предусмотренных статьей 15.1 данного Федерального закона; 10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения
срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены; 11) приобретения им статуса иностранного агента.
В силу части 1.2 этого же Федерального закона гражданин не может быть назначен на должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, а муниципальный служащий не может замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 4.1 статьи 14 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" должностные лица контрольно-счетных органов обязаны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с частью 2 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой данной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Из названных норм права следует, что увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по пункту 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при возникновении ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
В нарушение указанных норм права судами первой и апелляционной инстанций при проверке законности увольнения истца не указано каким Федеральным законом предусмотрено ограничение на занятие определенным видом трудовой деятельности, установленное Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в редакции, действующей до 30 сентября 2021 года, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могли быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 19 Закона Свердловской области от 12 июля 2011 года N 62-ОЗ "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" в редакции, действовавшей до 01 ноября 2021 года, было предусмотрено, что должности председателя, заместителя председателя, аудиторов и инспекторов контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, относятся к должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.
Пунктом 1 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14 июня 2005 года N 49-ОЗ в редакции, действовавшей до 01 декабря 2021 года, были предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые в контрольно-счетном органе муниципального образования для обеспечения исполнения его полномочий, относящиеся к высшим должностям: председатель контрольно-счетного органа.
Федеральным законом от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 30 сентября 2021 года, внесены изменения в Федеральный закон от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в том числе в часть 3 статьи 5, которой предусмотрено, что должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. Также данным законом внесены изменения в статьи, регламентирующие порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов, основные полномочия контрольно-счетных органов и другие.
Законом Свердловской области от 17 ноября 2021 года N 94-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" и параграф 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований", вступившим в силу с 01 декабря 2021 года, статья 19 Закона Свердловской области от 12 июля 2011 года N 62-ОЗ "О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" и пункты 1 и 2 параграфа 3-1 Реестра должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, признаны утратившими силу.
По смыслу приведенных изменений федерального и областного законодательства ранее должность контрольно-счетного органа могла быть отнесена к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям, а потом была установлена императивная норма об отнесении должностей председателя контрольно-счетного органа к государственным или муниципальным должностям.
Вместе с тем, вышеуказанные нормативные правовые акты не предусматривают досрочное прекращение полномочий председателей контрольно-счетных органов муниципальных образований, ранее назначенных на должности муниципальный службы, в определенный срок после вступления в силу Федерального закона от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ, а также возможность их перевода на муниципальные должности, новые нормативные положения распространяются для вновь назначенных на муниципальные должности председателей контрольно-счетных органов в установленном порядке. Трудовые отношения с муниципальными служащими могут быть расторгнуты до истечения установленного трудовым договором срока только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Аналогичные разъяснения даны на официальном сайте Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 29 сентября 2021 года, в них также указано о возможности досрочного освобождения от должностей председателей контрольно-счетного органа в связи с сокращением штата (в случае назначения на муниципальную должность нового председателя контрольно-счетного органа), несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, по соглашению сторон, по инициативе работника, срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.
В связи с тем, что указанные законы не предусматривают переходных положений: основания для досрочного прекращения полномочий председателей контрольно-счетного органа, назначенных на должности муниципальной службы, сроки, в которые муниципальные должности должны быть замещены в установленном данными законами порядке, ограничения на возможность для должностных лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществлять свою деятельность до истечения срока своих полномочий в качестве муниципальных служащих, их вступление в силу само по себе не являлось основанием для прекращения трудового договора с истцом на основании пункта 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ссылок на иные федеральные законы, которыми установлены ограничения для истца для осуществления деятельности в качестве председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа, исключающие возможность исполнения ею обязанностей по трудовому договору до окончания срока его действия в судебных актах не содержится.
Указание в судебных актах на письмо первого заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2021 года N 26-7/10/П-6439 является необоснованным, поскольку данное письмо нормативным правовым актом не является, Министерством юстиции не зарегистрировано. В данном письме также не указаны федеральные законы, которыми предусмотрены ограничения на занятие определенными видами деятельности для председателей контрольно-счетного органа, замещающих должности муниципальной службы.
