Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-938/2023, УИД: 22RS0068-01-2022-007415-83 по иску Семёнова Андрея Андреевича, Семёновой Татьяны Евгеньевны к комитету по делам молодежи администрации города Барнаула, администрации города Барнаула об оспаривании решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты, взыскании убытков, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе администрации города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 29 марта 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 июля 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семёнов А.А, Семёнова Т.Е. обратились в суд с иском к комитету по делам молодежи администрации г. Барнаула об оспаривании решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты.
В обоснование требований указали, что 2 сентября 2014 г. комитетом по делам молодежи администрации г. Барнаула принято решение о признании семьи истцов участниками государственной программы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2011 -2015 годы.
Истцами направлено заявление о сохранении очередности семьи в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2015-2020 годы в целях использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным. 3 октября 2017 г. получен ответ о принятии положительного решения по заявлению истцов.
10 декабря 2021 г. комитетом по делам молодежи администрации г. Барнаула принято решение об исключении семьи истцов из списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Алтайского края" по г. Барнаулу на 2022 год по причине достижения Семёновым А.А. предельного возраста участия в государственной программе (36 лет), а также признания семьи участницей муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2015-2024 годы" в целях получения единовременной социальной выплаты за счёт средств бюджета г. Барнаула для погашения основного долга и уплаты процентов по кредитному договору от 16 мая 2017 г. N, для оплаты договора купли-продажи жилого помещения от 16 мая 2017 г.
Впоследствии истцами было получено письмо комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула от 18 апреля 2022 г. о принятии решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты в размере 200000 руб. по причине наложения запрета на регистрационные действия в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", отделом судебных приставов Октябрьского района г. Барнаула.
Истцы ссылались на то, что запрет на регистрационные действия в отношении объекта недвижимости не является основанием для отказа в выплате, поскольку отказ в выплате (в апреле 2022 года) имел место до внесения изменений в постановление администрации г. Барнаула от 28 марта 2019 г. N (в ноябре 2022 года), согласно которым в отношении жилого помещения должны отсутствовать ограничения и обременения (за исключением ипотеки). Соответственно, ответчик не мог руководствоваться при принятии решения вышеуказанными изменениями.
Отказывая в выплате, администрация г. Барнаула нарушила законные права истцов. В случае принятия положительного решения в апреле 2022 года был бы погашен основной долг по ипотечному кредиту в размере 200000 руб, что привело бы к уменьшению платежей в счёт погашения кредита с 15597, 35 руб. до 13033, 54 руб. В настоящее время истцы платят по графику, поэтому они переплачивают банку денежные средства в размере разницы между суммами погашения, что составляет за период с 18 апреля 2022 г. по 15 марта 2023 г. 28201, 91 руб, данную сумму истцы просили взыскать с ответчика в счёт возмещения убытков.
Также истцы указывали, что нарушены их нематериальные права на благоприятные жилищные условия. Причинённый моральный вред оценён истцами в 70000 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы, с учётом уточнения требований, просили отменить решение комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула от 12 апреля 2022 г. N об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты, возложить на надлежащего ответчика: комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула либо администрацию г. Барнаула - обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении выплаты; взыскать с надлежащего ответчика сумму переплаченных процентов за период с 18 апреля 2022 г. по 15 марта 2023 г. в размере 28201, 91 руб, а также в счёт компенсации морального вреда - 70000 руб, в счёт возмещения судебных расходов на оплату юридических услуг - 11000 руб, на оплату государственной пошлины - 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 марта 2023 г, с учётом определения об исправлении описки от 14 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 июля 2023 г, исковые требования Семёнова А.А, Семёновой Т.Е. к администрации г. Барнаула в лице комитета по делам молодежи удовлетворены частично.
Признано незаконным решение комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула от 12 апреля 2022 г. N об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты по заявлению Семёнова А.А.
На комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Семёнова А.А. о предоставлении единовременной социальной выплаты в рамках реализации муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2015-2024 годы".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С администрации г. Барнаула в пользу Семёнова А.А. взыскано 10000 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя, 300 руб. - по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе представитель администрации города Барнаула Соболев И.К. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем истцов Семёнова А.А. и Семёновой Т.Е. - Лаптевой М.Г. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России все лица, участвующие в деле - истцы, ответчики, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, заблаговременно получили судебные извещения), не явились, о причинах неявки не сообщили.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 г. рассмотрение дела было назначено с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г. Барнаула. В Центральный районный суд г. Барнаула на видеоконференц-связь явилась представитель истцов Семёнова А.А. и Семёновой Т.Е. - Лаптева М.Г... Указанный представитель не был допущен к участию в судебном заседании в суде кассационной инстанции, поскольку представителем не были представлены документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования (представлен диплом на имя М. в отсутствие документов, подтверждающих перемену фамилии), ранее в суде апелляционной инстанции указанный представитель участия не принимал.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 13 августа 2014 г. N молодая семья Семёновой Т.Е. в составе два человека (Семёнова Т.Е, Семёнов А.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
26 августа 2014 г. Семёнова Т.Е, Семёнов А.А. обратились в комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" на 2011- 2015 годы.
