Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гречкань Н.И, судей Пашкульской Т.Д, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-781/2023 по иску Пятковой Елены Георгиевны к администрации города Тюмени, Департаменту имущественных отношений администрации города Тюмени о признании незаконными приказов, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставить жилое помещение вне очереди, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Пятковой Елены Георгиевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пяткова Е.Г. обратилась в суд иском к ответчикам администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений администрации г. Тюмени о признании незаконными приказа Департамента N 1334 от 12 апреля 2022 года в части отказа в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, приказа Департамента N 1480 от 19 апреля 2022 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди не менее 33 кв.м, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей.
Указала в обоснование иска, что с 27 октября 2010 года состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма". По результатам рассмотрения заявления Пятковой Е.Г. от 05 марта 2022 года о предоставлении ей, как лицу, признанному малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи 1 человек, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ввиду отсутствия независящих причин низкого уровня доходов. С данным решением истец не согласна, поскольку полагает, что отказ является немотивированным, незаконным и нарушает её права.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2023 года исковые требования удовлетворены частично, признан незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N1334 от 12 апреля 2022 года в части отказа в предоставлении Пятковой Е.Г. жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Признан незаконным приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N1480 от 19 апреля 2022 года в части снятия Пятковой Е.Г. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени возложена обязанность восстановить Пяткову Е.Г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
С Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу Пятковой Е.Г. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
В остальной части иска Пятковой Е.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 июля 2023 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2023 года отменено в части удовлетворения исковых требований Пятковой Е.Г. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании незаконным приказа Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N 1334 от 12 апреля 2022 года в части отказа в предоставлении Пятковой Е.Г. жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма; о признании незаконным приказа Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N 1480 от 19 апреля 2022 года в части снятия Пятковой Е.Г. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; о возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени восстановить Пяткову Е.Г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; о взыскании с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу Пятковой Е.Г. расходов по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
В отменённой части принято новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Пятковой Е.Г. к Администрации г. Тюмени, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Тюмени от 09 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пяткова Е.Г. с 27 октября 2010 года состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории "малоимущие" составом семьи 2 человека.
05 марта 2022 года Пяткова Е.Г. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда.
По результатам рассмотрения заявления истицы издан приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N 1334 от 12 апреля 2022 года об отказе в предоставлении Пятковой Е.Г. жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, а также приказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N 1480 от 19 апреля 2022 года о снятии Пятковой Е.Г. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Оспариваемые решения приняты на основании сведений Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, согласно которым наличие независящих причин низкого уровня доходов у истицы не установлено.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что имущественное положение граждан определяется на момент обращения с заявлением для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с частью 2 статьи 8.1 Закона Тюменской области N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" в редакции, действовавшей на момент подачи Пятковой Е.Г. заявления о постановке на учет в качестве нуждающийся в жилых помещениях, при этом на момент подачи данного заявления независящих причин, предусмотренных частью 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области N 137 (пункт 2) установлено не было, поэтому пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, применив редакцию статьи 8.2 Закона Тюменской области N137 в редакции Закона Тюменской области 30 ноября 2020 года N 97, решение суда в части удовлетворения исковых требований отменил, указав, что при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Департаментом должна была проводиться проверка сохранения статуса малоимущего у заявителя, при этом подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой инстанции в той части, в которой они признаны обоснованными судом апелляционной инстанции, а также выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационных жалоб не усматривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 57 указанного кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На территории Тюменской области порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области установлен Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области N 137)
Согласно ст. 6 Закона Тюменской области N 137, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:
1) постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет, граждан, относящихся к категории, указанной в пункте "е" части второй статьи 7 настоящего Закона);
2) признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона;
3) имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (за исключением граждан, относящихся к категории, указанной в пункте "е" части второй статьи 7 настоящего Закона). Граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области (за исключением граждан, относящихся к категории, указанной в пункте "е" части второй статьи 7 настоящего Закона).
Частью 1 ст. 8.1 Закона Тюменской области N 137 признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом.
В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи (ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области N 137).
Органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области N 137).
Согласно ст. 8.2 Закона Тюменской области N 137 решение вопроса о признании гражданина малоимущим осуществляется на основании заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также следующих документов:
1) сведения территориального органа социальной защиты населения о размере дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, из числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и о наличии у данных граждан независящих причин, в случае если указанные граждане являются получателями государственной социальной помощи;
1.1) документы, необходимые для установления органом местного самоуправления размера дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, из числа указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, и наличия у данных граждан независящих причин, в случае если граждане не являются получателями государственной социальной помощи.
Перечень независящих причин, а также перечень документов, необходимых для установления органом местного самоуправления наличия независящих причин, определен Постановлением Правительства Тюменской области от 21 мая 2021 года N 291-п "Об утверждении Перечня независящих причин, при наличии которых доходы граждан ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, для признания их малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, в случае, если граждане не являются получателями государственной социальной помощи", установлены независящие причины низкого уровня доходов граждан.
Согласно п. 1 ст. 8.2 Закона Тюменской области N 137 сведения Управления территориального органа социальной защиты населения могут являться подтверждением для признания малоимущим только в том случае, если указанные граждане являются получателями государственной социальной помощи.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
Согласно ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 14 Закона Тюменской области N 137 при поступлении заявления о предоставлении жилого помещения орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, послуживших основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При указанных обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о том, что при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Департаментом должна была проводиться проверка сохранения статуса малоимущего у заявителя, и при этом, подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства, являются обоснованными.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 8.1. Закона Тюменской области N 137 органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления.
В материалах дела отсутствуют доказательства получения истцом какой-либо государственной социальной помощи.
Также судом не установлено наличие у истца независящих причин, при наличии которых его доход ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы Закона Тюменской области N 137 и постановление Правительства Тюменской области от 21 мая 2021 года N 291-п подлежат применению, поскольку изменены не основания для признания малоимущим, а порядок признания малоимущим с передачей данной компетенции иному органу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 397.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Тюмени от 09 марта 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 24 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пятковой Елены Георгиевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.