Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чалкиной Дианы Андреевны, поданную 29 сентября 2023 г, на решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 2 мая 2023 г, по административному делу N 2а-3447/2023 по административному исковому заявлению Чалкиной Дианы Андреевны о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - ДмиЗО администрации г. Красноярска) об отказе в утверждении схемы земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Чалкина Д.А. обратилась в Советский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ДмиЗО администрации г. Красноярска в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 24.09.2022 г. N 2-6777, возложении обязанности выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании заявления от 18.04.2022.
В обоснование требований указано, что Чалкиной Д.А. на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" с кадастровым номером N. Гаражный бокс расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером N.
18.04.2022 Чалкина Д.А. обратилась в ДмиЗО администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением ДмиЗО администрации г. Красноярска от 29.04.2022 в утверждении схемы расположения земельного участка отказано.
Отказ полагает незаконным. Указывает, что при подаче заявления ею были предоставлены все необходимые документы, поскольку земельный участок, в отношении которого были проведены кадастровые работы, обременен правами третьих лиц (аренда с множеством лиц - 8 человек), были представлены согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей, два из которых проигнорировали высказывание своего мнения, несмотря на письменные обращения, направленные по известным адресам заказными письмами с описью вложения.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 24.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 02.05.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Чалкина Д.А. ставит вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом судов о непредоставлении ею полного пакета документов для предоставления запрашиваемой услуги. Настаивает, что предприняла все возможные мероприятия по получению и предоставлению необходимого пакета документов. Судом не учтено злоупотребление правами заинтересованными лицами. Указанное обстоятельство привело к нарушению ее прав по распоряжению принадлежащим ей имуществом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Общие правила и условия образования земельных участков определены положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотрен положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
В силу положений статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком (пункт 1). При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (пункт 2).
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; а также копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 7 статьи I 1.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.
Судами установлено и следует из материалов дела, Чалкиной Д.А. на праве собственности принадлежит гаражный бокс, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N Гаражный бокс расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2 850 кв.м, с видом разрешенного использования - для строительства 114 полуподземных гаражей боксового типа с подвалами, смотровыми ямами и автостоянкой по среднему ряду на 89 машиномест. Земельный участок обременен правами аренды по договору, заключенному на срок с 28.06.2013 по 29.04.2062 со множественностью лиц на стороне арендатора.
08.04.2022 Чалкина Д.А. обратилась в ДмиЗО администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под гаражным боксом по адресу: "адрес" с образованием земельного участка площадью 41 кв.м.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска от 29.04.2022 N Чалкиной Д.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. "адрес" "адрес", образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером N на основании пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению Схемы, утвержденного распоряжением Администрации г. Красноярска от 07.11.2011 N -ж, в связи с непредоставлением согласия на раздел земельного участка с кадастровым N от всех арендаторов.
Установлено также, и не опровергнуто, что при обращении к заявлению Чалкиной Д.А. приложено согласие на изменение земельного участка только от пяти арендаторов, из восьми.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что образование земельного участка в порядке изменения его границ в силу положений пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает наличие согласия на это всех арендаторов земельного участка, следовательно, в отсутствие согласия на изменение границ земельного участка от остальных арендаторов правомерно послужило основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не находит.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, получили правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций, и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Чалкиной Д.А. удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя о злоупотреблении правами со стороны арендаторов земельного участка не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не могут являться предметом судебной оценки при разрешении настоящего административного дела при оценке законности решения органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 24 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 2 мая 2023 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 ноября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.