Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3311/2022 по иску Вискунова Петра Валерьевича к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным приказа о снятии с учета на получение субсидии, исключении из списка участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списках граждан - участников мероприятия, обязании выдать новое уведомление о возникновении права на получение субсидии, по кассационной жалобе Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вискунов П.В. обратился в суд с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент строительства ХМАО-Югры) о признании незаконным и отмене приказа от 05 апреля 2022 года N 138-п; признании неправомерным основание исключения истца из списка на получение жилищной субсидии; возложении обязанности восстановить в очереди со всеми вытекающими правами на получение жилищной субсидии, как представителя коренных малочисленных народов Севера.
Указав в обоснование иска, что на основании заявления от 06 февраля 2013 года был признан участником программы "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", добросовестно ежегодно подавал необходимые заявления для перерегистрации участников мероприятия, что предусмотрено Порядком предоставления субсидии. 24 февраля 2022 года истец направил в адрес ответчика заявление и подтверждающие документы об его изменении и членов его семьи регистрации по месту жительства, по адресу "данные изъяты" С 15 октября 2021 года Вискунов П.В. фактически проживал со своей семьей по адресу "данные изъяты" "данные изъяты" Собственник указанного жилого помещения, общей площадью 125, 7 кв.м. - лицо, не являющееся родственником истца. Таким образом, по состоянию на 08 апреля 2022 года обеспеченность семьи Вискунова П.В. составляла 0, 00 кв.м, так как жилое помещение, в котором они проживают и зарегистрированы с 04 февраля 2022 года не принадлежит им. На основании приказа департамента строительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2022 года N 138-п ответчик принял решение о снятии с учета на получение субсидии и исключении Вискунова П.В. из списков участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм" государственной программы ХМАО-Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 345-п, о чем уведомил Вискунова П.В. Решение о снятии истца с учета и исключении из списка участников программы ответчик обосновал отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Вискунова П.В. Не согласившись с принятым решением, указав, что фактически семья Вискуновых жилья не имеет, Вискунов П.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены, приказ Департамента строительства ХМАО-Югры N 138-п от 05 апреля 2022 года в части снятия с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" Вискунова П.В. признан незаконным.
На Департамент строительства ХМАО-Югры возложена обязанность восстановить Вискунова П.В. в списке граждан-участников мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограмм" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", выдать новое уведомление о возникновении права на получение субсидии.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 февраля 2013 года Вискунов П.В. на основании решения ОАО "Ипотечное агентство Югры" от 19 февраля 2013 года признан участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" составом семьи 2 человека, включая супругу "данные изъяты"
Согласно справке с места жительства от 05 февраля 2013 года Вискунов П.В. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 38, 1 кв.м. по адресу: "данные изъяты" Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности знакомой "данные изъяты" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии "данные изъяты" от 26 сентября 2007 года.
Вискунова П.С. согласно справке с места жительства от 05 февраля 2013 года была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 77, 6 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Жилой дом на основании договора передачи (приватизации) жилого помещения в собственность граждан от 15 мая 2009 года N 8-ПЖ принадлежит "данные изъяты" (мать истца - "данные изъяты" что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01 февраля 2022 года N "данные изъяты" В жилом доме зарегистрированы собственник жилого помещения "данные изъяты"
23 мая 2017 года в семье Вискуновых родилась дочь "данные изъяты" года зарегистрировали по месту жительства по адресу: "данные изъяты"
23 августа 2021 года в браке Вискунова П.В. и "данные изъяты" родился сын "данные изъяты" года зарегистрирован по адресу: "данные изъяты"
Согласно паспортным данным Вискунов П.В. с 27 марта 2014 года зарегистрирован по месту жительства в жилом доме общей площадью 93, 5 кв.м. по адресу: "данные изъяты"
04 февраля 2022 года "данные изъяты". снята с регистрационного учета в доме "данные изъяты" и зарегистрирована в "данные изъяты"
Приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2022 года N 138-п принято решение о снятии Вискунова П.В. и членов его семьи с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия. Основание принятия решения: утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии, так как в период с 25 сентября 2016 года до 03 сентября 2021 года обеспеченность на каждого члена семьи общей площадью жилого помещения составляла более 12 кв.м. на человека. (подпункт 7.2 пункта 7 Порядка).
