Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Жуковой Н.А, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-846/2023 по иску Михеевой Ольги Владимировны к государственному бюджетному учреждению "Курганская специализированная инфекционная больница" о взыскании задолженности по специальной социальной выплате, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Михеевой Ольги Владимировны на решение Курганского городского суда Курганской области от 03 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 11 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Михеева О.В. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению "Курганская областная специализированная инфекционная больница" (далее - ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница", Больница) о взыскании задолженности по специальной социальной выплате в размере 84 580, 25 руб, компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
В обоснование иска указала, что 24 сентября 2021 года между ней и ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница" был заключен трудовой договор, согласно которому она принималась на работу медицинской сестрой палатной в инфекционный госпиталь. Заработная плата устанавливалась из оклада (9 120 руб.), класса условий труда (+4%) и выплаты за непрерывность работы (+20%). Работнику устанавливалась нормальная продолжительность рабочего времени. Она непосредственно участвовала в оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции. 04 июня 2022 года она уволилась по собственному желанию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года установлена ежемесячная социальная выплата за нормативную смену в размере 2 430 руб. Она относится к категории лиц, указанных в абзаце 4 подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 1896, которым выплачивается указанная надбавка. Считала, что работодателем намеренно занижены отработанные смены в период с марта 2022 года по июнь 2022 года, что привело к неполному расчету.
Протокольным определением суда от 07 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент здравоохранения Курганской области.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 03 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 11 июля 2023 года, Михеевой О.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Михеева О.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что суд вынес решение на основании информации ответчика по изменению коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, положениях приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", а также приказах Департамента здравоохранения Курганской области по определению коечного фонда. Считает, что все эти документы носят организационный характер и должны исполняться непосредственно руководителем, который утверждает штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников, ее допускали до оказания лечения больных новой коронавирусной инфекцией, никакого перераспределения функциональных обязанностей не было, ее никуда не переводили. Оплата специальных социальных выплат производится на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, согласно которому не предусмотрено оказание медицинской помощи с привязкой к коечному фонду; оплата производится только из расчета нормо-смен по непосредственному оказанию медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией, условием для специальных социальных выплат является непосредственное оказание медицинской помощи при контакте с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, без учета коечного фонда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02 июля 2021 года между Терновцевой (после заключения брака Михеевой) О.А. и ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница" заключен трудовой договор N 64, по условиям которого истец принята на основное место работы в качестве медицинской сестры палатной в 1 инфекционное боксированное отделение (воздушно-капельное).
В этот же день между истцом и ответчиком заключен трудовой договор N 65, по условиям которого истец принята на работу по совместительству в качестве медицинской сестры палатной в 1 инфекционное боксированное отделение (воздушно-капельное).
24 сентября 2021 года между истцом и ответчиком заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец принята на работу по совместительству в качестве медицинской сестры палатной инфекционного отделения (госпиталь).
Пунктом 4.1 трудового договора от 24 сентября 2021 года предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается заработная плата в размере: 9 120 руб./мес. - базовый должностной оклад; выплата за класс условий труда по аттестации рабочих мест - 4 %; выплата за продолжительность непрерывной работы - 20 %.
Приказом Больницы от 22 июня 2022 года N 420 трудовой договор от 02 июля 2021 года прекращен, Михеева О.В. уволена с должности "медицинская сестра палатная" по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации 30 июня 2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление от 30 октября 2020 года N1762) предусмотрено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) производятся ежемесячно в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года специальные социальные выплаты за нормативную смену определенным категориям работников, в том числе оказывающим медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну
нормативную смену (подпункт "а" пункт 2).
Истец Михеева О.В. относилась к среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях.
Приказами Департамента здравоохранения Курганской области структура коечного фонда для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница" в период с марта по июнь 2022 года изменялась в зависимости от эпидемиологической обстановки в Курганской области: на период с 1 по 27 марта - 30 коек (приказы от 25 февраля 2022 года N 226, от 10 марта 2022 года N 313); на период с 28 марта по 5 апреля - 0 коек, ковид-госпиталь закрыт (приказы от 18 марта 2022 года N 339, от 25 марта 2022 года N 373); на период с 6 по 11 апреля - 10 коек, в том числе 2 реанимационные, то есть 8 коек в 1 инфекционно-боксированном отделении (приказ от 06 апреля 2022 года N 461); на период с 12 апреля по 30 апреля - 20 коек, в том числе 2 реанимационные, то есть 18 коек в 1 инфекционно-боксированном отделении (приказ от 12 апреля 2022 года N 483); на период с 01 мая по 22 июня - 10 коек, в том числе 2 реанимационные, то есть 8 коек в 1 инфекционно-боксированном отделении (приказы от 29 апреля 2022 года N 563, от 11 мая 2022 года N 583, от 27 мая 2022 года N 662); на период с 22 июня по 30 июня - 10 коек в 1 инфекционно-боксированном отделении, реанимационные койки исключили (приказ от 23 июня 2022 года N 774).