Письмом от 2 сентября 2014 г. N комитетом по делам молодежи администрации г. Барнаула в адрес Семёновой Т.Е. сообщено о принятом решении признать их семью участником государственной программы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы.
16 мая 2017 г. Семёнова Т.Е, Семёнов А.А. приобрели в общую совместную собственность на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Кредит на приобретение жилого помещения предоставлен Банком ВТБ 24 (ЗАО) на основании кредитного договора от 16 мая 2017 г. N.
23 мая 2017 г. зарегистрировано право общей совместной собственности Семёновой Т.Е, Семёнова А.А. на жилое помещение, а также ипотека жилого помещения в пользу Банка ВТБ 24 (ЗАО).
В связи с приобретением жилого помещения 28 сентября 2017 г. Семёнова Т.Е. обратилась в комитет с заявлением о сохранении очерёдности молодой семьи в составе два человека (Семёнова Т.Е, Семёнов А.А.) в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей".
Ответом от 3 октября 2017 г. N комитетом по делам молодежи администрации г. Барнаула Семёновой Т.Е. сообщено, что заявление о сохранении очерёдности семьи в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Алтайского края" на 2014-2020 годы в целях дальнейшего использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, рассмотрено комиссией 3 октября 2017 г, принято решение о сохранении очерёдности семьи в списке участников подпрограммы.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула от 12 апреля 2021 г. N внесены изменения в сведения учётного дела семьи Семёновой Т.Е, признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе по обеспечению жильём или улучшению жилищных условий молодых семей, о составе, месте жительства семьи; определено семью считать составом три человека: Семёнова Т.Е, Семёнов А.А, С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; одновременно изменены сведения о месте жительства семьи Семёновой Т.Е. на новые: "адрес".
29 ноября 2021 г. Семёнов А.А. обратился в комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула с заявлением о включении его семьи в состав муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2015-2024 годы".
Решением комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в г. Барнауле от 7 декабря 2021 г. N семья Семёновых исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2022 год в связи с достижением Семёновым А.А. предельного возраста участия в государственной программе (36 лет).
Этим же решением семья Семёновых составом семьи 3 человека была признана участником муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2015-2024 годы" в целях получения единовременной социальной выплаты за счёт средств бюджета г. Барнаула для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищному кредиту.
8 апреля 2022 г. Семёнов А.А. обратился в комитет по делам молодежи администрации г. Барнаула с заявлением о предоставлении семье в составе трёх человек единовременной социальной выплаты за счёт средств бюджета для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному (жилищному) кредиту, оформленному для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В связи с включением семьи в список претендентов на получение единовременной социальной выплаты 9 апреля 2022 г. Семёновой Т.Е, Семёновым А.А. дано нотариально удостоверенное обязательство оформить жилое помещение в общую долевую собственность всех членов семьи с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
Решением комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в г. Барнауле от 12 апреля 2022 г. N семье Семёновых отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты в рамках реализации муниципальной программы, поскольку на жилое помещение по адресу: "адрес" наложены обременения судебными приставами-исполнителями ОСП Октябрьского района г. Барнаула, ОСП Железнодорожного района г. Барнаула в рамках четырёх исполнительных производств в виде запретов регистрационных действий в отношении жилого помещения.
18 апреля 2022 г. комитетом по делам молодежи администрации г.Барнаула в адрес Семёнова А.А. составлено письменное уведомление об отказе семье в предоставлении единовременной социальной выплаты в связи с наложенными на жилое помещение запретами.
Сведений о направлении данного письменного уведомления в адрес заявителя почтовой связью материалы дела не содержат, однако имеется отметка о личном получении Семёновой Т.Е. 25 августа 2022 г.
Согласно материалам учётного дела семьи Семёнова А.А, Семёновой Т.Е, представленного комитетом по делам молодежи администрации г. Барнаула, выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в отношении жилого помещения, принадлежащего истцам, на момент рассмотрения комитетом по делам молодежи администрации г. Барнаула заявления Семёнова А.А. о предоставлении единовременной социальной выплаты, помимо наличия обременения в виде ипотеки, действовали следующие запреты на регистрационные действия: наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Барнаула от 22 марта 2021 г, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Железнодорожного района г. Барнаула от 26 марта 2021 г, наложенные постановлениями судебного пристава- исполнителя ОСП Октябрьского района г. Барнаула от 5 мая 2021 г, 13 августа 2021 г.
