Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-169/2023 (УИД: 24RS0018-01-2022-002230-02) по иску Трифоновой Любови Тихоновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трифонова Любовь Тихоновна (далее - Трифонова Л.П, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований Трифонова Л.П. указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 18 августа 2011 г.
27 июня 2022 г. истец уволилась из муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N" (далее - МБОУ СОШ N) и сведения о ее увольнении представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации 6 июля 2022 г.
28 октября 2022 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии на основании части 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 2 ноября 2022 г. в перерасчете пенсии отказано по тем основаниям, что согласно представленной Краевым государственным казенным специализированным учреждением "Центр оценки качества образования" (далее - КГКСУ "ЦОКО") в августе 2022 года отчетности, истец является работающим пенсионером. Данный отказ истец считает незаконным.
Трифонова Л.Т. просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика от 2 ноября 2022 г. об отказе истцу в перерасчете пенсии, обязать произвести перерасчет в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г, взыскать с ответчика расходы на госпошлину 300 рублей, 13 000 рублей за услуги представителя.
Определением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 25 января 2023 г. произведена замена ответчика; Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю).
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 г. исковые требования Трифоновой Л.П. удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 2 ноября 2022 г. N об отказе Трифоновой Любови Тихоновне в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г.
На Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Трифоновой Любови Тихоновне в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г.
С Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Трифоновой Любови Тихоновны взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 13 000 рублей, а всего 13 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 июля 2023 г. решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 г. в части признания незаконным отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 2 ноября 2022 г. об отказе Трифоновой Любови Тихоновне в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г. отменено, в данной части принято новое решение, в удовлетворении данных требований отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю просит об отмене решения Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 июля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, полагает, что суды неверно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку по сведениям, имеющимся в ОСФР Трифонова Л.Т. осуществляла трудовую деятельность в июле 2022 года, следовательно, истец является работающим пенсионером, в связи с чем, у нее не возникает право на выплату суммы пенсии с индексацией.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Трифонова Л.Т, представитель ответчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГКУ "Центр оценки качества образования" (далее - КГКСУ "ЦОКО"), сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимание доводы заявителя кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции такие нарушения допущены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Трифонова Л. Т. с 15 августа 1986 г. по 27 июня 2022 г. состояла в трудовых отношениях с МБОУ "СОШ N" в должности учителя начальных классов, что подтверждается сведениями о трудовой деятельности, предоставленными из информационных ресурсов Пенсионного Фонда Российской Федерации, копиями приказа о прекращении трудового договора, трудовой книжкой истца. При этом сведения об увольнении с работы Трифоновой Л.Т. с 27 июня 2022 г. представлены в Пенсионный фонд в июле 2022 года.
С 18 августа 2011 г. истец является получателем пенсии в размере, предусмотренном для работающих пенсионеров без учета индексации.
28 октября 2022 г. Трифонова Л. Т. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете ей пенсии с 1 июля 2022 г, как неработающему пенсионеру, однако Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 2 ноября 2022 г. N ответчик данные требования оставил без удовлетворения, сославшись на сведения персонифицированного учета, основанных на отчетных данных, согласно которым в июле 2022 года истец имела статус работающего пенсионера, вследствие чего, она не могла быть признана неработающим пенсионером.
Из пояснений представителя КГКСУ "ЦОКО", а также табелей учета использования рабочего времени работников ППЭ за период с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. следует, что Трифонова Л.Т. в июле 2022 года не принимала участия в проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА).
Согласно приказу от 25 июля 2022 г. N-гиа размер компенсации Трифоновой Л. Т, привлеченной к проведению ОГЭ ЗАТО г. Зеленогорск в пункте проведения экзамена, за период с мая по июнь 2022 года составил 3879 руб. 21 коп.
Судом также установлено, что Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п "Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации" определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с пунктом 3 которого, для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ "Центр оценки качества образования" или в КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.
КГКСУ "ЦОКО" осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных ст. 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 г. N 6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", и расчет размера компенсации.
Согласно п. 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ "ЦОКО" учитывает:
а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ "ЦОКО";
б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;
в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ "ЦОКО" руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.
Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ "ЦОКО" за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (п. 17).
Таким образом, КГКСУ "ЦОКО" не является работодателем Трифоновой Л.Т. в том правовом смысле, которое закреплено в нормах Трудового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в целях обязательного пенсионного страхования, КГКСУ "ЦОКО" осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, так как данные суммы в соответствии с положениями ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат обложению страховыми взносами.
Разрешая спор, исходя из того, что в период с 27 июня 2022 г. по 26 августа 2022 г. Трифонова Л.Т. являлась неработающим пенсионером, при этом получение Трифоновой Л.Т. в июле 2022 года компенсации за участие в Государственной итоговой аттестации не свидетельствует об осуществлении ею трудовой деятельности в июле 2022 года, поскольку КГКСУ "ЦОКО" не является работодателем истца, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца, признав незаконным отказ Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г, и возложив на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии Трифоновой Л.Т. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г, а также взыскал в соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате услуг представителя в размере 13 000 руб.
