Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Зориной С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-489/2023 по иску Сульманова Петра Викторовича, Сульмановой Регины Римовны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятий, восстановлении в списке участников мероприятия, предоставлении субсидии, по кассационной жалобе Сульманова Петра Викторовича, Сульмановой Регины Римовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Сульманова П.В, Сульмановой Р.Р. - Филатова В.В, настаивавшего на доводах кассационой жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сульманов П.В, Сульманова Р.Р. обратились с иском к Департаменту строительства ХМАО-Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия, предоставлении субсидии.
В обоснование исковых требований указали на то, что их снятие с учета на получение субсидии незаконно, поскольку объект недвижимости, который был учтен ответчиком и находился в собственности истцов, является дачным жилым домом, возведенным на садовом участке, и не относится к категории объектов индивидуального жилищного строительства.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2021 о снятии Сульманова П.В. и членов его семьи с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия.
На Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность восстановить Сульманова П.В. в списке участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 участникам подпрограмм". В остальной части иска отказано.
С Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Сульманова П.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июня 2023 года вышеуказанное решение отменено и вынесено новое, которым в иске отказано.
В кассационной жалобе Сульманов П.В, Сульманова Р.Р. просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июня 2023 года, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, истцами в письменном виде заявлено ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, в удовлетворении которого судебной коллегией Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано со ссылкой на ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в письменных возражениях просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если эти нарушения привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что 10 октября 2014 решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" Сульманов П.В. признан участником мероприятия "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".
24 марта 2015 между Сульмановым П.В. и Сульмановой P.P. зарегистрирован брак.
На основании заявления Сульманова П.В. от 21 мая 2020, супруга Сульманова P.P. включена в состав семьи участника мероприятия.
21 мая 2020 Сульманов П.В. обратился с заявлением о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году.
При проверке документов было установлено, что Сульманова P.P. в период с 25 февраля по 18 июня 2019 являлась собственником жилого здания, общей площадью 125, 30 кв.м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский район, "данные изъяты".
С учетом обеспеченности в указанный период каждого члена семьи более 12 кв.м, ответчик пришел к выводу об утрате нуждаемости в улучшении жилищных условий и утрате права на участие в мероприятии.
Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2021 N 335-п, истцы сняты с учета на получение субсидии и исключены из списка участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 2 ст. 15, п. 3 п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 N 7-П, Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 N 103-оз "О программе ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры " на 2005-2015 годы", Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительства жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в ХМАО - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 заявление на получение мер государственной поддержки, утв. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 N 643-п (далее - Порядок), и исходил из того, что истцы не утратили нуждаемость в получении мер социальной поддержки, поскольку жилым помещением площадью боле 12 кв.м на каждого члена семьи не обеспечены. Сульманова P.P. в период с 25 февраля 2019 по 18 июня 2019 являлась собственником дачного дома, непригодного для круглогодичного проживания и не отвечающего требованиям жилищного законодательства, предъявляемого к жилому помещению.
Отказывая в удовлетворении требования в части возложения на ответчика обязанности предоставить субсидию, суд первой инстанции исходил из того, что данный вопрос решается с учетом требований Порядка. Оспариваемое решение принято 22 июля 2021, данных о соответствии истцов установленным требованиям по состоянию на 13 февраля 2023 (дату принятия судом первой инстанции решения) в материалах дела не имеется.
С вышеизложенными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда и, отказывая в иске в полном объеме, суд апелляционной инстанции указал на то, что истцами утрачена нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку в период с 25 февраля 2019 по 18 июня 2019 в собственности Сульмановой Р.Р. находился индивидуальный жилой дом, с учетом которого обеспеченность семьи превышала 12 кв.м на каждого члена семьи. Указанный объект недвижимости не относится к дачному дому. Непригодным для проживания в установленном законом порядке объект недвижимости не признан.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они сделаны преждевременно, без установления всех юридически значимых обстоятельств, с нарушением норм материального и процессуального права.
Правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, установлен "Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки", утв. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2020 N 643-п.
В соответствии с Порядком участник мероприятия - совершеннолетний гражданин Российской Федерации, отнесенный в соответствии с постановлением N 255 к коренным малочисленным народам в автономном округе, постоянно проживающий на территории автономного округа, нуждающийся в улучшении жилищных условий, подавший до 31 декабря 2013 заявление на получение мер государственной поддержки, а также члены его семьи (п. 4).
