Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1626/2023, УИД: 04RS0007-01-2023-000495-98 по иску Жидкова Сергея Юрьевича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидном, по кассационной жалобе Жидкова Сергея Юрьевича на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 июля 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи истца Жидкова С.Ю, его представителя Ковалева В.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жидков С.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом от 22 августа 2022 г. и обязании признать инвалидом, просил признать незаконным решение Бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" об отказе Жидкову Сергею Юрьевичу в установлении инвалидности от 22 августа 2022 г, обязать ответчика признать Жидкова Сергея Юрьевича инвалидом.
Требования мотивированы тем, что в период с 2002 года по 2021 год Жидков С.Ю. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в в/ч "данные изъяты".
13 января 2021 г. Жидков С.Ю. уволен из рядов вооруженных сил в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годным к военной службе. Согласно выписному эпикризу, имеет "данные изъяты". После проведенной операции удаления "данные изъяты", имеет "данные изъяты".
Согласно служебной характеристике установлена "данные изъяты" группа здоровья. На основании решения Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" о направлении на медико-социальную экспертизу N от 1 ноября 2021 г. направлен на прохождение медико-социальной экспертизы (далее по тексту также МСЭ) для установления группы инвалидности. Согласно справке N от 8 ноября 2021 г. Жидкову С.Ю. отказано в установлении группы инвалидности, который он обжаловал в суд.
Определением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 2 августа 2022 г. между сторонами заключено мировое соглашение, согласно которому ответчик обязался в срок не позднее тридцати дней с момента заключения мирового соглашения провести повторную медико-социальную экспертизу Жидкова Сергея Юрьевича в Экспертном составе Главного бюро МСЭ по Республике Бурятия, а также составить программу дополнительного обследования Жидкова СЮ, целью которой должна быть оценка стойкости и степени выраженности болевого синдрома у Жидкова С.Ю. и установления степени выраженности стойких нарушений функций организма человека.
Согласно ответу Главного бюро МСЭ по Республике Бурятия от 23 августа 2022 г. в период с 15 августа до 22 августа 2022 г. истцу проведено очное контрольное освидетельствование, однако никакой программы дополнительного обследования с целью установления степени выраженности стойких нарушений функций организма, как в целом проведение какое - либо обследование ответчик не провел. При этом у Жидкова С.Ю. имеются все условия признания его инвалидом, что подтверждается, в том числе его медицинскими документами.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 июля 2023 г, исковые требования Жидкова Сергея Юрьевича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидном, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Жидков С.Ю. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России ответчик получил судебное извещение 20 сентября 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи истца Жидкова С.Ю, его представителя Ковалева В.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Жидков С.Ю. на основании направления на медико-социальную экспертизу, выданного 1 ноября 2021 г. Государственным автономным учреждением здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" (далее по тексту также ГАУЗ Иволгинская ЦРБ), обратился в Бюро медико-социальной экспертизы N 3 Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" (далее по тексту также ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Бурятия") Минтруда России.
8 ноября 2021 г. Жидков С.Ю. прошел первичное заочное освидетельствование, в ходе которого у истца, по результатам изучения представленных медицинских документов, заключениями специалистов ЛПУ, исходя из комплексной оценки состояния здоровья на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных, имеющиеся на момент освидетельствования проявления "данные изъяты" заболевания "данные изъяты", установлены незначительные нарушения, которые не дают оснований для установления инвалидности.
Полагая, что решение ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Бурятия" от 8 ноября 2021 г. является незаконным, истец обратился в суд с исковым заявлением.
В ходе производства по указанному гражданскому делу, судом назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ ГБ МСЭ по Алтайскому краю Минтруда России.
Согласно заключению от 15 июня 2022 г. эксперты пришли к выводу, что по данным медицинских документов, заключений врачей - специалистов лечебных учреждений и проводивших освидетельствование Жидкова С.Ю. в Бюро N 3 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Бурятия" Минтруда России от 8 ноября 2021 г, невозможно оценить стойкость и степень выраженности болевого синдрома (не имеется сведений о длительном использовании препаратов для лечения хронического болевого синдрома в адекватных дозировках), в статусах специалистов не отражено, как больной передвигается, не описано самообслуживание больного, не оценен объем движений в "данные изъяты", выраженность напряжения "данные изъяты". При проведении заочной медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ могла бы быть составлена Программа дополнительного обследования, целью которой было бы уточнение вышеуказанных нарушений, но это сделано не было. Учитывая вышеизложенное, оценить на период проведения медико-социальной экспертизы в бюро МСЭ N 3 в ноябре 2021 г. (02-08 ноября 2021г.) степень выраженности и связанных с "данные изъяты") функций не представляется возможным.
Определением суда от 2 августа 2022 г. между сторонами утверждено мировое соглашение, согласно которому ответчик обязуется в срок не позднее 30 дней с момента заключения мирового соглашения провести повторную медико-социальную экспертизу Жидкова С.Ю. в экспертом составе Главного бюро МСЭ по Республике Бурятия, а также составить программу дополнительного обследования Жидкова С.Ю, целью которой должна быть оценка стойкости и степени выраженности болевого синдрома у Жидкова С.Ю. и установления степени выраженности стойких нарушений функции организма человека.