Следовательно, признавая законным увольнение истца на основании пункта 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01 июля 2021 года N 255-ФЗ и Закона Свердловской области от 17 ноября 2021 года N 94-ОЗ, суд первой инстанции не установилограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и исключающих возможность исполнения истцом обязанностей по трудовому договору до окончания его срока, суд апелляционной инстанции с этим согласился, поэтому судебные акты в силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть признаны законными в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 "Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 года N 8/3 "Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургиной Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон".
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении указываются, в том числе: обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В силу положений статей 67, 71, 327, 3271, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Указанные требования закона судами при рассмотрении настоящего дела не применены, юридически значимые обстоятельства по делу в полном объеме не установлены, нормы права, регулирующие спорные правоотношения не применены.
Учитывая изложенное, по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований, возражений ответчика и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление следующих обстоятельств:
- какие ограничения, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом и исключающие возможность исполнения обязанностей председателя контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, возникли для осуществления истцом трудовой деятельности, - была ли исключена и когда из штатного расписания должность муниципальной службы - председатель контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, проводились ли организационно-штатные мероприятия по сокращению штата контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, - когда истек срок трудового договора, заключенный с истцом.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца на решение суда первой инстанции не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения и указанные обстоятельства не установил.
В связи с отменой судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 и от 27 февраля 2023 года N8/3 судебные акты подлежат отмене и в части производных от них требований о взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований для отмены судебных актов в части признания незаконным решения Думы Асбестовского городского округа от 27 февраля 2023 N 8/2 "О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа", признания Пургиной Е.А. назначенной на муниципальную должность в связи с фактическим исполнением с 30 сентября 2021 года полномочий председателя контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, восстановлении её в должности судебная коллегия не усматривает, поскольку осуществление истцом деятельности в качестве муниципального служащего в должности председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа после вышеуказанного изменения законодательства не свидетельствует о возможности автоматического перевода ее на муниципальную должность.
Порядок назначения на муниципальную должность председателя контрольно-счетных органов, требования к кандидатурам на такие должности, дача заключений о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, требованиям, установленным федеральным законом, предусмотрены Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Законом Свердловской области от 17 ноября 2021 года N 94-ОЗ, а также Уставом Асбестовского городского округа.
Истец 26 декабря 2022 года была уведомлена, что в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в случае предложения ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа ей предоставляется возможность подать письменное заявление о согласии на выдвижение ее кандидатуры. Кандидатура истца не была предложена соответствующим должностными лицами и она заявление о согласии на выдвижение кандидатуры на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа не подавала. Оснований полагать, что оспариваемым решением в отношении иного лица нарушены права истца, у судов не имелось, верно отказано в признании незаконным решения Думы Асбестовского городского округа от 27 февраля 2023 N 8/2 "О назначении на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа", поскольку им назначен на муниципальную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа Савин А.В.
Также отсутствуют основания для отмены судебных актов в части отказа в восстановлении истца в государственной должности председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Истец не была в установленном законом порядке назначена на государственную должность председателя Контрольно-счетного органа Асбестовского городского округа и не была с ней уволена, поэтому в случае признания судом увольнения незаконным она в любом случае не может быть на восстановлена эту должность.
Правовых оснований для отмены решения суда об отказе в удовлетворении требований о восстановлении истца на прежней работе, в случае признания судом увольнения незаконным, в настоящее время также не имеется.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.
При таких обстоятельствах решение суда в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2023 года в той части, которой отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N6/15, от 27 февраля 2023 года N8/3, взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в части и направления дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
В остальной части оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы истца не усматривается, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 30 марта 2023 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 июля 2023 года в той части, которой отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконными решений Думы Асбестовского городского округа от 26 декабря 2022 года N 6/15 "Об уведомлении председателя Контрольно-счётной палаты Асбестовского городского округа о прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон", от 27 февраля 2023 года N 8/3 "Об освобождении от должности муниципальной службы председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургиной Е.А. и прекращении трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон", взыскании оплаты времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части эти же судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Пургиной Елены Анатольевны в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.