Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самохвалова Антона Викторовича, поданную 3 октября 2023 г, на решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 7 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 27 сентября 2023 г, по административному делу N 2а-1728/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (далее ФКУ ИК - 40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу) об установлении административного надзора в отношении Самохвалова Антона Викторовича.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснение Самохвалова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК - 40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в Ленинский районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Самохвалова А.В. на срок 3 года и административных ограничений.
Требования мотивированы тем, что в Самохвалов А.В. осуждён приговором Ленинского районного суда г. Ярославля от 13.03.2014 по ч. 4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ч. 5 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 11 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Осужденный отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления. За время отбывания наказания характеризуется отрицательно, допустил 285 нарушений установленного порядка отбывания наказания, постановлением начальника ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 30.01.2021 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 7 августа 2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 27.09.2023, административные требования удовлетворены частично: Самохвалову А.В. установлен административный надзор сроком на 3 года, срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением административных ограничений в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, а именно за пределы Кемеровской области-Кузбасса; обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. В остальной части в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе Самохвалов А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении материалов дела в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает, что был лишен права на подачу встречного иска, материалы по данному административному делу не объединены с материалами административного дела N 2а-1715/2023 по обжалованию двух взысканий. В представленной характеристике указаны недостоверные данные о нем, в том числе о совершенном преступлении группой лиц с его участием, хищении денежных средств, сведения о трудовой деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Перечень административных ограничений установлен статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ, которые могут быть применены к поднадзорному лицу, в том числе: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Самохвалов А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором 13.03.2014 Ленинским районным судом г. Ярославля от 13.03.2014 за совершение особо тяжкого преступления, назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Самохвалов А.В. подлежит освобождению по отбытии наказания 06.12.2023.
Постановлением начальника ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу от 30.10.2021 Самохвалов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно характеристике ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Самохвалов А.В. характеризуется отрицательно. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу" с 03.11.2022 неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.
В период с 13.03.2014 по 03.11.2022 Самохвалов А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу. За указанный период на осужденного наложено 73 взыскания, поощрений не имел.
Согласно справке ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, за время отбывания наказания в исправительных учреждениях Самохвалов А.В. привлекался к дисциплинарной ответственности 285 раза.
Разрешая заявленные административные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, тяжесть и характер совершенного Самохваловым А.В, данные о личности осужденного, о его поведении в период отбывания наказания, отношение к установленному порядку отбывания наказания, а также то, что Самохвалов А.В. отбывает наказание за совершение преступления относящееся к категории особо тяжкое, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, пришел к выводу наличии оснований для установления административного надзора и административных ограничений.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Основания для установления административного надзора, срок и порядок его исчисления определены судами правильно. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, послужившим основанием для установления административного надзора и нормам Федерального закона N 64-ФЗ. Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права при определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не свидетельствуют.
Особенности производства по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установлены главой 29 КАС РФ, которые не предусматривают принятие встречных требований.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
В связи с изложенным, не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы о наличии оснований для объединения в одно производство настоящего дела с иными делами, в том числе с административным делом N 2а-1712/2023, рассматриваемым Ленинским районным судом г. Кемерово, по административному исковому заявлению Самохвалова А.В. по требованию о признании незаконным постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор. Наличие сведений о трудовой деятельности Самохвалова А.В, как в период до осуждения, так и в период отбывания наказания, являлись предметом судебной оценки в суде апелляционной инстанции, установленный административный надзор и административные ограничения обоснованно признаны не чрезмерными.
Нарушений требований процессуального закона при оценке и исследовании доказательств судами не допущено. Доводы заявителя о недоказанности и недостоверности доказательств, представленных административным ответчиком, в том числе характеризующих административного ответчика, носят характер субъективной оценки, выводов судов о наличии оснований для установления административного надзора и административных ограничений не опровергают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Самохвалова А.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 07 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 27 сентября 2023 г, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 ноября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.