Из расчета ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница" следует, что в спорный период Михеевой О.В. было отработано (с учетом периодов, когда согласно приказам Департамента здравоохранения Курганской области ковид-коек не было, либо их количество было уменьшено, при норме в 20 коек): в марте - 210 часов (210:7, 2 (норма рабочего времени) = 29, 9 нормативные смены), в апреле - 118 часов (118:7, 2 = 16, 4 нормативные смены), в мае - 60 часов (60:7, 2 = 8, 3 нормативные смены), в июне - 108 часов (108:7, 2 = 15, 0 нормативных смен). Данные сведения были представлены в реестре, переданном в Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для назначения специальной социальной выплаты.
В ответе Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 ноября 2022 года N 01-18/4511-13489 указано, что в период с марта 2022 года по июнь 2022 года Михеевой О.В. была назначена и перечислена специальная социальная выплата на общую сумму 192 541, 05 руб, в том числе: по реестру от 12 апреля 2022 года - за март 2022 года в сумме 81 599, 40 руб. (количество нормативных смен - 29, 2); по реестру от 17 мая 2022 года - за апрель 2022 года в сумме 45 829, 80 руб. (количество нормативных смен - 16, 4); по реестру от 02 июня 2022 года - за май 2022 года в сумме 23 194, 35 руб. (количество нормативных смен - 8, 3); по реестру от 05 июля 2022 года - за июнь 2022 года в сумме 41 917, 50 руб. (количество нормативных смен - 15, 0).
Из представленного истцом в материалы дела расчета, основанного на табелях учета рабочего времени, следует, что в период с марта по июнь ею было отработано следующее количество часов: март - 224, апрель - 154, май - 120, июнь - 216.
Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления от 30 октября 2020 года N1762 и утвержденные им Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 октября 2020 года N 1062н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактики и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", исходил из того, что истец имела в спорный период право на получение специальной социальной выплаты, признал произведенный ответчиком за спорный период времени расчет начисления истцу специальной социальной выплаты верным, произведенным в соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением от 30 октября 2020 года N 1762, подтвержденным сведениями, содержащимися в графике работы, табелях учета рабочего времени, приказах о коечном фонде для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее в Курганской области, расчетных листках, выписках из реестра Территориального фонда
обязательного медицинского страхования, плана 1 отделения ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница" на 2022 год, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" установлены в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года ежемесячные специальные социальные выплаты за нормативную смену работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, - 2430 рублей за одну нормативную смену.
Пунктом 3 данного Постановления установлено, что специальная социальная выплата осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 этого постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации данного постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Согласно пункту 3 Правил осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, (далее - Правила) специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена). Специальная социальная выплата производится ежемесячно. Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Размер специальной социальной выплаты определяется с учетом размеров районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца. Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.
В силу пункта 6 Правил реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику: а) категория, должность (профессия); б) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; в) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом); г) фактическое число нормативных смен; д) размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах; е) территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования, посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации. Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника (пункты 7, 8 Правил).
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил).
Согласно пункту 2 Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373, в информационном ресурсе (COVID-19) ведется учет: информации о медицинских работниках, которым установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в связи с оказанием ими медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), медицинских и иных работниках, которым установлены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ в связи с непосредственным участием в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (подпункт "д"); информации о медицинских и иных организациях (их структурных подразделениях) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организациях, работники которых имеют право на получение специальной социальной выплаты в связи с оказанием медицинской помощи (участием в оказании, обеспечением оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактированием с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подпункт "е").
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года N 894н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г. N 61975, утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Из пункта 1 названных Разъяснений следует, что для врачей-специалистов (в том числе руководителей структурных подразделений - врачей-специалистов), среднего медицинского персонала (кроме медицинского регистратора, медицинского статистика) и младшего медицинского персонала, выполняющих работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах и кабинетах (в том числе перепрофилированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19), утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н (зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2020 года, регистрационный N 57786), установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя. В этом случае нормативная смена составит одну пятую от 36 часов - 7 часов 12 минут.
