Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-327/2023 (УИД: 24RS0018-01-2023-000040-89) по иску Бульц Елены Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании отказа в индексации (увеличении) пенсии незаконным, возложении обязанности произвести индексацию (увеличение) получаемой пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю Королевой Аллы Сергеевны, действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бульц Елена Ивановна (далее - Бульц Е.И, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОПФР по Красноярскому краю) о признании отказа в индексации (увеличении) пенсии незаконным, возложении обязанности произвести индексацию (увеличение) получаемой пенсии.
В обоснование заявленных требований Бульц Е.И. указала, что с 20 декабря 2007 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Приказом директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 161" от 30 июня 2022 г. N Бульц Е.И. уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
1 июля 2022 г. Бульц Е.И. не произведена индексация (увеличение) размера получаемой страховой пенсии по старости.
Бульц Е.И. направила в ОПФР по Красноярскому краю заявление с просьбой о проведении индексации получаемой страховой пенсии по старости.
Письмом ОПФР по Красноярскому краю от 13 декабря 2022 г. N заявление оставлено без удовлетворения. Отказ мотивирован тем, что в июле 2022 г. Бульц Е.И. работала в КГКСУ "Центр оценки качества образования".
Бульц Е.И. с решением не согласна, поскольку утверждение о том, что она работала в июле 2022 г. в КГКСУ "Центр оценки качества образования" не соответствует действительности.
Бульц Е.И. на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 г. N без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте проведения экзамена с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. Участие в проведении государственной итоговой аттестации проходило до увольнения. После увольнения до 29 августа 2022 г. Бульц Е.И. не работала.
Бульц Е.И. просила суд признать незаконным отказ ОПФР по Красноярскому краю в индексации (увеличении) получаемой страховой пенсии по старости, обязать ОПФР по Красноярскому краю произвести индексацию (увеличение) страховой пенсии по старости с 1 июля 2022 г, взыскать с ОПФР по Красноярскому краю судебные издержки по оплате юридических услуг в сумме 2 000 рублей.
Определением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 2 марта 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГКСУ "Центр оценки качества образования".
Протокольным определением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 30 марта 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Красноярскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю).
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. исковые требования Бульц Е.И. удовлетворены частично. Отказ ОПФР по Красноярскому краю в индексации получаемой Бульц Е.И. страховой пенсии по старости признан незаконным. На ОСФР по Красноярскому краю возложена обязанность произвести индексацию получаемой Бульц Е.И. страховой пенсии с 1 июля 2022 г. С ОСФР по Красноярскому краю в пользу Бульц Е.И. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг в сумме 2 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. в части признания незаконным отказа ОПФР по Красноярскому краю в индексации получаемой Бульц Е.И. страховой пенсии отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бульц Е.И. к ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в индексации получаемой страховой пенсии отказано. В остальной части решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ОСФР по Красноярскому краю ставится вопрос об отмене решения Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Бульц Е.И, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КГКСУ "Центр оценки качества образования", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Бульц Е.И. с 18 августа 1994 г. состояла в трудовых отношениях с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 161" в должности учителя.
На основании приказа министерства образования Красноярского края от 5 мая 2022 г. N Бульц Е.И. привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в качестве организатора в пункте проведения экзамена N с 19 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. в соответствии с расписанием проведения основного государственного экзамена в 2022 году, без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера с КГКСУ "Центр оценки качества образования".
Размер и порядок выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении основного государственного экзамена установлен Порядком выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п.
Согласно указанному Порядку для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ "Центр оценки качества образования" или в КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление о выплате компенсации (п. 3); КГКСУ "Центр оценки качества образования" осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсации, установленных ст. 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 г. N6-2519 "Об образовании в Красноярском крае", и расчет размера компенсации (п. 12); выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ "Центр оценки качества образования" за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ (п. 17).
Бульц Е.И. на основании личного заявления и представленных документов, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, на основании приказа КГКСУ "Центр оценки качества образования" от 25 июля 2022 г. N 280-гиа назначена компенсация за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 23 мая 2022 г. по 22 июня 2022 г. в размере 4 553, 44 рубля.
В июле 2022 г. указанная компенсация за вычетом налога на доходы физических лиц выплачена Бульц Е.И.
С 20 декабря 2007 г. Бульц Е.И. является получателем страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Приказом директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 161" от 30 июня 2022 г. N Бульц Е.И. уволена 30 июня 2022 г. по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию.