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что на дату снятия с учета нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца имелась, поэтому пришел к выводу, что основания для снятия истца с учета на получение субсидии и исключении их из Списка участников мероприятия отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что наличие одной лишь регистрации в жилом помещении, принадлежащем матери истца "данные изъяты".П. супруги истца "данные изъяты" и детей не подтверждает, что вся семья Вискуновых из четырех человек являются членами семьи собственника дома "данные изъяты" в связи с чем снятие с учета семьи по причине утраты нуждаемости в период с 25 сентября 2016 года до 03 сентября 2021 года является преждевременным и незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с нарушением норм материального права.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, судебные акты вышеприведенным требованиям закона не соответствуют.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" осуществлялась реализация Подпрограммы 3.
Согласно п. 3 Раздела 5 постановления (в редакции, действующей на дату постановки на учет), государственная поддержка по подпрограмме 3 "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется в отношении граждан, отнесенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членам их семей, проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 10 Порядка, для участников подпрограммы 3 государственная поддержка оказывается в виде субсидии.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п (далее - Постановление N408-п), Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п признано утратившим силу с 1 января 2014 года.
При этом в Постановлении N408-п в подразделе Подпрограмма V раздела 3 Обобщенная характеристика программных мероприятий, указано следующее: мероприятие "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки.
В силу п.5 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;
являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;
проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.
Согласно подпункту 7.2 пункта 7 Порядка утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком), является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.
Суд первой инстанции при рассмотрении исковых требований, учитывая регистрацию супруги истца в жилом доме N 2/2 по ул.Пушкина в пгт.Междуреченский, установил, что на дату постановки на учет у семьи Вискуновых имелась нуждаемость в улучшении жилищных условий (77, 6 кв.м./5/2= 7, 76 кв.м.).
С 25 сентября 2016 года по указанному адресу была зарегистрирована дочь истца Вискунова Ю.П, на основании чего суд первой инстанции пришел к выводу, что с 08 июня 2017 года обеспеченность общей площадью жилого помещения "данные изъяты" 12, 94 кв.м. ((77, 6 кв.м. / 4 человека ("данные изъяты".) * 2 человека "данные изъяты" / 3 человека ("данные изъяты"
С 03 сентября 2021 года по адресу: "данные изъяты" зарегистрирован сын истца Вискунов В.П, на основании чего суд первой инстанции исходил из того, что обеспеченность общей площадью жилого помещения "данные изъяты" составила 11, 64 кв.м. ((77, 6 кв.м. / 5 человек ("данные изъяты" * 3 человека ("данные изъяты" / 4 человека ("данные изъяты".), поэтому пришел к выводу, что на дату снятия с учета нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца имелась.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что наличие одной лишь регистрации в жилом помещении, принадлежащем матери истца "данные изъяты". супруги истца "данные изъяты" и детей не подтверждает, что вся семья Вискуновых из четырех человек являются членами семьи собственника дома "данные изъяты"
Однако положениями п.5 Порядка определено понятие нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей предоставления субсидии, согласно которым членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки); членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки.
Программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки. При наступлении событий, перечисленных в подпункте 7.2 пункта 7 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.
Требование, предусмотренное пунктом 5 Порядка, об определении уровня обеспеченности исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам одной семьи, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам исходя из уровня обеспеченности их жильем в составе семьи, что соответствует правовой природе жилищных гарантий, а также общеправовому принципу справедливости. При этом право выбора формы обеспечения жильем принадлежит самим гражданам.
При установлении судом первой инстанции того обстоятельства, что с 08 июня 2017 года обеспеченность общей площадью жилого помещения семьи Вискуновых составила 12, 94 кв.м, выводы судов о соответствии семьи Вискуновых условиям программы за весь период ее действия нельзя признать основанными на положениях действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам, оспариваемые судебные постановления не отвечают требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, решение должно быть законным и обоснованным.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июня 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.