Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1541/2023 по иску Салямовой Рамзии Сагитовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, по кассационной жалобе Салямовой Рамзии Сагитовны на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя истца Линчук В.А, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Салямова Р.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области) о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости от 12 июля 2022 года N 254381/22 незаконным, назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 16 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обосновании заявленных требований Салямова Р.С. сослалась на то, что является получателем пенсии по выслуге лет. 22 марта 2022 года ею были получены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, согласно которым величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 20, 229, что достаточное для назначения страховой пенсии по старости. 12 апреля 2022 года она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако в этом ей было отказано по причине того, что величина ее индивидуального пенсионного коэффициента составила 13, 308, при требуемой - 16, 2. Решение ответчика полагает незаконным, поскольку он неверно рассчитывает индивидуальный пенсионный коэффициент.
ОПФР по Челябинской области с 01 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области).
Представитель ОСФР по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, ссылаясь на правомерность принятого решения в отношении истца.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года, Салямовой Р.С. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Салямова Р.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода основания для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Салямова Р.С, "данные изъяты" года рождения, с 01 января 2014 года является получателем пенсии по выслуге лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4467-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей".
12 апреля 2022 года Салямова Р.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 16 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 12 июля 2022 года N 254381/22 Салямовой Р.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 16 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием права, так как величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 13, 308, при требуемой - 16, 2; страховой стаж составляет 11 лет 11 месяцев 23 дня (при требуемом 10 лет); оценка пенсионных прав Салямовой Р.С. осуществлена по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - по наиболее выгодному для нее варианту. Общий трудовой стаж определен с учетом периода учебы, и на 01 января 2002 года составил 11 лет 03 месяца 15 дней, до 01 января 1991 года (для валоризации расчетного пенсионного капитала) - 09 лет 08 месяцев 22 дня.
Согласно справке Управления ФСБ России по Челябинской области от 24 июня 2019 года N 2р/ФЭО-223 при назначении пенсии Салямовой Р.С. в стаж за выслугу лет включен период службы в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 07 июля 1992 года по 31 декабря 2013 года, который в свою очередь охватывает период ухода истца за ребенком, "данные изъяты" года рождения, и период проживания с мужем военнослужащим с 07 июля 1992 года по 30 апреля 2011 года.
Разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что для назначения истцу страховой пенсии по старости требуется продолжительность стажа не менее 10 лет, в который не подлежит включению период военной службы с 07 июля 1992 года по 31 декабря 2013 года, учтенный для назначения истцу пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1; с учетом того, что стаж истца достигает требуемой величины только при условии учета периода учебы с 01 сентября 1980 года по 10 июля 1983 года, то пенсионным органом обоснованно производился расчет пенсии истца по наиболее выгодному для нее варианту - по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом заработка за период работы с мая 1984 года по март 1985 года; период ухода за ребёнком с 04 февраля 1993 года по 03 августа 1994 года не подлежит включению в стаж для определения права на страховую пенсию по старости, поскольку данный период был учтен в период военной службы; пенсионным органом не учел в стаж истца период ее проживания с мужем военнослужащим с 07 июля 1992 года по 30 апреля 2011 года, поскольку он совпадает с военной службой самого истца; поскольку у истца отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента (16, 2), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия полагает выводы нижестоящих судов основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу, оценке доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах материального права.
Обращаясь с кассационной жалобой, Салямова Р.С. настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных ею исковых требований, приводит доводы, которые дословно повторяют тексты искового заявления и апелляционной жалобы о том, что супругам военнослужащих граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, в связи с чем у нее имеются основания для включения периода проживания с мужем военнослужащим в страховой стаж продолжительностью более пяти лет; с учетом периода ее проживания с мужем военнослужащим величина индивидуального пенсионного коэффициента будет составлять 19, 474, что достаточно для назначения пенсии. Проверяя данные доводы, суды пришли к обоснованному выводу, что данные доводы не основаны на законе.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с часть 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Судами установлено и из материалов дела следует, что супруг Салямовой Р.С. - "данные изъяты" проходил военную службу с 14 ноября 1982 года по 27 марта 1989 года и с 06 марта 1991 года по 30 апреля 2013 года. Согласно справке ФГКУ "Центральный пограничный архив ФСБ России" от 07 ноября 2019 года истец проживала совместно с супругом в период с 22 марта 1985 года по 30 апреля 2011 года.
Ответчиком при расчете продолжительности стажа истца учтены периоды проживания с супругом военнослужащим со 02 апреля 1985 года по 02 сентября 1985 года (5 месяцев), с 26 апреля 1989 года по 18 мая 1989 года (22 дня), с 22 февраля 1992 года по 08 марта 1992 года (12 дней), которые имели место до поступления ее на военную службы с 07 июля 1992 года и в промежутках между трудовой деятельностью на условиях трудового договора. Период проживания истца с мужем военнослужащим с 07 июля 1992 года по 30 апреля 2011 года совпадает с военной службой истца (с 07 июля 1992 года по 31 декабря 2013 года), в связи с чем обоснованно не учтен в ее стаж для определения права на страховую пенсию по старости.
Установив, что пенсионным органом решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости на основании пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 16 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" принято с учетом требований действующего законодательства, пенсионные права истца не нарушены, суды приняли обоснованное решение об отказе Салямовой Р.С. в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Салямовой Рамзии Сагитовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.