Суд апелляционной инстанции отменил решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 г. в части признания незаконным отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 2 ноября 2022 г. об отказе Трифоновой Любови Тихоновне в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г, с принятием в указанной части нового решения, которым истцу в удовлетворении указанных требований отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
При этом основанием для принятия судом апелляционной инстанции нового решения об отказе Трифоновой Л.Т. в признании незаконным отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 2 ноября 2022 г. об отказе Трифоновой Л.Т. в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г. явилось отсутствие вины пенсионного органа в принятии решения об отказе истцу в перерасчете пенсии, поскольку пенсионный орган основывался на представленных КГКСУ "ЦОКО" сведениях, свидетельствующих о работе истца в июле 2022 г, в связи с чем отказ ОПФР по Красноярскому краю истцу в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 года, по мнению судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда, нельзя признать незаконным.
При этом судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводом суда первой инстанции о наличии у Трифоновой Л.Т. права на индексацию размера пенсии с 1 июля 2022 г. и обязании пенсионного органа произвести перерасчет пенсии истцу, поскольку сочла доказанным обстоятельством фактическое прекращение истцом как трудовой, так и иной деятельности, в период которой Трифонова Л.Т. подлежала обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ, в июне 2022 г. Также судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда установила, что Трифонова Л.Т. в июле 2022г. деятельность, предусмотренную частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", не осуществляла, а выплата Трифоновой Л.Т. в июле 2022 г. компенсации от КГКСУ "ЦОКО" за выполненную работу по участию в Государственной итоговой аттестации в мае - июне 2022 г, в том числе направление соответствующих сведений в пенсионный орган с отражением в формах отчетности о периодах выполнения оплачиваемой деятельности данных, исходя из дат ее оплаты, не может являться основанием для лишения истца права на законную индексацию пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необоснованными и незаконными выводы суда апелляционной инстанции в части признания за Трифоновой Л.Т. права на индексацию пенсии с 1 июля 2022 года, производимую согласно положениям части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по следующим основаниям.
Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ) (в редакции действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2.2, 2.4-2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ), в редакции действовавшей в спорный период, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя, отчество;
3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ)
В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. N1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определилпорядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Как разъяснило Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 10 октября 2019 г. N03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.
Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены в том числе и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определилпорядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ). При этом уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1-3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59- 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Судебное постановление суда апелляционной инстанции положениям приведенных норм процессуального закона не соответствует.
Оставляя без изменения решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 года в части возложения на Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обязанности по производству перерасчета пенсии Трифоновой Любови Тихоновне в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец не осуществляла трудовую деятельность в июле 2022 г, КГКСУ "Центр оценки качества образования" работодателем истца не являлся.
Однако, судом апелляционной инстанций не было учтено, что в силу вышеприведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, осуществление пенсионером указанной выше иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, является препятствием для перерасчета размера пенсии с учетом индексации (увеличения).
Как следует из материалов дела, Трифонова Л.Т. привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. в соответствии с расписанием проведения ОГЭ в 2022 г. в качестве организатора ППЭ N, выплаты денежной компенсации, связанные с указанной деятельностью, произведены КГКСУ "Центр оценки качества образования" в июле 2022 г. на основании соответствующих приказов в соответствии с полномочиями, возложенными на указанное учреждение Постановлением Правительства Красноярского края от 07 августа 2018г. N452-п "Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации", что свидетельствует об осуществлении истцом в 2022 г. деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, связанной с участием в подготовке и проведении ГИА.
Таким образом, фактически правоотношения между истцом и КГКСУ "Центр оценки качества образования" в связи с участием в подготовке и проведении ГИА имели место в период с мая 2022 г. по июль 2022 г, указанная деятельность подлежит обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о наличии у суда первой инстанции достаточных оснований для удовлетворении заявленных исковых требований в части возложения на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии, поскольку КГКСУ "Центр оценки качества образования" не являлся работодателем Трифоновой Л.Т. в период с мая по июль 2022 г, и Трифонова Л.Т. прекратила трудовую деятельность с 27 июня 2022 г, нельзя признать соответствующими вышеприведенным нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не дал оценку действиям пенсионного органа с учетом вышеприведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N211н, согласно которым решение о перерасчете пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировке принимается на основании сведений об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности, которые пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей.
При этом КГКСУ "Центр оценки качества образования" представило в пенсионный орган в отношении истца отчетность по форме СЗВ-М за июль 2022 г, в которой отразило произведенную в пользу истца выплату как подлежащую налогообложению.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что юридически значимые обстоятельства не получили правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащим отмене апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17 июля 2023 г. в части оставления без изменения решения Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 года, которым на Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Трифоновой Любови Тихоновне в соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 июля 2022 г. и соответственно в части взыскания с пенсионного органа суммы понесенных истцом расходов по оплате госпошлины и оплате услуг представителя с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 июля 2023 г. в части, в которой решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 6 марта 2023 года оставлено без изменения отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.