Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Солдатовой С.В, Струковой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-41/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании решений ГБУ Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных и кадастровой оценки (БТИ) в части отказа в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной
по апелляционным жалобам административного истца АО "Тандер" на решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г, дополнительное решение суда от 27 июля 2023 г, которыми административные исковые требования АО "Тандер" удовлетворены частично, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя АО "Тандер" ФИО, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
АО "Тандер" являясь собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 925, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2043 +-/16 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также сособственником земельных участков, с кадастровым номером N, площадью 4009+-/16 кв.м. и с кадастровым номером N, площадью 5866 +-/ 21 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Государственного бюджетного учреждения Астраханской области" Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных и кадастровой оценки (БТИ) от 07 февраля 2023 г. об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости N N, N N, N N, N N. Просил установить кадастровую стоимость указанных выше объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке от 3 декабря 2022 г. N К-22-95-62-1 и от 15 декабря 2022 г. N К-22-95-62-1, подготовленных оценщиком ФИО
В обоснование административных исковых требований указал, что завышенная кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимого имущества влияет на размер земельного налога, налога на имущество организаций, что неправомерно возлагает на АО "Тандер" обязанность по уплате указанных налогов в завышенном размере.
Решением Астраханского областного суда от 26 июня 2023 года административные исковые требования Акционерного общества "Тандер" удовлетворены частично.
Постановлено установить кадастровую стоимость по состоянию на 1 декабря 2022 г.:
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 925, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной 17 065 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2043 +-/16 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной 12 074 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5866+-/21 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной 35 524 000 рублей, - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4009 +-/16 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной 24 743 000 рублей.
В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением Астраханского областного суда от 27 июля 2023 г. постановлено взыскать с Акционерного общества "Тандер" в пользу ООО "АстроПрайс" (ИНН N), "адрес" за проведение судебной экспертизы по административному делу N 3а-41/2023 60 000 рублей.
Представитель АО "Тандер" в апелляционных жалобах считает решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г. и дополнительное решение Астраханского областного суда от 27 июля 2023 г. незаконными и необоснованными, принятыми при неправильном применении норм материального права и нарушении норм процессуального права. В обоснование доводов жалоб ссылается на то, что суд неправомерно принял в качестве допустимого доказательства заключение судебной оценочной экспертизы, которое имеет существенные недостатки, влияющие на итоговую рыночную стоимость объектов недвижимости. Кроме того, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N суд установилкадастровую стоимость выше их кадастровой стоимости. При этом судом не принято во внимание, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, превышающей установленную кадастровую стоимость, приведет к ухудшению финансового положения АО "Тандер", что является недопустимым исходя из требований налогового законодательства, противоречит нормам КАС РФ. Поскольку решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г. не вступило в законную силу, у суда не имелось правовых оснований для взыскания судебных расходов с административного истца.
В отзыве на апелляционные жалобы ГБУ Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных и кадастровой оценки (БТИ) считает решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г. и дополнительное решение суда от 27 июля 2023 г. законным и обоснованными, просит оставить их без изменения, апелляционные жалобы АО "Тандер" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Тандер" ФИО, участвуя в судебном заседании посредством веб-конференции, считает решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г. и дополнительное решение суда от 27 июля 2023 г. незаконными и подлежащими отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание иные лица, привлеченные к участию в рассмотрении дела, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания и доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.
Исходя из положений статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца ФИО, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется КАС РФ, Федеральным законом N 135-ФЗ и Федеральным законом N 237-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При этом статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела усматривается, что административный истец АО "Тандер" является собственником объектов недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 925, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2043 +-/16 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также сособственником земельных участков, с кадастровым номером N, площадью 4009+-/16 кв.м. и с кадастровым номером N, площадью 5866 +-/ 21 кв.м, расположенных по адресу: "адрес"
Налоговые платежи в отношении указанных объектов недвижимого имущества определяются исходя из их кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца АО "Тандер".
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 18 061 856 рублей 17 копеек.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества - земельных участков установлена Постановлением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 20 ноября 2019 года N 19 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Астраханской области": земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2019 года в размере 12 842 671 рублей 67 копеек, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 22 602 344 рубля 31 копейка, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 31 970 933 рублей 08 копеек.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).
Таким образом, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 г. или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021 года), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 19.01.2021 г. N 2-П датой перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ на территории Астраханской области является 01.07.2021 года.