Освидетельствование истца в порядке контроля экспертным составом N ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Бурятия" Минтруда России проведено с 15 по 22 августа 2022 г.
При этом 15 августа 2022 г. в отношении Жидкова С.Ю. разработана программа дополнительного обследования в медицинском учреждении: получение "данные изъяты" (в ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Бурятия") в период с 15 августа 2022 г. по 15 августа 2022 г.
С указанной программой истец был ознакомлен и согласен.
Далее, по результатам очного контрольного освидетельствования, решение Бюро МСЭ N 3 "ГБ МСЭ по Республике Бурятия" от 8 ноября 2021 г. не изменено.
Согласно решению от 22 августа 2022 г. экспертами по результатам изучения представленных медицинских, медико-экспертных документов, данных программы, данных программы дополнительного обследования, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых данных у Жидкова С.Ю. выявлено нарушение здоровья с 1 (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений "данные изъяты", "данные изъяты", связанных с "данные изъяты" функций, стойких незначительных нарушений "данные изъяты", обусловленные заболеванием, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Инвалидность не установлена.
Судом по ходатайству стороны истца назначена медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ "Главное бюро МСЭ по Алтайскому краю".
Согласно заключению экспертов ФКУ "Главное бюро МСЭ по Алтайскому краю" от 10 апреля 2023. г. при проведении Жидкову С.Ю. очной медико-социальной экспертизы в экспертом составе N Главного бюро МСЭ по Республике Бурятия 15 августа по 22 августа 2022 г. имелись основания (были выявлены и объективно подтверждены врачами-экспертами) для определения стойких незначительных нарушений "данные изъяты" функций (в рамках 10-30%), стойких незначительных нарушений функций "данные изъяты" (в рамках 10-30%), стойких незначительных нарушений "данные изъяты" (в рамках 10-30%). Сведений для определения стойкого нарушения "данные изъяты" нарушений (боли) у данного гражданина не выявлено.
Установленные функциональные нарушения не ограничивают жизнедеятельность Жидкова С.Ю. ни в одной из категорий ограничения жизнедеятельности.
Выявленные у Жидкова С.Ю. при освидетельствовании в Главном бюро МСЭ незначительные функциональные нарушения, в соответствии с разделом II п. 5 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. N 585-н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", не являются основанием для установления ему инвалидности.
Соответственно, при проведении указанного контрольного освидетельствования в ГБ МСЭ по Республике Бурятия, оснований для изменения решения Бюро МСЭ N 3 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Бурятия" Минтруда России от 8 ноября 2021 г. также не имелось.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом заключения судебной экспертизы, пришел к выводу о том, что при проведении в 2022 году освидетельствования истца нарушений законодательства ответчиком не допущено, освидетельствование проведено компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма истца на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца. С учетом полученных дополнительных данных, при наличии незначительных функциональных нарушений организма Жидкова С.Ю, решение МСЭ от 8 ноября 2021 г. Главным бюро пересмотрено не было, оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, принимая во внимание, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и иных мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно пункту 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее Правила признания лица инвалидом), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Согласно пункту 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 5 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 27 августа 2019 г. N 585н (далее Классификации и критерии) выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Пунктом 9 Классификаций и критериев предусмотрено, что основанием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты. Для направления на медико-социальную экспертизу необходимо, чтобы стойкое расстройство функций организма имело необходимую степень выраженности - со II степени по IV степень, предусмотренные пунктом 5.
Из указанных положений следует, что принятие решений о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу входит в компетенцию врачебной комиссии, при этом законодательством регламентированы условия направления на медико-социальную экспертизу: после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Для установления инвалидности обязательно наличие трех условий для признания гражданина инвалидом, включая нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности. Само по себе наличие заболевания не является безусловным основанием для установления инвалидности. В свою очередь выраженность нарушения функций организма определяется в процентах, основанием для установления инвалидности является наличие расстройства функций организма II и выше степени нарушений (пункт 5 вышеприведенных Классификаций и критериев).
При этом согласно пункту 20 Правил признания лица инвалидом медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.
Кроме того, Правилами признания лица инвалидом также предусмотрено, что гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро (пункт 55); решение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро (пункт 58); решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд (пункт 59).
В соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Таким образом, при разрешении спора по вопросам, требующим специальных знаний, основополагающим доказательством для суда является заключение экспертизы, которое отличается от иных доказательств тем, что содержит заключения специалистов, обладающих специальными познаниями в соответствующей области, правом самостоятельной оценки медицинских документов суд не обладает.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив, что у истца выявлено нарушение здоровья с 1 (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений "данные изъяты", "данные изъяты" связанных с "данные изъяты" функций, стойких незначительных нарушений "данные изъяты" (боль) функций, обусловленные заболеванием, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, при этом инвалидность не установлена, суды первой и апелляционной инстанции пришли в правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку выявленные у Жидкова С.Ю. при освидетельствовании в Главном бюро МСЭ незначительные функциональные нарушения, в соответствии с разделом II п. 5 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019г. N 585-н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", не являются основанием для установления ему инвалидности.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о неверном определении ответчиком степени выраженности стойкого расстройства функций организма, аналогичны доводам искового заявления и апелляционной жалобы, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения суда и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 31 июля 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жидкова Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.