Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Генимана Ивана Сельфестровича, поданную через суд первой инстанции 10 октября 2023 г, на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 20 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 мая 2023 г.
по административному делу N 2а-656/2023 по административному исковому заявлению Генимана Ивана Сельфестровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору Поповой Александре Александровне о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гениман И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 10 октября 2022 г. N об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес", возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности.
Требования мотивируе т тем, что указанный земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N который был предоставлен административному истцу на основании государственного акта от 19 декабря 1991 г. в пожизненное наследуемое владение. Постановлением администрации Тальменского района от 28 января 2021 г. по заявлению Генимана И.С. право пожизненного наследуемого владения было переоформлено на право аренды, 10 мая 2022 г. заключен договор аренды указанного земельного участка. 24 июня 2022 г. между ним и администрацией Тальменского района был заключен договор купли-продажи земельного участка, после чего Гениман И.С. подал заявление о государственной регистрации права собственности. Уведомлением от 10 октября 2022 г. N ему отказано в государственной регистрации права собственности со ссылкой на то, что договор купли-продажи от 24 июня 2022 г. является ничтожной сделкой, так как противоречит положениям статьи 1 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 г. N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения". Административный истец считал данный отказ незаконным, поскольку регистрирующим органом не учтены положения пунктов 3, 3.2, 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", из которых, по мнению административного истца, следует, что воля законодателя направлена на переоформление права пожизненного наследуемого владения на право собственности. Оспариваемый отказ нарушает права истца как собственника земли на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 20 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 мая 2023 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением Президиума Тальменского районного совета народных депутатов Алтайского края от 12 декабря 1991 г. N 241 земельный участок площадью "данные изъяты" га из земель колхоза "Родина" был предоставлен Гениману И.С. для организации крестьянского хозяйства в пожизненно наследуемое владение, Гениман И.С. утвержден главой крестьянско-фермерского хозяйства. Деятельность Генимана И.С. в качестве предпринимателя прекращена 11 декабря 2006 г.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер N22:47:000000:539, категория - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение земельного участка - "адрес" в последующем разделен на 2 участка с кадастровыми номерами N
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу - "адрес" с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 26 июля 2021 г.
Постановлением администрации Тальменского района от 28 октября 2021 г. N857 на основании заявления Генимана И.С. было прекращено право пожизненного наследуемого владения, в том числе на спорный земельный участок, регистрация прекращения права произведена 14 января 2022 г.
16 мая 2022 г. между администрацией Тальменского района и Гениманом И.С. был заключен договор аренды спорного земельного участка N о чем 21 июня 2022 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись.
24 июня 2022 г. между Гениманом И.С. и администрацией Тальменского района были заключены соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N заключен договор купли-продажи земельного участка N с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"
24 июня 2022 г. зарегистрировано прекращение права аренды земельного участка, на основании соглашения о расторжении договора.
29 июня 2022 г. сторонами договора - административным истцом в лице ФИО9 - Главой Тальменского района через Тальменский филиала КАУ "МФЦ Алтайского края" в Управление Росреестра по Алтайскому краю было подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на указанный земельный участок.
8 июля 2022 г. Управлением Росреестра было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав до 10 октября 2022 г, на основании пунктов 7, 13 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", поскольку статьей 1 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 г. N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения" установлен запрет до 1 января 2052 г. на предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относится и спорный земельный участок, в связи с чем договор купли-продажи от 24 июня 2022 г. является ничтожной сделкой.
Гениману И.С. и Администрации Тальменского района направлено уведомление N о приостановлении госрегистрации, для устранения причин приостановления предложено представить документы, не противоречащие действующему законодательству и исключающие ничтожность сделки.
10 октября 2022 г. Управлением Росреестра было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, в связи с неустранением в установленный срок причин, явившихся основанием для приостановления государственной регистрации, с чем не согласился административный истец.
Разрешая спор по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пунктов 7 и 13 части 1 статьи 26, части 1 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", абзаца 1 пункта 4 статьи 1, пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 1 Закона Алтайского края от 14 марта 2003 г. N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения", пришел к выводу о том, что с учетом установленного запрета на приватизацию земельных участков на территории Алтайского края до 1 января 2052 г. Управление Росреестра обоснованно отказало в регистрации права собственности Генимана И.С. на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального и процессуального права, поскольку не применены положения пункта 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не учтено, что спорный земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером N на земельные участки с кадастровыми номерами N, при этом право собственности административного истца на последний земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи; не дана оценка доводу истца о противоречии оспариваемого решения сложившейся практике.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 7 статьи 10).
Согласно пункту 3.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.
Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды (пункт 3.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1).
Законом Алтайского края от 14 марта 2003 г. N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения" в Алтайском крае установлен запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2052 г.
Таким образом, исходя из законодательно установленного запрета на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения до 1 января 2052 г, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого решения органа регистрации.
Довод подателя кассационной жалобы об осуществлении регистрационных действий в отношении иного земельного участка правового значения для разрешения настоящего административного иска не имеет.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которыми была обоснованы административный иск и апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иных доводов, которые бы ранее не являлись предметом оценки судов заявителем не приведено.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 20 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.