Таким образом, с указанной даты на территории Астраханской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно пункту 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
С 1 июля 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 19.01.2021 N 2-П порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной передан государственному бюджетному учреждению Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) (ст.ст.6 и 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
28.12.2022 года АО "Тандер" обратилось в Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2022 года 5 128 888 рублей, определенном отчетом N К-22-95-62-1 от 03.12.2022 г. частнопрактикующего оценщика ФИО
28.12.2022 года АО "Тандер" обратилось в Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2022 года 9 238 000 рублей, определенном отчетом частнопрактикующего оценщика ФИО N К-22-95-62-1 от 15.12.2022 года.
28.12.2022 г. АО "Тандер" обратилось в Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2022 г. 10 063 000 рублей, определенном отчетом частнопрактикующего оценщика ФИО N К-22-95-62-1 от 15.12.2022 года.
28.12.2022 г. АО "Тандер" обратилось в Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.12.2022 г. 14 724 000 рублей, определенном отчетом частнопрактикующего оценщика ФИО N К-22-95-62-1 от 15.12.2022 года.
Решениями Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) от 07.02.2023 года N N, от 07.02.2022 г. N N, от 07.02.2023 г. N N, от 07.02.2023 г. N отказано в удовлетворении заявлений АО "Тандер" в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст.22.1 N 237-ФЗ бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Судебная коллегия, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения приняты в пределах предоставленных бюджетному органу полномочий, с соблюдением процедуры, предусмотренной работы органа.
Решение суда по данным основаниям не обжаловано.
Решениями Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) от 07.02.2023 года N N, от 07.02.2022 г. N N, от 07.02.2023 г. N N, от 07.02.2023 г. N АО "Тандер" отказано в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости в связи с несоответствием оформления и содержания отчетов об оценке требованиям Федерального закона N 137-ФЗ, статье 11 Федерального закона N 135-ФЗ, а также требованиям федеральных стандартов оценки: пункта 5 ФСО N 3, подпункта "в" пункта 22 ФСО N 7.
В целях оценки правомерности выводов, изложенных в решениях Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) относительно выявленных нарушений в отчете оценщика и установления рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, судом первой инстанции было вынесено определение о назначении по делу судебной экспертизы на предмет проверки отчетов об оценке и установлении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, производство экспертизы поручено ОООР "АстраПрайс" эксперту ФИО
Согласно заключению судебной экспертизы N 016-23 от 15 июня 2023 года отчеты об оценке N К-22-95-62-1 от 15 декабря 2022 года и N К-22-95-52-1 от 3 декабря 2022 года, подготовленные оценщиком ФИО, требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности не соответствуют.
Рыночная стоимость нежилого здания (ОКС), с кадастровым номером N, площадью 925, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" составляет 17 065 000 рублей по состоянию на 01 декабря 2022 года.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2043 +-/16 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" по состоянию на 01 декабря 2022 года в размере 12 074 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5866+-/21 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 декабря 2022 года в размере 35 524 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4009+-/16 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 декабря 2022 года составляет 24 743 000 рублей.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
При оценке объектов недвижимого имущества экспертом применен сравнительный подход к оценке.
Отказ эксперта от применения затратного и доходного подходов имеет соответствующее обоснование и не противоречит Федерального стандарта оценки "Подходы и методы оценки" (ФСО V), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200, пункт 2 которого допускает использовать один подход и метод оценки, если применение данного подхода и метода оценки приводит к наиболее достоверному результату оценки с учетом доступной информации, допущений и ограничений проводимой оценки (стр.78-79, 110 заключения эксперта).
В ходе проведения экспертизы экспертом проведено описание объектов экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, проанализирован рынок недвижимости, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.
Как следует из материалов дела, производя выборку аналогов, эксперт, верно определилнаиболее схожие объекты-аналоги.
При подборе объектов-аналогов эксперт правильно руководствовался пунктом 10 указанного ФСО V, в силу которого при выборе аналогов следует: 1) учитывать достаточность и достоверность информации по каждому аналогу; 2) использовать при проведении анализа наиболее сопоставимые аналоги для того, чтобы вносить меньше корректировок; 3) учитывать, что сделки, совершенные ближе к дате оценки, более репрезентативны, чем сделки, совершенные в более ранний срок, особенно на нестабильных рынках; 4) рассматривать сделки, совершенные между независимыми сторонами; 5) учитывать, что ценовая информация по фактическим сделкам является лучшим основанием для определения стоимости, чем предложения к совершению сделки, если условия сделки соответствуют предпосылкам рыночной стоимости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы земельные участки с кадастровыми номерами N и N, а также их аналоги находятся в одном интервале значений от 0 до 50 соток. Земельный участок с кадастровым номером N также соотносится к выбранными аналогами. В связи с различиями по площади экспертом применены соответствующие корректировки, размер которых обоснован.
