Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Приморского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 Первомайского района города Владивостока Приморского края, Военному комиссариату Приморского края, призывной комиссии по мобилизации Первомайского района Владивостокского городского округа, призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа, командиру войсковой части N о признании решений незаконными и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Военного комиссариата Приморского края ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа ФИО6, полагавшей, что апелляционное определение подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Первомайский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Первомайского района города Владивостока Приморского края, призывной комиссии по мобилизации Первомайского района Владивостокского городского округа, командиру войсковой части N, в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконным решение призывной комиссии о призыве его на военную службу по частичной мобилизации; возложить на призывную комиссию обязанность по его отмене; признать незаконными действия Военного комиссариата Первомайского района города Владивостока Приморского края, Военного комиссариата Приморского края по его направлению для прохождения военной службы в войсковую часть N; возложить на Военный комиссариат Первомайского района города Владивостока Приморского края, Военный комиссариат Приморского края обязанность уведомить командира войсковой части N об отзыве ранее выданного предписания о направлении ФИО1 для прохождения военной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 22 сентября 2022 года он был призван на военную службу в связи с частичной мобилизацией и направлен Военным комиссариатом Приморского края в воинскую часть N, где зачислен в списки личного состава. По мнению ФИО1, указанные действия и решение являются незаконными, поскольку он, как работник предприятия оборонно-промышленного комплекса - акционерного общества " "данные изъяты"" (далее - АО " "данные изъяты""), имеет право на отсрочку от призыва по мобилизации. Кроме того, у него имеется хроническое заболевание, которое также даёт право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Определением Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 27 октября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена призывная комиссия по мобилизации Владивостокского городского округа, в качестве заинтересованных лиц: Военный комиссариат Приморского края и АО " "данные изъяты"".
Решением Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 18 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 февраля 2023 года решение Первомайского районного суда города Владивостока Приморского края от 18 ноября 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено решение призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа о призыве ФИО1 на военную службу в ходе частичной мобилизации согласно сформированному 22 сентября 2022 года именному списку граждан, призванных на военную службу по мобилизации. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
5 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Военного комиссариата Приморского края, поданная через Первомайский районный суд города Владивостока Приморского края 26 июля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
По существу в кассационной жалобе содержатся доводы о несогласии с апелляционным определением в той части, в которой административные исковые требования были удовлетворены.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо представителей Военного комиссариата Приморского края и призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа, иные участвующие в деле лица и их представители, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 февраля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает, в том числе, призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами (пункт 1); призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (пункт 2).
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий организуют воинский учёт и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчётности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ предусмотрено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право Указом Президента Российской Федерации.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647) определено, что граждане Российской Федерации, работающие в организациях оборонно-промышленного комплекса, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях).
Из содержания пунктов 27 и 28 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852 (далее - Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации), следует, что призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает одно из следующих решений: о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации; об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации. С объявлением мобилизации призывная комиссия по мобилизации муниципального образования утверждает общее количество граждан, пребывающих в запасе и предназначенных (приписанных) в команды (партии), на основании именных списков, форма которых определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, 20 сентября 2022 года военным комиссариатом Первомайского района города Владивостока Приморского края в адрес АО " N" направлено распоряжение о необходимости обеспечить явку работников предприятия (в том числе и ФИО1) с 22 по 23 сентября 2022 года для проведения мероприятий в рамках проводимой частичной мобилизации.
Административный истец был включён в именной список граждан, призываемых на военную службу по мобилизации и подлежащих направлению в распоряжение войсковых частей.
Приказом врио командира 155 отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота от 23 сентября 2022 года рядовой ФИО1 зачислен в списки личного состава войсковой части N на воинскую должность механика-водителя - электрика станции радиопомех роты.
АО " "данные изъяты"" включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждённых приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 мая 2022 года N 1981.
28, 30 сентября, 3 октября 2022 года в Военный комиссариат Первомайского района города Владивостока Приморского края и Военный комиссариат Приморского края из АО " "данные изъяты"" поступили списки работников данного предприятия, которым в соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 должна быть предоставлена отсрочка от призыва по мобилизации, в числе которых был указан рабочий ФИО1, который участвует в выполнении заданий гособоронзаказа.
Между тем решением призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа от 11 октября 2022 года (протокол N 8) административный истец был включён в именной список граждан от 22 сентября 2022 года, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных военными комиссариатами районов города Владивостока Приморского края в команды для укомплектования воинских частей.
Позже, решением призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа от 5 декабря 2022 года (протокол N 21) ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации.
В то же время, на момент рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций со стороны административных ответчиков не было представлено документов, подтверждающих, что решение призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа от 11 октября 2022 года (протокол N 8) о включении административного истца в именной список граждан от 22 сентября 2022 года, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных военными комиссариатами районов города Владивостока Приморского края в команды для укомплектования воинских частей, отменено.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Первомайский районный суд города Владивостока Приморского края, проанализировав положения Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647, Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал в решении, что каких-либо нарушений при проведении мероприятий по призыву ФИО1 на военную службу в рамках частичной мобилизации со стороны административных ответчиков допущено не было, поскольку на момент совершения таких действий необходимых сведений для предоставления административному истцу отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации не имелось.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа о призыве ФИО1 на военную службу в ходе частичной мобилизации согласно сформированному 22 сентября 2022 года именному списку граждан, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда указала в апелляционном определении, что у ФИО1 имелось право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, поскольку он работал в организации оборонно-промышленного комплекса (АО " "данные изъяты""), которая направляла в военный комиссариат информацию о своих работниках, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации. Вместе с тем, несмотря на наличие таких сведений, решение о призыве административного истца на военную службу по мобилизации призывной комиссии по мобилизации Владивостокского городского округа было принято, административный истец убыл в расположение войсковой части, где находился на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. В то же время, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда отказала в удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемым судебным актом в той части, в которой административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности соответствующей части апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда по удовлетворённой части заявленных административных исковых требований, то оснований не согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришёл к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемом судебном акте. По мнению суда кассационной инстанции, содержание апелляционного определения в соответствующей части в полной мере согласуется с положениями статей 7, 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ, пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647, пунктов 27, 28 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд общей юрисдикции не вправе подменять своим решением компетенцию уполномоченного органа и отменять решение, ранее принятое призывной комиссией по мобилизации Владивостокского городского округа, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, поскольку в силу прямого указания пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ при удовлетворении административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, суд указывает в резолютивной части решения на признание оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующим нормативным правовым актам (на признание его незаконным), при этом устранение допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца в данном случае осуществлено путём отмены решения призывной комиссией по мобилизации Владивостокского городского округа.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что ФИО1 с 23 сентября 2022 года является военнослужащим войсковой части N, поставлен на все виды довольствия, в связи с чем рассмотрение его административного искового заявления, поступившего в Первомайский районный суд города Владивостока Приморского края 20 октября 2022 года, было подсудно военному суду, не могут являться основанием для отмены апелляционного определения.
Как следует из материалов дела, представитель Военного комиссариата Приморского края, а также другие участвующие в деле лица, при рассмотрении административного дела в судах первой и апелляционной инстанций не заявляли ходатайств о его неподсудности судам общей юрисдикции, то есть участвующие в деле лица были согласны на рассмотрение административного спора как Первомайским районный судом города Владивостока Приморского края, так и судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права будет являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, однако принятое судом апелляционной инстанции апелляционное определение по существу является законным и обоснованным.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.