Из пояснений представителя истцов Лаптевой М.Г. судом установлено, что имевшиеся на момент рассмотрения заявления истцов запреты в отношении регистрационных действий с жилым помещением не связаны с ненадлежащим исполнением обязательств по ипотечному кредиту, данные запреты наложены службой судебных приставов в связи с наличием у Семёнова А.А. неисполненных обязательств иного характера - в связи с непогашением потребительских кредитов, займов.
Данные объяснения подтверждаются сведениями о наличии возбужденных в отношении Семёнова А.А, Семёновой Т.Е. исполнительных производств по заявлениям кредитных и микрокредитных организаций, среди взыскателей Банка ВТБ (ПАО) не имеется.
Обращаясь в суд с иском, Семёнова Т.Е, Семёнов А.А. полагали решение комитета по делам молодежи администрации г. Барнаула от 12 апреля 2022 г. N об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты незаконным, просили о его отмене.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 227, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), постановлением администрации г. Барнаула от 18 августа 2014 г. N 1797 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2015-2024 годы", постановлением администрации г. Барнаула от 18 августа 2014 г. N 1797 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2015-2024 годы", постановлением администрации г. Барнаула от 28 марта 2019 г. N 465 "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат за счёт средств бюджета г. Барнаула" в редакции, действовавшей на момент обращения истцов с заявлением в комитет, и исходил из того, что ответчиком неправомерно учтено при рассмотрении заявления Семёнова А.А. в качестве оснований для отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты наличие запретов на регистрационные действия в отношении жилого помещения, наложенных службой судебных приставов. Иных оснований для отказа в назначении выплаты в решении ответчика не содержится. Судом таких оснований при рассмотрении дела не установлено, сторона ответчика на такие обстоятельства не ссылалась.
Срок обращения в суд с иском об оспаривании решения не пропущен.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение от 12 апреля 2022 г. N признано судом незаконным, как нарушающее права истцов, не соответствующее Порядку предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат за счёт средств бюджета г. Барнаула, утверждённому постановлением администрации города Барнаула от 28 марта 2019 г. N, в редакции на момент подачи и рассмотрения спорного заявления Семёнова А.А.
Возлагая на надлежащего ответчика - администрацию г. Барнаула в лице комитета по делам молодежи - обязанность повторно рассмотреть заявление истцов, исходя из компетенции ответчика, с учётом выводов, сделанных при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции исходил из того, что суд не вправе подменять орган местного самоуправления и разрешать вопрос предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту.
На основании статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования о компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения в связи с тем, что истцами не представлено доказательств нарушения неимущественных прав и других нематериальных благ. Нарушение права на получение спорной единовременной социальной выплаты нарушает имущественные права истцов, непосредственно не связано с неимущественными правами на жилое помещение, улучшением жилищных условий как таковых.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании разницы в сумме процентов, фактически уплаченных по ипотечному кредиту, и процентов, которые могли быть уплачены в случае предоставления единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что вопрос непосредственной выплаты меры поддержки судом не разрешён, в связи с чем требование о возмещении убытков заявлено преждевременно.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований, на основании статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешён вопрос о возмещении истцам судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решение суда обжаловано только ответчиком и лишь в части удовлетворенных судом материально-правовых требований, в связи с чем решение суда в остальной части в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части решения, полагая их мотивированными, основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и соответствуют исследованным судом доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее по тексту также Правила), социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Постановлением администрации г. Барнаула от 18 августа 2014 г. N 1797 утверждена муниципальная программа "Улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнаула на 2015-2021 годы", в рамках которой определен размер такой выплаты.
В целях реализации постановления администрации города от 18 августа 2014 г. N 1797 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2015-2024 годы" постановлением администрации г. Барнаула от 28 марта 2019 г. N 465 утверждён Порядок предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат за счёт средств бюджета г. Барнаула (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка в редакции, действовавшей на момент обращения истцов с заявлением в комитет (8 апреля 2022 г.), единовременная социальная выплата за счёт средств бюджета г. Барнаула для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам (далее по тексту также ЕСВ) предоставляется однократно на безвозмездной основе и используется для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам.
Согласно подп. "а" пункта 5 Порядка участником муниципальной программы в целях получения ЕСВ может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребёнка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребёнка и более, соответствующая одновременно следующим требованиям: молодая семья, являвшаяся участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Алтайском крае" государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Алтайского края" по городу Барнаулу не менее двух лет, в которой один из супругов (оба супруга) либо один родитель в неполной семье достигли возраста 36 лет.
