Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Петропавловск-Камчатского городского отделения судебных приставов N 4 Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании постановления незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Петропавловск-Камчатского городского отделения судебных приставов N 4 Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - Петропавловск-Камчатское ГОСП N 4) ФИО1, в котором просила: признать незаконным постановления административного ответчика от 19 августа 2022 года об отказе в приостановлении исполнительного производства N 114144/22/41023-ИП; возложить на судебного пристава-исполнителя обязанности повторно рассмотреть её заявление о приостановлении исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований административным истцом указывалось, что на исполнении в Петропавловск-Камчатском ГОСП N 4 находится исполнительное производство N 114144/22/41023-ИП о взыскании с него в пользу взыскателя - общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - ООО " "данные изъяты"") денежных средств в сумме 15 000 рублей. Постановлением судебного пристава-исполнителя Петропавловск-Камчатское ГОСП N 4 ФИО1 от 19 августа 2022 года ФИО2 отказано в удовлетворении заявления о приостановлении указанного выше исполнительного производства. По мнению административного истца, данное постановление судебного пристава-исполнителя является незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, поскольку в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497) исполнительное производство N 114144/22/41023-ИП подлежало приостановлению.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 сентября 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, в качестве заинтересованного лица - ООО " "данные изъяты"".
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено:
- признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Петропавловск-Камчатского ГОСП N 4 ФИО1 от 19 августа 2022 года об отказе в приостановлении исполнительного производства N 114144/22/41023-ИП;
- на судебного пристава-исполнителя Петропавловск-Камчатского ГОСП N 4 ФИО1 возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 17 августа 2022 года о приостановлении исполнительного производства N 114144/22/41023-ИП.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 февраля 2023 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 сентября 2022 года отменено; по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказано.
31 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 4 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание, проведение которого по ходатайству ФИО2 было организовано с использованием систем видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 февраля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Статьёй 360 КАС РФ, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Из содержания частей 1, 2, 5, 5.1 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что: заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства; такие заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ; если иное не предусмотрено Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, направляет уведомление; в случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Как следует из материалов административного дела, на исполнении в Петропавловск-Камчатском ГОСП N 4 находится исполнительное производство N 114144/22/41023-ИП, возбужденное 18 июля 2022 года, предметом которого является взыскание с должника - ФИО2 в пользу взыскателя - ООО " "данные изъяты"" денежных средств в сумме 15 000 рублей.
17 августа 2022 года административный истец обратился в Камчатское ГОСП N 4 с заявлением, в котором просил приостановить данное исполнительное производство в связи с мораторием, введённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Камчатского ГОСП N 4 ФИО1 в удовлетворении заявления ФИО2 отказано, поскольку в данном случае оснований для приостановления исполнительного производства N 114144/22/41023-ИП в связи с введением моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, не имеется.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края указал в решении, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 распространяются на административного истца, следовательно, учитывая содержание пункта 9 части 1 статьи 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель был обязан приостановить исполнительное производство N 114144/22/41023-ИП.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда указала в апелляционном определении, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 не подлежало применению к спорным отношениям, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства подачи заявления о признании административного истца банкротом и доказательства того, что ФИО2 является пострадавшим субъектом вследствие обстоятельств, ставших основанием для введения моратория; кроме того, не предоставлены доказательства отсутствия возможности у должника по исполнительному производству исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Оснований не согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда пришла к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ данный Федеральный закон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497 предусмотрено введение моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением отдельных категорий должников, сроком на шесть месяцев, на период с 1 апреля по 1 октября 2022 года.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ предусмотрено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьёй 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
Таким образом, исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, и круга лиц, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497, приостановление исполнительных производств возможно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 1 апреля 2022 года, вопрос о принятии которых не был решён к дате введения моратория, либо в случае если исполнение требований исполнительного документа приведёт к банкротству таких лиц.
Иное толкование противоречит положениям Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N 497, направленного на защиту пострадавших субъектов вследствие обстоятельств, ставших основанием для введения моратория.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о возбуждении в отношении ФИО2 дела о её банкротстве и доказательств, указывающих на то, что административный истец является пострадавшим субъектом и не в состоянии исполнить вступившие в законную силу судебные акты, судебному приставу-исполнителю представлены не были, суд апелляционной инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для приостановления исполнительного производства на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, пункта 9 части 1 статьи 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности апелляционного определения, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, а также повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, основанную на неверном толковании норм материального права. Вместе с тем, соответствующая позиция уже была исследована судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонена в апелляционном определении.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда правильно определилаобстоятельства, имеющие значение для дела, дала им надлежащую правовую оценку, верно применила нормы материального и процессуального права, постановив законное и обоснованное апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.