Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Дубова Ю.А. и Шпакова С.П.
при секретаре Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя административного истца Жвалюка Олега Михайловича на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2023 г. (дело N 2а-27/2023) и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 27 июля 2023 г, принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Куравцова Михаила Михайловича об оспаривании действий начальника территориального отдела "данные изъяты" (далее - территориальный отдел ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в жилищном обеспечении во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Восточного окружного военного суда от 27 июля 2023 г, Куравцову М.М. отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконными действия начальника территориального отдела ФГАУ "Росжилкомплекс", связанные с отказом в обеспечении его жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) во внеочередном порядке, как военнослужащего, имеющего трех детей, а также возложить обязанность на указанное должностное лицо внести изменения в его учетные данные о предоставлении жилищной субсидии во внеочередном порядке.
В кассационной жалобе, поданной 18 сентября 2023 г, представитель административного истца Жвалюк просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам административного дела, а также допущенными судами нарушениями норм материального права и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на положения статей 2 и 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), приводит доводы, суть которых сводится к тому, что сын административного истца ФИО. в возрасте до 23 лет, обучающийся в образовательном учреждении по очной форме обучения, относится к членам семьи военнослужащего, в связи с чем Куравцов М.М, имеющий троих детей, с учетом ФИО, обладает правом на предоставление ему жилья во внеочередном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В настоящем административном деле такого характера нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Из материалов дела следует, что Куравцов М.М, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, проходит ее в войсковой части N.
Решением начальника "данные изъяты" от 1 марта 2018 г. N... административный истец 11 января 2018 г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи... человека ("данные изъяты", в том числе сын ФИО, родившийся ДД.ММ.ГГГГ г.).
3 мая 2018 г. военнослужащим избрана форма обеспечения жилым помещением в виде предоставления жилищной субсидии.
На основании решения начальника территориального отдела ФГАУ "Росжилкомплекс" от 3 октября 2022 г. N... в учетный данные Куравцова М.М. внесены изменения и в состав его семьи на обеспечение жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии включен сын военнослужащего ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
31 января 2023 г. административный истец обратился к начальнику вышеуказанного жилищного органа с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии во внеочередном порядке как военнослужащему, имеющему трех детей, которые проживают совместно с ним, то есть в соответствии с пунктом 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На данное обращение Куравцов М.М. получил письменное сообщение начальника территориального отдела ФГАУ "Росжилкомплекс" от 1 марта 2023 г. N... о том, что он не относится к категории военнослужащих, на которых распространяется действие пункта 17 статьи 15 Закона, поскольку один из его троих детей - сын ФИО достиг совершеннолетия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанций исходил из положений пункта 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которыми ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), посчитав, что гарантия на внеочередное обеспечение жилым помещением распространяется только на тех военнослужащих, все дети которых (трое и более) не достигли совершеннолетия.
С таким обоснованием полностью согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем такие выводы судебных инстанций является ошибочными, при этом судами не применен закон, подлежащий применению в данном деле.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" а, в соответствии с абзацем первым пункта 1 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Внеочередное право обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, имеющим трех и более детей, установлено в пункте 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, проживающих совместно с военнослужащими-гражданами и гражданами, уволенными с военной службы.
При этом судами установлено, что с административным истцом совместно проживают трое детей, двое из них несовершеннолетние, а старший сын ФИО. в возрасте до 23 лет обучается в образовательной организации по очной форме обучения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные названным Федеральным законом социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся в том числе дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Следовательно, Куравцов М.М. правомерно поставил вопрос перед жилищным органом о предоставлении ему жилья вне очереди. То обстоятельство, что старший сын административного истца достиг возраста совершеннолетия, не препятствует реализации им права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку законом (как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и Семейным кодексом Российской Федерации, в том числе примененной судом первой инстанции статьей 54 названного Кодекса) такое право не поставлено в зависимость от достижения детьми военнослужащего восемнадцатилетнего возраста.
Более того, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" установлен разный объем социальных гарантий по возрастному критерию: для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих детей (пункт 4 статьи 10, пункт 17 статьи 15, пункт 6 статьи 19, пункт 5 статьи 23 Закона) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 24 Закона), что указывает на их адресный характер. Как следует из пункта 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в названной норме термин "несовершеннолетние дети" не применен.
Исходя из изложенного, выводы судов о правомерности действий начальника жилищного органа, связанных с отказом в обеспечении военнослужащего жилищной субсидией во внеочередном порядке, основаны на неправильном применении норм материального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов, в связи с чем, решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение окружного военного суда подлежат отмене.
При этом, поскольку юридически значимые по делу обстоятельства установлены, а судами допущена ошибка в применении норм материального права, кассационный военный суд полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требования Куравцова М.М. о признании незаконными действий начальника территориального отдела ФГАУ "Росжилкомплекс", связанных с отказом в обеспечении его жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии во внеочередном порядке, обязав указанное должностное лицо повторно рассмотреть данный вопрос.
Вместе с тем, требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности внести изменения в его учетные данные о предоставлении ему жилищной субсидии во внеочередном порядке не подлежит удовлетворению.
Так, из содержания статьи 178 и частей 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд не наделен полномочиями по осуществлению проверки целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Такое нормативное регулирование производства по конкретному спорному правоотношению позволяет лишь установить соответствие либо несоответствие требованиям закона состоявшегося и оспариваемого действия (решения), но не предполагает для суда возможности предрешения вопросов, относящихся к исключительной компетенции соответствующего органа военного управления.
Названная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Удэнского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2023 г. и апелляционное определение 2-го Восточного окружного военного суда от 27 июля 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Куравцова Михаила Михайловича, отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований частично.
Признать незаконными действия начальника территориального отдела "данные изъяты", связанные с отказом в обеспечении Куравцова Михаила Михайловича жилым помещением для постоянного проживания в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения во внеочередном порядке.
Обязать начальника территориального отдела "данные изъяты" в течение месяца после получения копии настоящего кассационного определения повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Куравцову Михаилу Михайловичу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом его права на обеспечение жильем вне очереди.
В остальной части требований административного иска, то есть о возложении обязанности на упомянутое должностное лицо внести изменения в учетные данные Куравцова Михаила Михайловича о предоставлении ему жилищной субсидии во внеочередном порядке, отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленный главой 35 КАС РФ, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2023 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи Ю.А. Дубов
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.