Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1161/2023, УИД 38RS0024-01-2023-001215-67 по иску Шиловой Людмилы Александровны к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационной жалобе Областного государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" на решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шилова Л.А. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований Шилова Л.А. указала, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на основании служебного ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ
3 февраля 2023 г. она обратилась в ОГКУ "УСЗН по городу Усолье- Сибирское и Усольскому району" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению были приложены, в том числе копия служебного ордера, копия решения Усольского городского суда от 15 марта 2022 г. по её иску к администрации Усольского района, которая ранее являлась уполномоченным органом, принимавшим решение о предоставлении субсидии, и отказавшая в предоставлении субсидии в связи с отсутствием договора найма жилого помещения. С 1 января 2023 г. полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения переданы в учреждения социальной защиты населения.
Решением ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 февраля 2023 г. Шиловой Л.А. было отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием права на получение субсидии, а именно не предоставлены документы пользователя жилого фонда: договор социального найма, договор найма, судебное решение, установившее жилищные права и обязанности на условиях договора найма жилого помещения.
С данным отказом Шилова Л.А. не согласна, так как решением Усольского городского суда от 15 марта 2022 г. установлено, что отсутствие письменного договора найма жилого помещения не может ограничивать её право на получение установленной государством меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Шилова Л.А. просила суд признать незаконным решение ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 февраля 2023 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты обращения; взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 февраля 2023 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность предоставить Шиловой Л.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с даты обращения за предоставлением соответствующей государственной услуги.
С ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" и Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области солидарно в пользу Шиловой Л.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. В удовлетворении иска о компенсации морального вреда в большем размере отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2023 г. отменено в части взыскания компенсации морального вреда солидарно с министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", принято в отменённой части новое решение, которым с ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" в пользу Шиловой Л.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано.
В остальной части решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2023 г. по данному делу оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" просит отменить решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г.
На кассационную жалобу Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения, в которых министерство просит удовлетворить требования ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", изложенные в кассационной жалобе.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Шилова Л.А, представители ответчиков ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, извещались путём направления заказным письмом с уведомлением копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России, о причинах неявки не сообщили.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в возражениях на кассационную жалобу просит о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Усольского районного совета народных депутатов Шиловой Л.А. выдан ордер N на занятие служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на состав семьи 4 человека.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России от 17 октября 2018 г. Шиловой Л.А. было отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес".
Решением Усольского городского суда Иркутской области 15 марта 2022 г, вступившим в законную силу 6 июня 2022 г, удовлетворены исковые требования Шиловой Л.А. к администрации Усольского муниципального района Иркутской области, решение администрации Усольского муниципального района Иркутской области от 11 ноября 2021 г. N об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным, возложена обязанность предоставления Шиловой Л.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При рассмотрении указанного гражданского дела установлено, что отсутствие письменного договора найма жилого помещения не может ограничивать право истца на получение установленной государством меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением N ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 февраля 2023 г. Шиловой Л.А. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием права на получение субсидии, а именно не предоставлены документы пользователя жилого фонда: договор социального найма, договор найма, судебное решение, установившее жилищные права и обязанности на условиях договора найма жилого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Шиловой Л.А. требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, установив, что жилое помещение, в котором Шилова Л.А. проживает, было предоставлено ей на основании ордера, относится к государственному жилищному фонду, иного документа о праве пользования представить не может ввиду отказа ФГКУ "Центррегионжилье" от 17 октября 2018 г. заключить с ней договор найма, исходил из того, что Шилова Л.А. имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем признал незаконным решение N ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 февраля 2023 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Руководствуясь положениями статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", суд первой инстанции, установив, что ответчиками допущено несоблюдение нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), полагая, что нравственные страдания причинены совместными действиями ответчиков, принимая во внимание характер и степень перенесённых истцом нравственных страданий, с учётом требований разумности и справедливости, счёл возможным взыскать солидарно с ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" и Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в пользу Шиловой Л.А. компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным решения ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" от 15 февраля 2023 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и как следствие возложения обязанности на ответчиков принять решение о предоставлении Шиловой Л.А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда в солидарном порядке.
Отменяя решение суда в части взыскания компенсации морального вреда солидарно с Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району", суд апелляционной инстанции исходил из того, что нравственные страдания были причинены истцу принятым ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" решением, с каким-либо заявлением в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области истец не обращалась, доказательства совместного причинения нравственных страданий истцу отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции счёл возможным взыскать компенсацию морального вреда в пользу истца с ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" в размере 5 000 руб.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" и материалам дела не имеется, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац первый пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Частью первой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с частью второй статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учётом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть третья статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В разделе II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен перечень документов, которые заявители представляют с заявлением о предоставлении субсидии.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства с приложением сведений о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр/857 (далее - Приказ N 1037/пр/857) утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Методические рекомендации).
В пункте 44.1 Методических рекомендаций указано, что для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда к документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, рекомендуется относить один из следующих документов:
а) договор социального найма жилого помещения;
б) договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; в) договор найма жилого помещения;
г) договор найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами);
д) договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан;
е) судебное решение, установившее жилищные права и обязанности на условиях, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта.
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что по смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шилова Л.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" на основании ордера N на занятие служебного жилого помещения, выданного ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Усольского района совета народных депутатов, в связи с трудоустройством в войсковой части 36668.
Данное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления закреплено за ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, что установлено вступившим в законную силу решением Усольского городского суда Иркутской области от 15 марта 2022 г. по делу N.
Шилова Л.А. является пенсионером по старости и в силу положений статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу указанного жилого помещения, статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в связи с чем ей было отказано в оформлении договора социального найма на служебное жилое помещение (письмо ФГКУ "Центррегионжильё" от 17 октября 2018 г. N).
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что ордер является подтверждением имеющегося у Шиловой Л.А. права владения и пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, в связи с чем, истец, являясь пользователем жилого помещения в государственном жилищном фонде, имеет право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы ОГКУ "УСЗН по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" о том, что ордер на жилое помещение не является документом, подтверждающим правовое основание владения и пользования жилым помещением, в связи с чем Шилова Л.А. не имеет права на предоставление субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку по действующему до 1 марта 2005 г. законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР). В связи с чем указанные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены правильных по существу решения суда и апелляционного определения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие у Шиловой Л.А. письменного договора найма жилого помещения, при наличии выданного в установленном законом порядке ордера на вселение в жилое помещение, не может ограничивать её право на получение установленной государством меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда, в части не отменённой апелляционным определением, и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2023 г, в части не отменённой апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Областного государственного казённого учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Усолье-Сибирское и Усольскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.