Сведения об увольнении с работы Бульц Е.И. с 30 июня 2022 г. по форме СЗВ-ТД представлены в ОПФР по Красноярскому краю.
КГКСУ "Центр оценки качества образования" за отчетный период июль 2022 г. представлена в ОПФР по Красноярскому краю отчетность по формам С313-Стаж и СЗВ-М, об осуществлении Бульц Е.И. трудовой деятельности в июле 2022 г.
В связи с прекращением трудовой деятельности 30 июня 2022 г, начиная с 1 июля 2022 г. ОПФР по Красноярскому краю перерасчет страховой пенсии по старости Бульц Е.И. не произведен.
Приказом директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 161" от 25 августа 2022 г. N Бульц Е.И. принята на работу в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 161" на должность учителя с 29 августа 2022 г.
28 ноября 2022 г. Бульц Е.И. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением об индексации получаемой страховой пенсии по старости с 1 июля 2022 г, как пенсионеру, прекратившему осуществление работы.
Согласно ответу ОПФР по Красноярскому краю от 13 декабря 2022 г. на обращение Бульц Е.И, оснований для индексации страховой пенсии по старости не имеется, поскольку Бульц Е.И. осуществляла трудовую деятельность в июле 2022 г. в КГКСУ "Центр оценки качества образования", с августа 2022 г. продолжает работать в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 161".
Из пояснений представителя КГКСУ "Центр оценки качества образования", табелей учета использования рабочего времени за период с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г. следует, что Бульц Е.И. в июле 2022 г. не принимала участия в проведении государственной итоговой аттестации.
Разрешая спор, исходя из того, что КГКСУ "Центр оценки качества образования" не является работодателем Бульц Е.И. в том правовом смысле, который закреплен в нормах Трудового кодекса Российской Федерации (приказ о приеме на работу не издавался, трудовой или гражданско-правовой договор не заключался, табель учета рабочего времени не велся), в период с 30 июня 2022 г. Бульц Е.И. являлась неработающим пенсионером, получение в июле 2022 г. от КГКСУ "Центр оценки качества образования" компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации не свидетельствует об осуществлении Бульц Е.И. трудовой деятельности в КГКСУ "Центр оценки качества образования" в июле 2022 г, КГКСУ "Центр оценки качества образования" в целях обязательного пенсионного страхования осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации, поскольку данные суммы в соответствии со ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат обложению страховыми взносами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа Бульц Е.И. в индексации с 1 июля 2022 г. страховой пенсии по старости, возложении на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести Бульц Е.И. индексацию страховой пенсии по старости с 1 июля 2022 г, взыскании в пользу Бульц Е.И. судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, оплате юридических услуг в сумме 2 000 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции указав на то, что ответчиком не оспаривалась недостоверность сведений о трудовой деятельности Бульц Е.И. в июле 2022 г, представленных КГКСУ "Центр оценки качества образования", сам по себе факт представления страхователем недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования в отношении Бульц Е.И. не может служить основанием для отказа в заявленных Бульц Е.И. требований к избранному ответчику - пенсионному органу, обязанному произвести индексацию пенсии при подтверждении права на таковую с 1 июля 2022 г, согласился с выводами суда первой инстанции о возложении на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести Бульц Е.И. индексацию страховой пенсии по старости с 1 июля 2022 г.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа ОПФР по Красноярскому краю в индексации получаемой Бульц Е.И. страховой пенсии по старости и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что нарушение пенсионных прав Бульц Е.И. в части отказа в перерасчете пенсии с 1 июля 2022 г. произошло не по вине ответчика, а в связи с тем, что КГКСУ "Центр оценки качества образования" представлены в пенсионный орган недостоверные сведения, свидетельствующие о работе Бульц Е.И. в июле 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.), размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия (ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Из положений ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу частей 6, 7 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 22 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Исходя из абзацев 7 и 8 ст. 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее нормы Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" приведены в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.) индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице; индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Понятие и содержание индивидуального лицевого счета дано в ст. 6 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно подпункту 10 пункта 2 которой в общей части индивидуального лицевого счета указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
Согласно ст. 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 2.4 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подп. 1 п. 2.5 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")
В соответствии с п. 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 211н, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. N 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определилпорядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу п. 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", на основании которых выносит решение о выплате пенсии, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей. Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии.
Частью 9 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения (ч. 2 ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 г. N 452-п (далее - Порядок) устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее - министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается работникам, участвующим по решению министерства образования Красноярского края в проведении государственной итоговой аттестации на основании приказа министерства образования Красноярского края.
