Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-115/2023 (УИД: 42RS0019-01-2022-010211-97) по иску Черного Евгения Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черный Евгений Юрьевич (далее - Черный Е.Ю.) обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Черный Е.Ю. указал, что 2 марта 2022 г. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июня 2022 г. N Черному Е.Ю. в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом пенсионным органом в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы Черного Е.Ю.:
с 22 июля 1992 г. (приказ от 21 июля 1992 г. N) по 14 июня 1994 г. (распоряжение о переводе от 17 июня 1994 г. N) (1 год 10 месяцев 24 дня) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве ученика машиниста разливочной машины (раздел III подраздел 1а позиция 1030100а-14104 Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10);
с 15 июня 1994 г. (распоряжение о переводе от 17 июня 1994 г. N) по 31 января 2013 г. (приказ о переводе от 31 января 2013г. N) (18 лет 7 месяцев) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве плавильщика ферросплавов (раздел III подраздел 2а позиция 1030200а-16645 Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10);
с 1 марта 2014 г. (приказ о переводе от 13 марта 2014 г. N) по 30 сентября 2014 г. (приказ о переводе от 24 сентября 2014 г. N) (7 месяцев) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве старшего мастера (раздел III подраздел 2б позиция 1030200б-2387 Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10);
с 1 октября 2014 г. (приказ о переводе от 24 сентября 2014 г. N) по 3 декабря 2014 г. (приказ от 3 декабря 2014 г. N) (2 месяца 3 дня) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве плавильщика ферросплавов (раздел III подраздел 2а позиция 1030200а-16645 Списка N 1, утвержденного Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).
Обращаясь с иском в суд, Черный Е.Ю. ссылался на то, что отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку представленными справками работодателей, технологическими картами и трудовой книжкой подтверждается его работа в спорные периоды по Списку N 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Черный Е.Ю, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным и отменить решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июня 2022 г. N об отказе в установлении страховой пенсии по старости, включить периоды работы с 22 июля 1992 г. по 14 июня 1994 г. (1 год 10 месяцев 24 дня) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве ученика машиниста разливочной машины, с 15 июня 1994 г. по 31 января 2013 г. (18 лет 7 месяцев) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве плавильщика ферросплавов, с 1 марта 2014 г. по 30 сентября 2014 г. (7 месяцев) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве старшего мастера, с 1 октября 2014 г. по 3 декабря 2014 г. (2 месяца 3 дня) на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели в качестве плавильщика ферросплавов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 марта 2022 г. - с даты достижения 50-летнего возраста.
Определением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 8 февраля 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на правопреемника ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 мая 2023 г. признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июня 2022 г. N об отказе Черному Е.Ю. в установление досрочной страховой пенсии по старости. На ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Черного Е.Ю. с 15 июня 1994 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве плавильщика ферросплавов на Ермаковском заводе ферросплавов, в настоящее время Аксуский завод ферросплавов - филиал АО ТНК "Казхром", установить Черному Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 марта 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Черного Е.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г. решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 мая 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 мая 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г, как незаконных.
На кассационную жалобу Черным Е.Ю. принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Черный Е.Ю, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Черный Е.Ю, "дата" года рождения, обратился 2 марта 2022 г. в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июня 2022 г. N Черному Е.Ю. в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано, поскольку документально не подтвержден специальный и страховой стаж, требуемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Бесспорный специальный стаж Черного Е.Ю, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на дату обращения в пенсионный орган составлял 7 лет 2 месяца 1 день, при требуемом - 10 лет; страховой стаж - 20 лет 4 месяца 29 дней.
Пенсионным органом в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости не зачтены периоды работы Черного Е.Ю. с 15 июня 1994 г. по 31 декабря 1997 г. в качестве плавильщика ферросплавов на Ермаковском заводе ферросплавов Республики Казахстан, по мотиву того, что специальный стаж не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан, справка, уточняющая особый характер работ подписана неуполномоченным лицом; с 1 января 1998 г, поскольку на территории Республики Казахстан назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда с 1 января 1998 г. отменено.
Из копии трудовой книжки следует, что Черный Е.Ю. 22 июля 1992 г. принят учеником машиниста разливочной машины в ферросплавный цех N на Ермаковский ферросплавный завод, 15 июня 1994 г. переведен плавильщиком ферросплавов пятого разряда в том же цехе, 1 февраля 2013 г. назначен начальником смены в том же цехе, 1 марта 2014 г. в связи с изменением структуры управления завода назначен старшим мастером смены в том же цехе, 1 октября 2014 г. переведен в том же цехе плавильщиком ферросплавов по седьмому разряду, 3 декабря 2014 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда N, выданной 21 апреля 2023 г. Аксуским заводом ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром", Черный Е.Ю. работал на Ермаковском заводе ферросплавов с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели с 22 июля 1992 г. (приказ от 21 июля 1992 г. N) по 14 июня 1994 г. (распоряжение о переводе от 17 июня 1994 г. N) в качестве ученика машиниста разливочной машины, выполнял все рабочие функции машиниста разливочной машины; с 15 июня 1994 г. (распоряжение о переводе от 17 июня 1994 г. N) по 31 января 2013 г. (приказ о переводе от 31 января 2013г. N) в качестве плавильщика ферросплавов (раздел III подраздел 2а позиция 1030200а-16645 Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10); с 1 февраля 2013 г. (приказ о переводе от 31 января 2013 г. N) по 28 февраля 2014 г. (приказ о переводе от 13 марта 2014 г. N) в качестве начальника смены; с 1 марта 2014 г. (приказ о переводе от 13 марта 2014 г. N) по 30 сентября 2014 г. (приказ о переводе от 24 сентября 2014 г. N) в качестве старшего мастера (раздел III подраздел 2б позиция 1030200б-2387 Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10); с 1 октября 2014 г. (приказ о переводе от 24 сентября 2014 г. N) по 3 декабря 2014 г. (приказ от 3 декабря 2014 г. N) в качестве плавильщика ферросплавов (раздел III подраздел 2а позиция 1030200а-16645 Списка N 1, утвержденного Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).
