Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации ЗАТО Северск Томской области, Мэра ЗАТО Северск, поданные 26 сентября 2023 г, кассационную жалобу Думы ЗАТО Северск, поданную 27 сентября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 августа 2023 г, по административному делу N 2а-1162/2023 по административному исковому заявлению Петрова Владимира Ивановича о признании решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 N 35/7 "Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год" недействующим.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя Думы ЗАТО Северск Кошкаровской К.В, поддержавшей доводы кассационных жалоб,
УСТАНОВИЛА:
Петров В.И. обратился в Северский городской суд Томской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 (в административном исковом заявлении ошибочно указано 20.04.2023) N 35/7 "Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год"; просил признать необходимым опубликования решения суда по данному административному делу после вступления его в законную силу.
В обоснование требований указано, что решением Думы ЗАТО Северск от 20.04.2023 N 35/7 утвержден годовой отчет об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год. Полагает, что решение принято с нарушением порядка его принятия, а именно: принято без обсуждения проекта годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год на публичных слушаниях. Являясь депутатом Думы ЗАТО Северск полагает, что не исполнены требования пункта 2 и пункта 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе ЗАТО Северск Томской области по вопросам, не связанным с осуществлением градостроительной деятельности. Нарушен законный интерес административного истца в законности и обоснованности осуществления Думой ЗАТО Северск полномочий.
Определением Северского городского суда Томской области от 27.06.2023 производство по административному делу прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25.08.2023 определение Северского городского суда Томской области от 27.06.2023 отменено, административное дело по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И. о признании недействующим решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 N 35/7 "Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год" передано на рассмотрение по подсудности в Томский областной суд в качестве суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Администрация ЗАТО Северск ставит вопрос об отмене апелляционного определения.
В обоснование жалобы указывает на необоснованность выводов суда, о наделении оспариваемого Решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 35/7 "Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год" признаками нормативности, поскольку оспариваемое решение не содержит правовых норм обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений, содержит показатели, характеризующие выполнение годовых утвержденных бюджетных назначений за 2022 финансовый год по доходам, расходам и т.д, кроме того не предполагает правовых последствий при принятии иных актов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и не обязывает кого-либо к каким -либо действиям.
В кассационной жалобе Мэр ЗАТО Северск ставит вопрос об отмене апелляционного определения. Доводы кассационной жалобы Мэра ЗАТО Северск аналогичны доводам, изложенным в кассационной жалобе Администрации ЗАТО Северск.
В кассационной жалобе Дума ЗАТО Северск ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе определения суда первой инстанции о прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указывают на необоснованность выводов суда о наделении оспариваемого Решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 35/7 "Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год" признаками нормативности, поскольку содержит показатели, закрепляющие финансовые результаты деятельности органов местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 "Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области", принятого решением СНП ЗАТО Северск от 12.04.2005 N 69/1 (далее - Устав ЗАТО Северск) к вопросам местного значения ЗАТО Северск относится составление и рассмотрение проекта бюджета ЗАТО Северск, утверждение и исполнение бюджета ЗАТО Северск, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск.
В силу пункта 2 статьи 27 Устава ЗАТО Северск к исключительной компетенции Думы находится утверждение бюджета ЗАТО Северск и отчета о его исполнении.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 статьи 27 Устава ЗАТО Северск Дума ЗАТО Северск устанавливает порядок рассмотрения проекта бюджета ЗАТО Северск на очередной финансовый год и плановый период, утверждения и исполнения бюджета ЗАТО Северск, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 30 Устава ЗАТО Северск в систему муниципальных правовых актов входят решения Думы.
Частью 1 статьи 31 Устава ЗАТО Северск установлено, что Дума в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Томской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Северск, а также решения по вопросам организации деятельности Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом.
Отменяя определение городского суда, которым производство по административному дела прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ с указанием на то, что требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку связаны с разрешением вопросов, возникающих из внутренней деятельности органов местного самоуправления, суд апелляционной инстанции, оценив форму и содержание акта, являющегося предметом оспаривания по настоящему делу - решение Думы ЗАТО Северск N 35/7 от 25.04.2023 "Об утверждении годового отчёт об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год", руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 20 КАС РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришел к выводу, что у городского суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу, поскольку оспариваемый акт носит нормативный характер, административное дело подлежало рассмотрению Томским областным судом в качестве суда первой инстанции, что явилось основанием для отмены определения городского суда и направления административного дела по подсудности.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы кассационных жалоб не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене апелляционного определения, поскольку основаны на неверной оценке характера спорных правоотношений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационных жалобах, кассационные жалобы администрации ЗАТО Северск Томской области, Мэра ЗАТО Северск, Думы ЗАТО Северск удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 25 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы администрации ЗАТО Северск Томской области, Мэра ЗАТО Северск, Думы ЗАТО Северск - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 ноября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.