Эксперт установил, что все оспариваемые земельные участки и участки аналоги относятся к классу коммерческие земельные участки. Отличие земельных участков офисно-торгового назначения и земельных участков под объекты придорожного сервиса учтены с применением корректировок на торг.
В заключении представлена вся необходимая и проверяемая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объектов, сделан анализ рынка, в том числе сегментов рынка, к которым относится объекты оценки, а также имеется достаточная информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость. К заключению приложены скриншоты объявлений, имеются надлежащие ссылки, приложены копии распечаток, позволяющие делать выводы о достоверности рыночных предложений.
Эксперт обладает достаточной степенью квалификации, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, в соответствии с положениями абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Федерального закона N 135-ФЗ, в материалах дела имеются сведения об обязательном страховании его гражданской ответственности как оценщика, он предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем есть соответствующая расписка, в связи с чем оснований для признания подготовленного им заключения недопустимым доказательством не имеется (статья 61 КАС РФ).
По доводам апелляционной жалобы экспертом ООО "Экспертно-оценочная компания" "Астропрайс" ФИО даны письменные пояснения, в которым даны исчерпывающие ответы на имеющие вопросы к заключению.
Таким образом, заключение оценочной экспертизы соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
Оснований к назначению повторной судебной экспертизы по ходатайству представителя административного истца судебная коллегия не усматривает, поскольку противоречия в выводах эксперта и отсутствие обоснованности выводов в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции по данному делу не установлены, а лицом, заявившем ходатайство о назначении повторной экспертизы, вопреки положениям статьи 62 КАС РФ, не было представлено доказательств, обосновывающих недостоверность выводов, изложенных в заключении судебной экспертизы.
Судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что у Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) имелись предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ основания для отказа в удовлетворении заявления АО "Тандер" об установлении кадастровой стоимости оспариваемых объектов недвижимого имущества земельных участков с в размере их рыночной стоимости, поскольку установлено наличие нарушений требований федеральных стандартов оценки, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости объектов недвижимости, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в части требования об оспаривании решения бюджетного учреждения.
Также судом первой инстанции в дополнительном решении суда от 28 июля 2023 г. верно разрешен вопрос о судебных расходах на проведение судебной оценочной экспертизы, возложив расходы по ее производству на административного истца.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, в удовлетворении основных административных исковых требований - о признании незаконными решений Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) от 07.02.2023 года N N, от 07.02.2022 г. N N, от 07.02.2023 г. N N, от 07.02.2023 г. N об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости судом отказано, а удовлетворение административного иска в остальной части свелось к реализации права АО "Тандер" на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, а принятое по делу решение не может рассматриваться как принятое против административных ответчиков.
Вместе с тем, решение суда Астраханского областного суда 26.06.2023 года подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в соответствии с положениями статьи 3 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, и в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории дел регулируется главой 25 КАС РФ; резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Из заключения судебной оценочной экспертизы следует, что установленная экспертом рыночная стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N составляет 24 743 000 рублей, что превышает его кадастровую стоимость, установленную в размере 22 602 344, 31 рубль, рыночная стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N составляет 35 524 000 рублей, что превышает его кадастровую стоимость, установленную в размере 31 970 933, 08 рублей.
Целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых обязательств в связи с завышением суммы налога на имущество, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Установление судом кадастровой стоимости в размере, равном рыночной, превышающим установленную кадастровую стоимость, является недопустимым, поскольку ухудшает права налогоплательщика и влечет за собой увеличение налоговых платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г. подлежит отмене в части удовлетворения административных исковых требований АО "Тандер" - установления кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в указанной части.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г. отменить в части удовлетворения административных исковых требований АО "Тандер" - установления кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N.
Принять по делу в этой части новое решение, которым административные исковые требования АО "Тандер" в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5866+-/21 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4009+-/16 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Астраханского областного суда от 26 июня 2023 г, дополнительное решение Астраханского областного суда от 27 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы АО "Тандер" удовлетворить частично.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Астраханский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 ноября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.