Из справки N, выданной 1 сентября 2022 г. Аксуским заводом ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром" следует, что Ермаковский завод ферросплавов переименован в Аксуский завод ферросплавов АО "Транснациональная компания "Казхром", филиал "Аксуский завод ферросплавов" АО "Транснациональная компания "Казхром" переименован в Аксуский завод ферросплавов - филиал ОАО "Транснациональная компания "Казхром", Аксуский завод ферросплавов - филиал ОАО "Транснациональная компания "Казхром" переименован в Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром".
Согласно справке, выданной 2 декабря 2021 г. Центральным филиалом НК АО "Государственная корпорация "Правительство для граждан (Республика Казахстан), на Черного Е.Ю. за период с 23 февраля 1998 г. по 23 января 2015 г. перечислялись обязательные пенсионные вносы.
Факт уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в период с 23 февраля 1998 г. по 23 января 2015 г. также подтверждается оборотами по транзитным счетам вкладчика.
В системе обязательного пенсионного страхования Черный Е.Ю. зарегистрирован 13 января 2015 г.
Разрешая спор, установив, что трудовая деятельность Черного Е.Ю. в период с 15 июня 1994 г. по 31 декабря 2012 г. протекала на территории Республики Казахстан, за данный период работы уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, занятость Черного Е.Ю. на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждена совокупностью представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы Черного Е.Ю. с 15 июня 1994 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве плавильщика ферросплавов на Ермаковском заводе ферросплавов подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Черного Е.Ю. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 1 января 2013 г. по 31 января 2013 г, с 1 октября 2014 г. по 3 декабря 2014 г, с 1 марта 2014 г. по 30 сентября 2014 г, суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств о начислении и уплате дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части пенсии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Черного Е.Ю. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы с 22 июля 1992 г. по 14 июня 1994 г. в качестве ученика машиниста разливочной машины на Ермаковском заводе ферросплавов, суд первой инстанции исходил из того, что должность ученика машиниста разливочной машины не предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Установив, что с учетом включенных периодов работы продолжительность специального стажа Черного Е.Ю. составит 25 лет 8 месяцев 16 дней, что более требуемых 10 лет, суд первой инстанции возложил на ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность назначить Черному Е.Ю. страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на нее - достижения 50-летнего возраста - с 24 марта 2022 г. и признал незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 7 июня 2022 г. N об отказе Черному Е.Ю. в установление досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Постановленные судебные акты по настоящему делу в части, в которой в удовлетворении исковых требований Черного Е.Ю. отказано, не обжалуются, в связи с чем предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не являются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению с спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Частью 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
До 1 января 2023 г. вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Соглашение от 13 марта 1992 г. денонсировано на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и прекратило действие в отношениях Российской Федерацией с другими участниками с 1 января 2023 г.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.).
В соответствии с пунктом "а" подраздела 2 "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей" раздела III "Металлургическое производство" Списка N 1 от 26 января 1991 г. право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют плавильщики ферросплавов (позиция 1030200а-16645).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с абзацем 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
Принимая во внимание вышеизложенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные отношения, и установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный стаж Черного Е.Ю, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы с 15 июня 1994 г. по 31 декабря 2012 г. в качестве плавильщика ферросплавов на Ермаковском заводе ферросплавов, назначении Черному Е.Ю. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 24 марта 2022 г, поскольку данные периоды работы подтверждены справкой, выданной предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность Черного Е.Ю, из которой следует, что Черный Е.Ю. в указанный период работал полный рабочий день на работах с особо вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, также в материалах дела имеется справка, согласно которой за Черного Е.Ю. уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы о том, что в справках, уточняющих характер работы от 1 сентября 2022 г. N 461 и от 21 апреля 2023 г. N 461, имеются явные признаки фальсификации, что вызывает сомнения в подлинности данных документов, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений служить не могут, поскольку в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций представитель ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о подложности доказательств в порядке ст. 186 ГПК РФ не обращался.
В силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями. Правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
Доводы кассационной жалобы о том, что что в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не применены положения Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, регулирующих спорные отношения и отмену судебных актов не влекут.
Статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. установлено, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. вступило в силу для всех участников этого Соглашения с 1 января 2021 г.
Поскольку спорные периоды работы Черного Е.Ю. имели место до 1 января 2021 г, судами к спорным отношениям правильно применены положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и положения пенсионного законодательства Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, отличное от судов толкование положений пенсионного законодательства, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судебными инстанциями нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.