Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО3 - ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономики Республики ФИО2 ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2023 года, заместитель министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО4 И.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО1 просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-1 одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
Как установлено по делу, Якутской природоохранной прокуратурой министру экономики Республики Саха (Якутия) Даниловой М.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства от 06 октября 2022 года с требованием: безотлагательно в срок не позднее 29 октября 2022 года рассмотреть представление с участием представителя природоохранной прокуратуры и принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствовавших; по указанным фактам организовать и провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о месте и времени рассмотрения представления уведомить Якутскую природоохранную прокуратуру в целях обеспечения участия представителя прокуратуры. О результатах рассмотрения представления сообщить в Якутскую природоохранную прокуратуру в месячный срок до дня его вынесения с приложением копий заключения служебной проверки, приказа о наказании.
01 ноября 2022 года Министерство провело совещание по рассмотрению представления Якутской природоохранной прокуратуры с участием представителя прокуратуры.
Первым заместителем министра экономики РС (Я) ФИО7 в Якутскую природоохранную прокуратуру направлен письменный ответ, датированный 18 ноября 2022 года. В письме указано, что по состоянию на ноябрь 2022 года сформирован проект закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года N 2077-З N 45-VI "О стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" с учетом предложений, поступивших от исполнительных органов государственной власти, народных депутатов Республики Саха (Якутия) и крупных предприятий, всего рассмотрено порядка 150 предложений и замечаний. Значения по показателю "Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО" учтены в проекте Закона. Стратегия и корректировки утверждаются законом, внесение частых изменений нецелесообразно и проблематично, ввиду изменений целевых значений показателей, утверждаемых в рамках подписания ежегодных соглашений о реализации на территории Республики Саха (Якутия) федеральных проектов в случае их корректировок, не могут оперативно вноситься в Стратегию. Министерством добросовестно исполнялись обязательства в целях реализации проекта по строительству мусороперегрузочной станции с элементами сортировки, причиной отставания от сроков, установленных единой дорожной картой, послужили замена земельного участка и необоснованное затягивание проектирования со стороны ООО "Айылга". Также сообщено о наличии технической ошибки по включению в отчеты ООО "Айылга" текущих затрат предприятия, которые были устранены. Проверка первичных данных, подтверждающих фактическое достижение показателей государственных программ, не входит в функции Министерства экономики Республики Саха (Якутия).
Указанный ответ поступил в адрес Якутского природоохранного прокурора 30 ноября 2022 года, что подтверждается рапортом, составленным ведущим специалистом Якутской природоохранной прокуратуры РС (Я) ФИО8 Согласно рапорту, на официальный адрес Якутской природоохранной прокуратуры Республики Саха (Якутия) в установленный срок ответ от Министерства экономики Республики Саха (Якутия) не поступал.
При этом, в направленных документах не содержалось сведений о том, какие приняты организационно-распорядительные документы, меры к устранению выявленных нарушений и их недопущению впредь.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО4 И.Е, поскольку, являясь уполномоченным должностным лицом, умышленно не принял какие-либо меры по устранению выявленных нарушений, при этом заведомо зная, что представление прокуратуры обязательно к исполнению.
Таким образом, ФИО4 И.Е. осознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел его вредные последствия и относился к ним безразлично.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении заместителя министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО4 И.Е. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, и привлечения его к ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях заместителя министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО4 И.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия должностного лица квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1.
Ссылка заявителя о том, что несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельной, поскольку ответ не содержал сведения о том, какие приняты организационно-распорядительные документы, меры к устранению выявленных нарушений и их недопущению впредь, соответственно говорить об исполнении предписания не представляется возможным.
Иные доводы поданной жалобы являлись предметом проверки судьями судов нижестоящих инстанций, сомнений в законности и обоснованности выводов, содержащихся в соответствующих судебных актах не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения заместителя министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО4 И.Е. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено заместителю министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО4 И.Е. в пределах санкции статьи 17.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 13 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономики Республики Саха (Якутия) ФИО3 - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3 - ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции О.Н. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.