Единовременная социальная выплата предоставляется молодым семьям, не имеющим детей, и молодым семьям, имеющим не более двух детей, - в размере 200000 руб, но не более суммы остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этому кредиту на дату подачи документов, указанных в пункте 16 Порядка (пункт 3 Порядка).
Таким образом, поскольку целью предоставления молодым семьям - участницам Подпрограммы социальных выплат является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, предоставленным на приобретение конкретного жилого помещения и предоставление такой выплаты по иным кредитам (займам) и на иные цели не предусмотрено.
Ссылки в кассационной жалобе на положения Порядка предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат за счёт средств бюджета г. Барнаула, утверждённого постановлением администрации г. Барнаула от 28 марта 2019 г. N 465, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого решения комитета от 12 апреля 2022 г. N.
Из материалов дела следует, что на момент подачи Семеновым А.А. заявления и рассмотрения заявления комиссией по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в г. Барнауле (апрель 2022 года) действовало постановление администрации г. Барнаула от 28 марта 2019 г. N 465 "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат за счёт средств бюджета г. Барнаула" в редакции от 7 июня 2021 г.
В силу пункта 2 Порядка в указанной редакции единовременная социальная выплата за счёт средств бюджета г. Барнаула для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам предоставляется однократно на безвозмездной основе и используется для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам.
Постановлением администрации г. Барнаула от 28 ноября 2022 г. N, вступившим в законную силу в день его опубликования - 29 ноября 2022 г, внесены дополнения и изменения в приложение к постановлению администрации города от 28 марта 2019 г. N 465.
Так, новой редакцией пункта 2 Порядка определено, что единовременная социальная выплата за счёт средств бюджета г. Барнаула для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам предоставляется однократно на безвозмездной основе и используется для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам, при этом в отношении жилого помещения должны отсутствовать ограничения и обременения (за исключением ипотеки).
Следовательно, разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно исходили из того, что на момент принятия оспариваемого решения комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в г. Барнауле требования об отсутствии ограничения и обременения (за исключением ипотеки) на жилое помещение отсутствовали.
Такие требования предусмотрены и введены в действие лишь в ноябре 2022 года, то есть заведомо позднее принятие решения о назначении единовременной социальной выплаты в отношении семьи Семёновых.
Между тем, основанием принятия решения ответчика об отказе в предоставлении семье Семёновых единовременной социальной выплаты в рамках реализации муниципальной программы послужило именно наличие наложенных судебным приставом-исполнителем запретов регистрационных действий в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" рамках четырёх исполнительных производств.
Иных оснований для отказа в предоставлении спорной выплаты истцам оспариваемое решение комиссии не содержит.
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств и целевого назначения социальной выплаты, правильным является вывод судов, что данное решение комиссии, не содержащее иных оснований для отказа, закону не соответствует. Положенное в основу решения комиссии основание для отказа в предоставлении выплаты не было предусмотрено действующим на момент принятия комиссией решения Порядка предоставления молодым семьям единовременных социальных выплат за счёт средств бюджета г. Барнаула, что повлекло нарушение прав истцов на своевременное получение выплаты.
Доводы ответчика о целевом назначении спорной выплаты и риске расходования истцами предоставленных денежных средств на снятие ограничений, наложенных судебным приставом-исполнителем, также правомерно отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Из имеющихся в отношении Семёнова А.А. и Семёновой Т.Е. исполнительных производств следует, что меры принудительного исполнения в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении квартиры по адресу: "адрес" применены судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительных производств по взысканию кредитной и иной задолженности, не связанной с ипотечным кредитом.
В целях обеспечения неприкосновенности минимума имущества, в частности заработной платы и отдельных видов доходов, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, законодательством Российской Федерации установлены особенности обращения взыскания на доходы должника-гражданина, а также их списания в целях исполнения обязательств гражданина по кредитному договору.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расширен перечень видов доходов граждан, в отношении которых частью 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен запрет на списание с банковских счетов заёмщиков - граждан доходов, предусмотренных частью 1 статьи 101 указанного Закона, имеющих характер единовременных выплат, в счёт погашения задолженности по договору потребительского кредита (займа), кредитному договору (договору займа), обязательства по которым обеспечены ипотекой, без получения дополнительного согласия заемщиков.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии основания полагать, что на спорную выплату будет обращено взыскание судебным приставом- исполнителем.
Доводы ответчика о возможности расходования истцами спорных денежных средств в своих интересах, в том числе на исполнение иных имеющихся обязательств, также правомерно отклонены судом за необоснованностью, поскольку указанное предположение основанием для отказа в назначении выплаты являться не может, учитывая, что подобный риск существует при предоставлении любого рода социальных выплат и любым лицам.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения суда и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.