Работник или представитель работника представляет в КГКСУ "Центр оценки качества образования" или в КГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление и документы, указанные в пункте 3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении государственной итоговой аттестации: в досрочный и дополнительный периоды - в течение 25 дней со дня завершения каждого из них; в основной период - в течение 45 дней со дня его завершения (п. 5 Порядка).
Согласно п. 19 Порядка КГКСУ "Центр оценки качества образования" осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении государственной итоговой аттестации: в досрочный период - в срок до 5 августа; в основной период - в срок до 5 декабря; в дополнительный период - в срок до 25 декабря.
Как разъяснил Минфин России в письме от 10 октября 2019 г. N 03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации, а не возмещением затрат. Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены, в том числе, и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.
Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что КГКСУ "Центр оценки качества образования" были произведены выплаты компенсации педагогическим работникам, участвовавшим в проведении государственной итоговой аттестации, подлежащие обложению страховыми взносами, КГКСУ "Центр оценки качества образования" по смыслу абзаца 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абзаца 4 ст. 1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении педагогических работников, участвовавших в проведении государственной итоговой аттестации, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в отношении истца.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела неправильно применены приведенные нормы материального права, определяющие условия и порядок перерасчета страховой пенсии по старости.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом исковых требований Бульц Е.И, возражений ответчика относительно иска являлось осуществление Бульц Е.И. деятельности, в период которой она подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в том числе, по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора, суды в качестве юридически значимого в полном объеме не определили, и, соответственно, указанное обстоятельство не получило надлежащей правовой оценки в соответствии с положениями статей 67, 71 ГПК РФ.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести перерасчет пенсии истцу с 1 июля 2022 г, судебные инстанции исходили из того, что истец не осуществляла трудовую деятельность в июле 2022 г, КГКСУ "Центр оценки качества образования" работодателем истца не являлся.
При этом судами при вынесении обжалуемых судебных актов не была дана оценка тому, что периодом осуществления функций по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации лицами, привлекаемыми к государственной итоговой аттестации в пункте проведения экзамена являются май, июнь и июль 2022 г, истец привлекалась по решению Министерства образования Красноярского края для организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период 2022 года - с 19 мая 2022 г. по 9 июля 2022 г, выплата компенсации истцу за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации произведена КГКСУ "Центр оценки качества образования" в июле 2022 г, КГКСУ "Центр оценки качества образования" были предоставлены в пенсионный орган сведения об истце по форме "СЗВ-М" за июль 2022 г. и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем данный период подлежит включению в страховой стаж истца в соответствии с положениями п. 2 ст. 3, ч. 1 ст.11 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что в силу вышеприведенного правового регулирования индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии осуществляется в отношении пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем включение спорного периода в страховой стаж является препятствием для перерасчета размера пенсии с учетом индексации (увеличения).
Поскольку сведениями, имеющимися в пенсионном органе, подтверждается факт уплаты КГКСУ "Центр оценки качества образования" страховых взносов за июль 2022 г. в отношении истца, отраженных в индивидуальном лицевом счете, истца нельзя отнести к категории неработающих пенсионеров в июле 2022 г, выводы судебных инстанций о наличии у истца права на перерасчет размера страховой пенсии по старости как неработающего пенсионера с 1 июля 2022 г. нельзя признать соответствующими вышеприведенным нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к противоречивым выводам об отсутствии правовых оснований для признания отказа ОПФР по Красноярскому краю в перерасчете истцу пенсии с 1 июля 2022 г. незаконным, поскольку указанное решение принято пенсионным органом на основании недостоверных сведений, представленных КГКСУ "Центр оценки качества образования", и об обязании ОСФР по Красноярскому краю произвести перерасчет пенсии истцу с указанной даты. При этом действия КГКСУ "Центр оценки качества образования" не признаны незаконными, судом не дана оценка действиям пенсионного органа с учетом вышеприведенных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 211н.
Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, отсутствие заключенного с Бульц Е.И, участвовавшей в проведении государственной итоговой аттестации, письменного договора, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку в силу положений ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации, за работником, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации на период проведения, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 2 ГПК РФ определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. 12 ГПК РФ).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства ч. 1 ст. 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 ст. 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных ст. 57 ГПК РФ, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца 2 ч. 1 ст. 327 ГПК РФ распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 329 ГПК РФ в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что юридически значимые обстоятельства не получили правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 ГПК РФ, решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 12 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Зеленогорский городской суд Красноярского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.