В целях предоставления субсидии к членам семьи участника мероприятия относятся проживающие совместно с участником его супруг (супруга), родители, дети (п. 17 Порядка).
К нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (п. 5 Порядка).
Основаниями для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка являются: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком) (п. 7.2 Порядка).
Право на участие в мероприятии сохраняется за участниками мероприятия до получения ими субсидии в соответствии с порядком или до выявления оснований, установленных п. 7 порядка, для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка (п. 6.1 Порядка).
Как усматривается из материалов дела, Сульманова P.P. в период с 25 февраля 2019 по 18 июня 2019 являлась собственником жилого здания, общей площадью 125, 30 кв.м, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский район, "данные изъяты" в связи с чем, в период с 25 февраля 2019по 18 июня 2019.
По смыслу положений ст.ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение (жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната), которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой под индивидуальным домом понимается объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к жилому помещению, порядок признания помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены Постановлением N 47, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 N 217-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 N 1653 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", указанное положение дополнено разделом VI "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно п. 55 Постановления N 47 садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.
Перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, представляемых собственником садового дома или жилого дома в уполномоченный орган местного самоуправления, закреплен в п. 56 названного постановления и предусматривает, в том числе заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным ч. 2 ст. 5, ст.ст. 7, 8 и 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с п. 60 Постановления N 47 уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом направляет заявителю способом, указанным в заявлении, такое решение по форме согласно приложению N 3.
Вместе с тем, решение органа местного самоуправления о признании садового дома жилым домом по форме, утв. Постановлением N 47, в отношении объекта, принадлежащего Сульмановой Р.Р, в материалах дела отсутствует.
Судом апелляционной инстанции не устанавливалось, на основании каких документов было зарегистрировано право собственности Сульмановой Р.Р. на спорный объект, имелось ли у государственного регистратора прав постановление органа местного самоуправления, либо право собственности было зарегистрировано только на основании декларации.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что для признания садового дома жилым домом достаточно заявления собственника после 01 января 2019, когда была произведена государственная регистрация права собственности Сульмановой Р.Р. на объект недвижимости, является несостоятельной.
Согласно ч. 9 ст. 54 Федеральный закон от 29 июля 2017 N 217-ФЗ расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с ч. 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности (ч. 10 ст. 54 ФЗ N 217).
Указанный Федеральный закон от 29 июля 2017 N 217-ФЗ за исключением ст. 51 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2019 (ст. 55).
С 01 января 2019 действуют положения ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 N 217-ФЗ.
Согласно п. 56 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 N 47, для признания садового дома жилого домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг перечень документов, перечисленный в данном пункте Постановления, а не только заявление о признании садового дома жилым домом.
При рассмотрении данного дела необходимо было установить, являлась ли Сульманова Р.Р. собственником жилого помещения в том смысле, каковой изложен Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки", утв. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 29 декабря 2020 N 643-п.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума).
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела истцы последовательно ссылались на то, что имевшийся у них в собственности объект недвижимости являлся садовым домом.
Суд апелляционной инстанции доводы истцов не проверил, не разъяснил обязанность предоставления дополнительных доказательств указанному факту, а ограничился формальным указанием на данные ЕГРН об объекте, существовавшие на момент регистрации права собственности Сульмановой Р.Р.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел, что если сведения в ЕГРН внесены только на основании декларации, без проверки их достоверности, то указанное обстоятельство не может лишать лицо права на социальные выплаты и льготы без проверки фактического состояния имеющегося у него имущества. Устанавливая возможность внесения в ЕГРН сведений об объекте на основании одного лишь усмотрения собственника, законодатель допускает их возможное расхождение с фактическим состоянием недвижимости.
В то же время каких-либо допустимых и достоверных доказательств нахождения на участке именно жилого, а не садового дома, материалы дела не содержат.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что в результате рассмотрения данного дела, истцы будут лишены права на улучшение жилищных условий, следовательно, при рассмотрении настоящего спора их права должны быть максимально защищены и права не должны быть нарушены.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, свидетельствуют о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, предметом которого являлся спор, связанный с реализацией гражданином установленных законом прав на улучшение жилищных условий, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права ответчиков на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Указанное влечет необходимость отмены оспариваемого судебного акта и направлению дела на новое рассмотрение для выяснения юридических значимых обстоятельств.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июня 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.