Нормативная смена рассчитывается для соответствующей категории работников. Нормативная смена не зависит от фактического времени, в которое работник выполняет (должен выполнять) свои трудовые обязанности в календарном месяце.
Расчет нормативной смены осуществляется раздельно по основному месту работы и при работе на условиях внешнего (внутреннего) совместительства. При этом нормативные смены по основному месту работы и при работе по совместительству могут различаться в зависимости от занимаемых должностей (профессий).
При суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни (смены), в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Например, у врача смена продолжительностью 24 часа, которая начинается в 8.00 в первый день и заканчивается в 8.00 во второй день. В этом случае учитывается все время (24 часа) вне зависимости от того, оказывалась ли им медицинская помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в первый день смены и (или) во второй.
Из названных нормативных правовых актов следует, что право на ежемесячные специальные социальные выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762, в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2022 года имели работники медицинских организаций, участвующие в оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинские работники, контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, - 2430 рублей за одну нормативную смену. Нормативная смена определяется как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце. Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену.
Таким образом, указанными нормами права предусмотрено определение фактического числа нормативных смен, исходя рабочих дней с учетом всех входящих в них рабочих часов, если работник в эту смену привлекался к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вне зависимости от длительности контакта с пациентом в эти дни.
Судами верно установлено, что истец, работая медицинской сестрой палатной в ГБУ "Курганская областная специализированная инфекционная больница", относилась к среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в стационарных условиях, поэтому она имела право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Спор между сторонами возник из-за определенного работодателем фактического количества нормативных смен в период с марта по июнь 2022 года, истец заявляла о необходимости расчета количества нормативных смен путем деления фактически отработанный ею часов на нормативную смену (7, 2 часов), ответчиком представлен свой расчет с учетом коечного фонда ковид-госпиталя, нормативных ставок на 2 поста, отработанного истцом количества часов в ковид-госпитале, общего количества отработанных часов.
Соглашаясь с расчетом, произведенным ответчиком, суды первой и апелляционной инстанций приведенные нормы права применили не верно, поскольку учли коечный фонд медицинской организации для пациентов с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и нормативы ставок на один медицинский пост, не предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, частично учли отработанные истцом в смену часы, не установив в полном объеме юридически значимые обстоятельства по делу.
По спору о взыскании задолженности по специальной социальной выплате, с учетом приведенного правового регулирования, позиций истца и ответчика юридически значимыми и подлежащими установлению являлись следующие обстоятельства:
- входило ли в должностные обязанности истца по основному месту работы и по совместительству оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - сколько рабочих смен отработано Михеевой О.В. в спорный период по основному месту работы и по совместительству по табелю учета рабочего времени, какова их продолжительность, - закреплялись ли медицинские сестры палатные за постами, палатами, в которых проходили лечение пациенты с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), какими локальными нормативными актами, изданными в спорный период, - вёлся ли работодателем раздельный учет рабочего времени по сменам, когда медицинские сестры палатные участвовали (не участвовали) в оказании медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - в каждую ли рабочую смену истец привлекалась к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), - в какие конкретно рабочие смены истец не участвовала в оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не контактировала с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и по какой причине, общая продолжительность таких рабочих смен и отработанных в них часов, определение фактического количества нормативных смен за каждый спорный месяц, исходя из установленного количества смен, в которые Михеева О.В. привлекалась к участию в оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировала с пациентами установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и их общей продолжительности независимо от времени, затраченного в течение рабочей смены на оказание такой медицинской помощи;
размер специальной социальной выплаты положенный истцу за каждый спорный месяц, исходя из определенного фактического количества нормативных смен, и выплаченный Михеевой О.В. за эти месяцы, наличие (отсутствие) задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требованиям законности и обоснованности согласно пункту 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должно отвечать и апелляционное определение суда апелляционной инстанции.
Приведенные нормы процессуального права судами надлежаще не применены, так как указанные выше обстоятельства установлены судами не в полном объеме.
Также судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с установленным Порядком в компетенцию работодателя входило составление реестров работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, с указанием, в том числе фактического числа нормативных смен работника, и направление их в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, а выплата специальных социальных выплат работникам осуществлялась Фондом социального страхования Российской Федерации (с 01 января 2023 года на основании Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с учетом реорганизации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации). С учетом вышеуказанных норм судом не поставлен на обсуждение вопрос об уточнении исковых требований, исходя из нарушенных прав и правомочий ответчика.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального и процессуального права, поэтому судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует установить обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к характеру спорного правоотношения, и разрешить индивидуальный трудовой спор в соответствии с требованиями закона, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 03 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 11 июля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.