Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Шерегешского городского поселения, поданную 20 октября 2023 года, на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 3 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 августа 2023 года
по административному делу N 2а-327/2023 по административному иску Гаук Натальи Александровны к Администрации Шерегешского городского поселения об обжаловании решений.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаук Наталья Александровна обратилась в суд с административным иском к Администрации Шерегешского городского поселения о признании незаконным и отмене решения N от 01.11.2022; признании незаконным и отмене распоряжения от 09.09.2022 N685-р; обязании в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление; обязании в месячный срок со дня вступления в законную силу решения сообщить об его исполнении, ссылаясь на то, что ей незаконно было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 3 мая 2023 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 августа 2023 года, решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым: признано незаконным решение Администрации Шерегешского городского поселения N от 01.11.2022 об отказе Гаук Н.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, на Администрацию Шерегешского городского поселения возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гаук Н.А. от 10.02.2022 и сообщить суду об исполнении решения. Признано незаконным распоряжение Администрации Шерегешского городского поселения от 09.09.2022 N 685-р о предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка Никифоровой Р.Ф.
В кассационной жалобе Администрация Шерегешского городского поселения ставит вопрос об отмене решения Таштагольского городского суда Кемеровской области от 3 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 августа 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции иным составом суда, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства дела, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, полагает оспариваемый отказ законным, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен на основании распоряжения Администрации Шерегешского городского поселения о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка от 09.09.2022г. N685-р Никифоровой Р.Ф, которая обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов на праве аренды 23.08.2022.
Поскольку решение суда первой инстанции судом апелляционной инстанции отменено, следовательно, решение суда первой инстанции не может быть предметом кассационного рассмотрения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 10.02.2022 Гаук Н.А. было подано заявление в Администрацию Шерегешского городского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
Ответом Администрации Шерегешского городского поселения от 24.02.2022 N в удовлетворении заявления Гаук Н.А. отказано на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Не согласившись с отказом Администрации Шерегешского городского поселения от 24.02.2022 N Гаук Н.А. обратилась в суд административным исковым заявлением.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области по делу N 2а-919/2022 от 29.06.2022 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19.10.2022 решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 29.06.2022 отменено, принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены: признано незаконным и отменено решение N от 24.02.2022, на Администрацию Шерегешского городского поселения возложена обязанность в десятидневный срок повторно рассмотреть заявление Гаук Н.А, а также обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения сообщить об исполнении решения.
Решением Администрации Шерегешского городского поселения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка N от 01.11.2022, вынесенным по результатам повторного рассмотрения заявления Гаук Н.А. от 10.02.2022, было отказано в предоставлении земельного участка в связи с предоставлением его на основании распоряжения Администрации Шерегешского городского поселения о предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка от 09.09.2022г. N 685-р Никифоровой Р.Ф, которая обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов на праве аренды 23.08.2022.
18.10.2022 (зарегистрировано 21.10.2022) Никифорова Р.Ф. обратилась с заявлением к Администрации Шерегешского городского поселения о предоставлении земельного участка без проведения торгов; согласно договору аренды земельного участка N от 25.10.2022 спорный земельный участок предоставлен Никифоровой Р.Ф.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что момент повторного рассмотрения - 01.11.2022 административным ответчиком обращения Гаук Н.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 10.02.2022 испрашиваемый земельный участок уже был предварительно согласован Никифоровой Р.Ф. по ее заявлению от 23.08.2022, обеспечительных мер в отношении земельного участка Гаук Н.А. не заявлялось.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Административного регламента предоставления муниципальной услуги" "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного Постановлением Администрации Шерегешского городского поселения от 03.12.2021 N184-п, исходил из того, что административным ответчиком нарушена процедура рассмотрения заявлений граждан Гаук Н.А. и Никифоровой Р.Ф, предусмотренная пунктом 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", действия административного ответчика привели к тому, что решение суда в отношении Гаук Н.А. стало неисполнимым и цели судебной защиты не могли быть достигнуты, пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконными решения N от 01.11.2022 и распоряжения от 09.09.2022 N685-р.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданин обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
На основании пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено без проведения торгов путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Согласно пункту 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Исходя из норм права, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельства, выводы суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемых решений, нарушающих права и законные интересы административного истца, являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что заявление административного истца поступило ранее (10.02.2022) заявления Никифоровой Р.Ф. от 23.08.2022, отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Гаук Н.А. был признан незаконным с возложением на администрацию обязанности повторного рассмотрения данного заявления Гаук Н.А.
Вопреки доводам административного ответчика, все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанции правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актов выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.